• пятница, 29 Марта, 01:51
  • Baku Баку 7°C

Закономерный ажиотаж

20 декабря 2013 | 13:10
Закономерный ажиотаж

В соответствии с соглашением о санкционировании «Шахдениз-2», подписанным на этой неделе в Баку, контракт по разработке «Шахдениз» продлевается до 2048 года, а долевое участие SOCAR (Госнефтекомпания Азербайджана) и BP (оператор проекта) в проекте увеличивается до 16,7% и 28,8% соответственно.
Прокомментировать это историческое событие мы попросили руководителя Центра нефтяных исследований Ильхама Шабана.

- Знаменитая «Фаза-2» по разработке газоконденсатного месторождения «Шахдениз» санкционирована. Этого долго ждали добывающие и транспортирующие компании в Европе…
- Начнем с того, что это не отдельный проект, а всего лишь очередная часть полномасштабной разработки месторождения «Шахдениз». Такое, помнится, было и с разработкой нефтяного месторождения «Азери-Чираг-Гюнешли».

- Тогда почему такой повышенный интерес проекту - из-за больших объемов газа?

- Отнюдь нет. По подсчетам специалистов, запасы газа на «Шахдениз» составляют 1 трлн. кубических метров. Если на то пошло, только на месторождении «Кашаган» (Казахстан) столько же газа. А еще больше газа у Казахстана и Туркменистана на месторождениях на суше. А в рамках «Фазы-2» не предполагается добыча более 400 млрд. кубометров газа.
Может, из-за предполагаемых объемов вкладываемых инвестиций? Верно, было объявлено, что в «Фазу-2» будет вложено около 28 миллиардов долларов. Однако в другой мега-проект на Каспии - «Кашаган» - уже вложено 43 миллиарда долларов. Однако добыча первой нефти не вызвала такого интереса.

- Но почему же тогда такой ажиотаж вокруг азербайджанского проекта?

- Дело в том, что в начале XXI века в рамках энергетической безопасности в Европе выдвинули концепцию разветвленных энергоносителей, что предполагало обеспечение своего рынка энергоносителями из альтернативных источников. Тогда, а точнее в 2002 году, всплыл вопрос трубопровода Nabucco. Позже появились параллельные, альтернативные проекты. Препятствовало всему этому лишь одно - отсутствие реальных газовых ресурсов и в ближайшей, и в будущей перспективе. «Фаза-2» для Европы, можно сказать, является единственным альтернативным ресурсом. Далее. Роль «Фазы-2» и ГНКАР в реализации Южного газового коридора неоспорима, а европейские политики получили возможность «выпустить пар» российского Газпрома. Если учесть, что ТАР нацелен на Южную Европу, то на первом этапе транспортировки от этого может выиграть Болгария, которая доселе получала только российский газ. На втором этапе Азербайджан покорит балканские страны. Ведь не случайно на церемонии подписания итогового инвестиционного решения по «Шахдениз-2» балканские страны были представлены в широком составе. Большинство из них зависели только от российского газа. Думаю, поэтому мероприятие было таким грандиозным. И сегодня в Европе, говоря о Каспии, вспоминают Страну огней, ибо энергетическая политика Каспия начинается отсюда.

Али ИБРАГИМЛИ
banner

Советуем почитать