• вторник, 19 Марта, 11:58
  • Baku Баку 8°C

Вырастут ли цены на нефть?

19 мая 2017 | 13:19
Вырастут ли цены на нефть?

КОММЕНТАРИЙ
В мультимедийном пресс-центре Sputnik Азербайджан состоялась пресс-конференция директора Центра нефтяных исследований Caspian Barrel Ильхама Шабана по теме: «Рост цен на нефть. Кратковременная тенденция или...»
По словам И.Шабана, в последние дни цены на нефть разнонаправленно меняются, причем растут они после значительного подъема по итогам предыдущей сессии на ожиданиях продления срока действия соглашения об ограничении добычи нефти. Может ли рост цен на нефть стать долгосрочной тенденцией и как отреагирует мировой рынок энергоресурсов на данный тренд в ближайшем будущем?
Каковы ставки трейдеров?
Специалист по углеводородам перед тематическим мероприятием детально ознакомился с тем, как и на каких основаниях лондонские трейдеры делают ставки на следующий месяц, включая оставшиеся майские дни. И это неспроста, ведь, как известно, через неделю в австрийской столице состоится очередной саммит Организации нефтедобывающих государств (ОПЕК).
Примечательно, что накануне знакового события правительство Саудовской Аравии неожиданно заявило, что достигнутая 30 ноября 2016 договоренность о снижении объема добычи нефти на 1,2 млн баррелей в сутки сроком на полгода будет пролонгирована дополнительно на 9 месяцев. Скорее всего, это и послужило толчком для оживления рынка, что привело к росту цен на 3%. Т.е. цена барреля нефти, независимо от принятого картелем решения, в мае составит примерно $52,5, а в июне будет точно не ниже $51.
«Какое решение будет принято на саммите, пока неизвестно. Хотя очевидно, что либо принятые в минувшем году квоты добычи будут сохранены на следующие шесть месяцев, либо произойдет очередное их снижение, что, конечно же, позитив для всех участников рынка. Судя по настроениям членов картеля, после саммита следует ожидать, что в августе цены по традиции слегка опустятся до уровня чуть ниже психологической отметки в 50 баксов и сохранятся на этом уровне до конца сентября.
Затем вновь вступит в силу тенденция подорожания основного энергетического продукта со средней стоимостью в $52 за баррель, что примерно на четверть выше средневзвешенного показателя минувшего кризисного года. То есть рынок абсолютно адекватно реагирует на запросы как производителей, так и потребителей «черного золота», естественно балансируя интересы обеих сторон», - отметил эксперт.
Нас это относительно устраивает
Такой расклад должен относительно устраивать национальное правительство, так как доходная часть госбюджета сверстана из расчета $40 за баррель, полагает специалист.
«К примеру, в Азербайджане по итогам января-апреля этого года объем добычи снизился примерно на 1 млн тонн, в том числе примерно на 900 тыс. тон в рамках проекта «Азери-Чыраг-Гюнешли». Но при этом чистая прибыль в рамках проекта по данным Государственного нефтяного фонда Азербайджана (ГНФАР) выросла на $467 млн, или примерно на 45%. Дружные прогнозы международного агентства энергетики, а также ОПЕК и МВФ на период с 2018 года по 2020 год практически совпадают и соответствуют тем ценам, о которых мы говорили выше. То есть получается, что в ближайшую пятилетку стоимость обсуждаемого продукта не претерпит революционных изменений. А вот прогноз Всемирного банка довольно оптимистичен - по мнению его представителей, в 2018 году будет наблюдаться рост цен на 8,4% выше, чем в этом году», - сказал И.Шабан.
Не во вред себе
Отвечая на вопрос корреспондента газеты «Каспiй» о том, насколько прогнозы международных финансовых структур учитывают фактор сланцевой нефти, себестоимость которой постепенно снижается, эксперт сослался на рыночные отношения:
- Как известно, при повышении цен на нефть ее добыча из сланцевых пластов или из прилегающих к ним других плотных (низкопроницаемых) коллекторов нефти становится рентабельной. Американский рынок углеводородов сформировался давно, и там принято за аксиому, что его участники не станут действовать себе во вред из боязни банкротства. То есть они не станут увеличивать добычу настолько, чтобы упали цены, поскольку сразу сработает регулирующий фактор товарно-денежных отношений. В данный момент цена барреля сланцевой нефти за океаном составляет $48-49, и это очень хорошая цена для производителей, учитывая, что себестоимость ниже примерно на 20%.
Кроме того, есть статистика, которая показывает, что число буровых установок в этом сегменте растет еженедельно. Так что цена, которая установилась на рынке с сентября 2016 года, устраивает и производителей, и потребителей. К тому же американский рынок настолько велик, что на этом фоне объемы сланцевой нефти не так уж и заметны, чтобы способствовать снижению цен.
- Президент США Дональд Трамп продлил действие эмбарго на поставки нефти из Ирана. Как это отразится на объемах поставок иранского «черного золота», на углеводородном бизнесе этой страны и на рынке в целом?
- Иран и раньше поставлял нефть на рынки, невзирая ни на одно эмбарго в мире. Основная проблема южных соседей заключается в том, что они, во-первых, до сих пор не подключены к международной финансовой сети SWIFT. А во-вторых, еще два года тому назад официальный Тегеран выступал с презентациями о том, что намерен вложить в развитие нефтедобывающей отрасли от $100 до 200 млрд. Но уже прошло два года, и ничего такого мы не наблюдаем. Условия инвестирования в эту проблемную страну довольно специфичны, и это, к сожалению, не способствует притоку зарубежных инвестиций.
И наконец, в Иране полагали, что раз уж достигнуто «джентльменское» соглашение по ядерной программе, то все ограничения должны быть сняты чохом. Однако в реальности вышло так, что наложенные эмбарго будут сниматься, но по мере выполнения теократическим режимом определенных оговоренных условий. Однако мы знаем, что правительство этой страны так и не выполнило условий (например, по разработке ракет средней и большой дальности и, судя по всему, выполнять не собирается), то и ограничения до сих пор не были сняты. Так что пролонгация Трампом эмбарго мало что изменила в данной ситуации. Впрочем, теократии это выгодно - кандидатам в президенты Ирана есть за что ругать «Большого шайтана, мешающего развитию страны, не имеющей аналогов».
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать