• пятница, 29 Марта, 08:54
  • Baku Баку 5°C

Арабы против арабов

06 июня 2017 | 11:12
Арабы против арабов

ПОЗИЦИЯ
Саудовская Аравия, Египет, Бахрейн и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) заявили о разрыве дипломатических отношений с Катаром. Ситуация развивалась настолько быстро, а действия МИД упомянутой «четверки» были настолько синхронными, что отпадают всякие сомнения относительно дирижерского пульта и наличия «маэстро», донельзя развившего «дистанционную оркестровку».
Последовательная непоследовательность
Итак, накануне утром официальная Манама (столица Бахрейна) разорвала дипломатические связи с Дохой, обвинив соседнее государство во вмешательстве во внутренние дела при наличии угроз безопасности и стабильности. Поступило вполне грозное предупреждение о том, что непременно в течение суток будет закрыто наземное, в том числе железнодорожное, а также морское и воздушное сообщение, а гражданам сопредельной страны Залива дается всего-то две недели на то, чтобы покинуть территорию Бахрейна. Кроме того, все дипломаты объявлены нежелательными персонами, причем все они должны за 48 часов собрать вещи и покинуть место службы вплоть до восстановления отношений.
Катар также обвиняется в эскалации напряженности в СМИ и финансировании вооруженных террористических группировок, что может угрожать безопасности Бахрейна. В Манаме такие действия сочли «грубым нарушением международного права, не считаясь с моральными ценностями и принципами добрососедства». Воздушное и морское пространство Бахрейна уже закрыто для катарских самолетов и кораблей.
Вслед за Бахрейном дипломатические отношения с Катаром разорвала и Саудовская Аравия, которая специфически обвинила его руководство в «поддержке проиранских групп, действующих с целью отделения от королевства (богатого нефтью) города Эль-Катиф (подавляющее большинство жителей которого составляют шииты)» и заявила, что примет в отношении этого государства точно такие же меры, как и Бахрейн. Эр-Рияд уже успел эвакуировать из Йемена катарский военный контингент, который находился там в составе «арабской коалиции».
К ним присоединился Египет, а затем и ОАЭ. Исламская военная коалиция (в ней состоят Египет, Бахрейн, ОАЭ и др. страны) под предводительством Эр-Рияда прекратила участие Катара в операции против «Исламского государства».
Пока без реакции
Официальной реакции Дохи на разрыв дипотношений с четырьмя арабскими странами пока не было, хотя ранее власти Катара отвергали обвинения в поддержке терроризма и заявляли, что против них развернута клеветническая кампания.
Кстати, обострение отношений на Ближнем Востоке началось с показа 24 мая на сайте государственного катарского информационного агентства QNA (Qatar News Agency) церемонии выпуска кадетов военной школы с участием эмира Катара шейха Тамима бен Хамада Аль Тани. Бегущей строкой в ней говорилось о том, что Тани назвал отношения с Израилем «хорошими», ХАМАС - законным представителем палестинского народа, а Иран - «великой исламской державой». Он якобы сказал: «Иран - региональная и исламская держава, глупо игнорировать большую стабилизирующую силу в регионе». А на страничке агентства, более того, появились сообщения о том, что глава МИД Катара шейх Мухаммед бин Абдуррахман аль Тани обвинил арабские государства в организации заговоров против эмира. Вслед за этим сообщалось о том, что якобы отзываются все послы из стран упомянутой четверки, которые, дескать принимали участие в заговоре. Примечательно, что твиты позднее были удалены.
Однако, несмотря на опровержения Катара, его соседи отреагировали на инцидент резко и заблокировали на своих территориях вещание катарских СМИ, включая телеканал «Аль-Джазира», а подконтрольные саудам каналы стали бесперебойно крутить истории о предполагаемой измене арабскому делу эмира.
Фактор братьев-мусульман
Арабские страны давно критиковали Доху за поддержку движения «Братья мусульмане» или «ихванов», как их принято называть в экспертной среде (кстати, официальный запрет на них действует в ОАЭ и Саудовской Аравии). Помнится, три года назад эти страны даже временно отзывали из Катара своих послов после того, как тот выразил поддержку теперь уже экс-президенту Египта Мохаммеду Мурси, который участвовал в выборах как кандидат от «Братьев-мусульман». Дипломаты затем вернулись на место, и в ту пору до морской и воздушной блокады дело не доходило. Так что сегодняшний кризис является самым острым из всех, когда-либо возникавших в отношениях между арабскими деспотиями.
Стоит полагать, что «четверка» лишь искала удобный предлог для того, чтобы атаковать Катар, который давно им мешает. Саудовские СМИ ведут беспрецедентно агрессивную кампанию против Катара и его эмира - следуя приказам саудовской королевской семьи. В саудовской прессе сообщается о неизбежном перевороте в Катаре, который должен отстранить от власти нынешнего эмира, шейха Тамима бин Хамада альТани, и приходе к власти «легитимного крыла» правящей семьи.
Газета Al-Riyadh опубликовала даже обширный материал, посвященный внутреннему конфликту внутри семьи эмира - клана аль Тани. В нем издание положительно отзывается о ветви семьи, которую возглавляет шейх Ахмад бин Али, которую саудовские власти считают «легитимными правителями». Это говорит о том, что начата подготовка переворота с целью свержения нынешнего эмира.
Примечательно, что эскалация кризиса началась во время визита эмира в Кувейт, когда ему передали, что пространства для маневра нет, суд над ним завершен, и все двери перед ним закрыты. Последней каплей, переполнившей чашу терпения Эр-Рияда и других участников исламского саммита в Рияде, стал визит министра иностранных дел Катара Мухаммеда бин Абдуррахман аль Тани в Багдад, где он встретился с командующим Сил аль-Гудс Корпуса стражей исламской революции Ирана генералом Касимом Сулеймани. Это произошло 21 мая, как раз в тот день, когда президент США Дональд Трамп завершил свой визит в Эр-Рияд.
Неподчинение наказуемо
Мало того, 27 мая эмир Катара позвонил иранскому президенту Хасану Роухани и поздравил его с Рамазаном, что с точки зрения стран Залива является очевидным свидетельством переориентации на шиизм, что в дальнейшем выразиться в продолжении поддержки «ихванов», укреплении отношений с Ираном, признании «Хизболла» и ХАМАС национально-освободительными движениями и эскалации конфессиональной войны.
Этот конфликт имеет еще один крайне важный аспект - Катар не подчиняется требованиям Эр-Рияда, а следовательно, и Вашингтона. Но, тем не менее, у Дохи есть свои козыри - турецкая военная база. По некоторым данным, там уже свыше тысячи солдат братской страны, но ей может быть передана еще и «Аль-Удейд» - крупнейшая военная база и логистический центр США во всем ближневосточном регионе, на которой находится около 10 тыс. американских военнослужащих.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать