• четверг, 25 Апреля, 15:11
  • Baku Баку 23°C

Цена снисходительной улыбки

18 мая 2017 | 10:16
Цена снисходительной улыбки

ПОЛИТИКА
Одна из наиболее обсуждаемых встреч в Вашингтоне президента США Дональда Трампа с турецким коллегой Реджепом Тайипом Эрдоганом, которую ожидали с большим интересом, наконец-то состоялась.
Переговоры в Белом доме, что весьма показательно, длились недолго - ровно 22 минуты. Этот факт можно трактовать по-разному. С одной стороны, получается, вроде почти все обговорено и нет места недосказанности, с другой - может показаться (вариант, близкий к истине), что стороны оказались не готовы к идентификации позиций по большинству вопросов.
Как бы то ни было, обсуждаемый круг проблем во взаимопонимании оказался крайне узок, и в этом немалая «заслуга» как ушедшей в небытие администрации Барака Обамы, так и команды Эрдогана, за истекшие 14 лет сделавшей немало для того, чтобы Турция отошла от курса, начертанного отцом-основателем парламентской республики Мустафой Кемалем Ататюрком.
Террористы одним миром мазаны
На совместной пресс-конференции политики постарались создать впечатление, что диалог прошел в позитивном ключе - мол, говорили главным образом о борьбе с терроризмом. Но и тут не обошлось без острых углов. В частности хозяин Овального кабинета напирал на необходимость продолжения поддержки Анкаре в борьбе с террористической «Курдской рабочей партией» (КРП), однако его визави из Ак Сарая подчеркнул, что одним миром мазаны все террористы, включая боевиков партии «Демократический союз» (ПДС) - сирийского ответвления КРП.
Впрочем, это неплохой знак, поскольку, если туркам с предыдущей заокеанской властью работать было невозможно, то сейчас хотя бы нет недомолвок, а жесткий режим переговоров поспособствует притирке позиций и доведению партнерства до состояния рабочего механизма.
Думается, понимание «дядюшкой Скруджем» озабоченности Анкары придет спустя небольшое время - не в игрушки же играет армия сильнейшей державы Ближнего Востока и не в воробьев из рогаток стреляет на пограничных с Сирией территориях. Поскольку он бизнесмен, ему запросто можно объяснить, что содержание там нескольких дивизий, боевые стрельбы из самолетов и бронетехники, выход из строя живой силы, строительство бетонной стены стоят немалых средств.
Кроме того, речь идет об огромной ответственности, о государственной безопасности, наконец. Тот же Трамп может понять аргументацию Эрдогана, если представит ситуацию на границе с Мексикой - наркобароны и торговцы людьми из соседней страны не обстреливают американскую территорию, тем не менее, глава Белого дома всерьез подумывает о более серьезных ограждениях по всему южному периметру. А ведь в случае с братской страной дело гораздо более серьезное - курдские племена, в частности, при поддержке США решили объединить свои пока разрозненные силы на землях Ирака, Сирии, Ирана, да и самой Турции с намерением создать собственное квази-государство. А это попахивает переделом всего региона и целым рядом сопутствующих геополитических рисков.
Спишем на кадровый вакуум
Буквально на прошлой неделе Трамп разрешил Пентагону начать поставки вооружения боевым отрядам ПДС, так называемым Сирийским демократическим силам и Отрядам народной самообороны, причем сделал это откровенно, даже «не полив соусом» целесообразности. Самое смешное, что говоря накануне о планах Пентагона, пресс-секретарь оборонного ведомства Дана Уайт так и не поняла сути момента: «Мы прекрасно осознаем озабоченность нашего партнера по коалиции - Турции по поводу безопасности в регионе. Мы хотим убедить народ и правительство этой страны в том, что США придерживаются курса на предотвращение дополнительных угроз безопасности и защиту нашего союзника по НАТО», - заявила тогда Уайт.
Так что, скорее всего, вопреки надеждам Анкары, компромисс по поставкам оружия ПДС найден не был. Сторонам не удалось найти решения по это ключевому для Турции вопросу.
С одной стороны, это объясняется тем, что в государственном департаменте США сейчас кадровый вакуум - нет людей, которые могли бы разработать и написать стратегию страны на Ближнем Востоке. Это большая проблема нынешнего периода работы администрации Трампа, и им очень сложно перейти от лозунгов к реальным действиям. С другой - разработка курдской тематики началась еще до кампании против Саддама Хусейна. Заняв Ирак, американцам необходимо было на кого-то опереться, и тогда появился проект «Нового Ближнего Востока», согласно которому этой опорой должны были стать курды и шииты. Потому Эрдогану будет крайне сложно разбить союз американцев с курдами.
И судя по всему, новая администрация Белого дома также делает ставку на курдов, рассчитывая с их помощью освободить от ИГ Мосул и Ракку - «столицу» ИГ в Сирии. Пентагон планирует начать операцию по освобождению Ракки летом 2017 года. Анкара предлагает свое участие в операции, но не согласна штурмовать город вместе с курдами. Как заявил вице-премьер Турции Нуман Куртулмуш, проникновение в Ракку курдских формирований приведет к «изменению этнического состава города», населенного арабами. Анкара не без оснований опасается, что после падения ИГ Ракка станет оплотом курдского сепаратизма, угрожающего национальной безопасности Турции.
Американцы не против участия турецких военных в наступлении на Ракку, но при этом не намерены отказываться от сотрудничества с курдами. 9 мая министр обороны США Джеймс Мэттис во время встречи антиигиловской коалиции в Копенгагене заявил, что целью Пентагона является работа бок о бок с турками ради взятия Ракки.
Однако курдский вопрос - не единственная конфликтная точка, осложняющая переговоры между США и Турцией. Турецкие власти настаивают на экстрадиции Фетхуллаха Гюлена, лидера некогда очень влиятельного в Турции движения «Хизмет», обвиняемого в организации неудавшейся попытки военного переворота в Турции летом 2016 года.
Однако вопрос о Гюлене не носит ультимативного характера. В Анкаре понимают, что Трамп не может никак помочь с выдачей Гюлена.
Как сказал газете «Каспiй» руководитель Исследовательского центра «Атлас», политолог Эльхан Шахиноглу, встречу президента Турции и его американского коллеги вряд ли можно назвать исторической:
- Дело в том, что у Эрлогана были две просьбы к Трампу. Первая - это прекратить вооружать сирийских курдов, а вторая - экстрадиция Фетхуллаха Гюлена в Турцию, и обе просьбы были проигнорированы. После этой безрезультатной встречи отношения США и Турции охладеют еще больше.
Не стоит покупаться на улыбки и рукопожатия Трампа. Его предшественник тоже не раз улыбался лидеру братской страны и пожимал ему руку. Но мы то знаем, что из этого вышло…
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать