• вторник, 19 Марта, 15:06
  • Baku Баку 8°C

МБА выходит в прибыль

24 мая 2017 | 15:14
МБА выходит в прибыль

ФИНАНСЫ
Ситуация вокруг Международного банка Азербайджана (МБА), чей внешний долг частично находится в процессе реструктуризации, продолжает оставаться в центре внимания не только внутри страны, но и за ее пределами.
В Казахстане все еще обеспокоены судьбой пенсионеров, которые могут пострадать из-за экономических проблем, с которыми столкнулась крупнейшая финансово-кредитная структура региона. Дело в том, что АО «Единый накопительный пенсионный фонд» дружественного государства инвестировал более 70 млрд тенге ($220 млн) в облигации МБА.
Есть вопросы, есть и ответы
Несмотря на то, что Азербайджанское государство делает все возможное для вывода из дефолта по сути правительственной структуры (75% акций МБА принадлежит Минфину АР), а реструктуризация части его внешнего долга на 2 млрд 337 млн баксов дает все основания верить в безоблачное будущее вложений кредиторов, паника в казахском сегменте соцсетей не утихает. Надо отметить, что новость о возможном банкротстве банка вызвала волну комментариев в сегменте соцсетей по ту сторону Каспия. Выступивший по этому поводу экс-вице-министр экономики Рахим Ошакбаев даже сообщил о существенных рисках, сопряженных с сохранностью пенсионных активов. «Возникают вопросы, кто и как принимал решение о размещении и содержании пенсионных накоплений граждан в высокорискованных активах при кредитном рейтинге МБА на уровне B1 по оценкам Moody’s. Очевидно, что проблема неэффективного управления пенсионными активами должна стать темой публичной дискуссии», - уверен экономист.
С его слов, неизвестно, какой нормативный документ определял порядок инвестирования, и непонятно само основание принятия этого решения. Кроме того, никто не может уверенно заявить, можно ли вернуть деньги казахских пенсионеров, вложенные в облигации азербайджанского банка. Тем временем мнения местных экспертов о серьезности рисков, сопряженных с инвестицией Единого накопительного пенсионного фонда в облигации МБА, различаются. Так, со слов известного экономиста, советника председателя Национального банка Казахстана Айдархана Кусаинова, процесс реструктуризации внешних обязательств никак не скажется на клиентах МБА, их операциях и вкладах, а также иной деятельности банка. «Похоже, действительно, все нормально с инвестицией. Процесс реструктуризации внешних обязательств никак их не затрагивает, а скорее, принесет пользу нашим клиентам», - заверил А.Кусаинов подписчиков в социальной сети facebook.
Паника необоснована
Паника по поводу финансовых возможностей МБА началась в Казахстане после искового заявления о банкротстве, что было подано представителями этой финансовой структуры в Нью-Йоркский окружной суд для получения помощи в реструктуризации долга на сумму $3,337 млрд. Принимая во внимание готовность государства отвечать по обязательствам этого банка, беспокойство казахской стороны лишено оснований, уверены отечественные специалисты.
«Суть добровольной реструктуризации обязательств МБА, о чем и заявило недавно его руководство, сводится к переводу его долгов перед иностранными кредиторами и нашим Нефтяным фондом под ответственность национального правительства. Согласно опубликованному самим банком плану реструктуризации, речь идет о кредитах на общую сумму $3,337 млрд. В основном это долги перед иностранными кредиторами на сумму $2,337 млрд плюс к тому же $1 млрд депозита Государственного нефтяного фонда в структуре», - объяснил член Коллегии адвокатов, банковский эксперт Акрам Гасанов.
В беседе с корреспондентом газеты «Каспiй» эксперт рассказал о многострадальных пенсионных долгах и рисках ЕНПФ в том случае, если деньги казахских пенсионеров не вернет государство и оставит этот долг «висеть» на МБА. По словам нашего собеседника, после реструктуризации обязательств Международный банк станет компанией с чистой прибылью. «У этой организации не будет каких-либо проблем, именно потому по указанной причине беспокоиться не нужно. Просто в Казахстане началась необоснованная паника, - считает эксперт. - На данный момент ситуация, вызванная реструктуризацией долга МБА, не изменилась, поскольку наше государство берет на себя только долги перед семнадцатью иностранными кредиторами. Их перечень опубликован на официальном сайте структуры, так что вышеозначенную сумму просто спишут. Не поймите превратно, ее не аннулируют, а перенаправят на счет государственных обязательств, и это вполне нормальная практика, поскольку отказ от выплат был бы нерациональным шагом, подрывающим авторитет местной финансовой системы. При этом долги иностранным кредиторам будут выплачиваться нашим государством не сразу, а постепенно - вплоть до начала 2025 года. А вот долг казахского пенсионного фонда остается на самом банке, однако кредитору на данный момент ничто не угрожает, поскольку в результате реструктуризации МБА выйдет в прибыль».
С этим заявлением эксперта сложно не согласиться, принимая во внимание немалую помощь, оказанную Международному банку еще до начала реструктуризации внешнего долга этой финансовой организации. Государство не только выкупило кредиты МБА на сумму порядка 10 млрд манатов, но внесло еще 600 млн манатов в уставный капитал этой финансовой организации. Кроме этого, немалые средства были вложены в виде депозитов. «Но даже после таких крупных финансовых вливаний, равных почти годовому бюджету страны, прошлый год банк закончил с убытком на сумму 1,74 млрд манатов, - подчеркнул наш собеседник. - И если уставный капитал МБА составляет 1,24 млрд, для возврата всех долгов этой финорганизации не хватает полмиллиарда манатов. То есть банк не просто неплатежеспособен, но фактически оказался в положении банкрота».
На данном этапе государственной помощи обязательства МБА государство берет на себя, а значит, финансовому положению банка уже ничто не угрожает.
МБА станет источником прибыли
«Государство делает из банка с убытком банк с прибылью в размере более $2 млрд - по сути дела, лучших стартовых условий для приватизации и быть не может. Теперь получившим карт-бланш руководству банка и Палате по надзору за финансовыми рынками предстоит хотя бы не растерять эти позиции, чтобы как можно подороже продать банк потенциальным инвесторам. Ведь банк - структура коммерческая, и основная цель его главного акционера, т.е. государства как можно больше на нем заработать», - сказал эксперт.
К сожалению, мы уже привыкли, что МБА - источник не прибыли, а убытков для нашей страны, и с этой практикой надо кончать, подчеркнул А.Гасанов. «И дело не только в выгодной приватизации банка. Надо еще вернуть многомиллиардные проблемные кредиты, созданные дуэтом Махмудов-Гаджиев. Эта работа почти два года назад была поручена организации «Аграркредит» во главе с Мамедом Мусаевым. Но за все это время данная структура так и не проинформировала общество о своей работе: как идут дела, что вернули, какие есть проблемы, где нужна помощь и т.п. А ведь такая работа в первую очередь требует полной транспарентности. И не только потому, что иначе организацию будут подозревать в коррупции и злоупотреблениях. А просто потому, что речь идет о массовой распродаже имущества и залогов заемщиков. Как же «Аграркредит» умудряется всю эту работу проделать без аукционов и объявлений? Кому, что и как продает? Давно пора выйти из тени и доложить обществу о своих успехах»,- уверен наш собеседник.
По словам специалиста, паника вокруг обязательств Межбанка перед ЕНПФ во многом вызвана политикой самого банка и Палаты по надзору над финансовыми рынками, объявившими о банкротстве, а также молчанием этих структур по поводу процессов, связанных с реструктуризацией обязательств МБА. «Дело в том, что Межбанк и Палата финансового надзора боятся открыто выступить, создавая информационный вакуум. Меня неоднократно спрашивали казахские журналисты, почему комментирую ситуацию я, а не они? B Казахстане даже создается мнение, что я адвокат банка и Палаты финансового надзора, тогда как не имею к этому никакого отношения. Более того, я критикую банк и Палату за неграмотный подход к реструктуризации. Bедь достаточно было договориться с кредиторами о реструктуризации долга, причем с каждым по отдельности во избежание ненужного резонанса. Скажем, приезжает в Баку представитель Citibank, которому должны $750 млн. На месте заключается трехсторонний договор между кредитором, МБА и правительством о реструктуризации долга. И так со всеми кредиторами, чей долг подлежит реструктуризации», - сказал эксперт.
Ажиотаж на голом месте
Судя по его словам, таким образом можно было избежать падения доверия к МБА, его рейтингов и финансовых убытков, принимая во внимание тот факт, что только за последние десять дней потери банка достигли нескольких миллионов из-за паники вокруг банкротства. А ее можно было избежать. «Было, действительно, глупо взять и объявить о банкротстве крупного государственного банка, инициировать скандал со всеми вытекающими отсюда последствиями. К вопросу о том, почему Межбанк и Палата надзора не пошли по простому пути, о котором говорилось выше, вполне возможно, мы стали заложниками конфликта между госорганами, поскольку реструктуризация предполагает перевод долга на Министерство финансов и Государственный нефтяной фонд, а последние могли не согласиться с таким вердиктом», - сказал наш собеседник.
Возвращаясь к вопросу об инвестиции денег казахских пенсионеров в Международный банк Азербайджана, эксперт справедливо заметил отсутствие опасности для кредитора из этой соседней страны. Национальное правительство помогает и продолжает делать все возможное в направлении оздоровления МБА, а недавнее решение о реструктуризации долга - яркое тому подтверждение.
Тамара ХАЙРУЛИНА
banner

Советуем почитать