• пятница, 29 Марта, 02:09
  • Baku Баку 7°C

По-мирному не получается

12 мая 2017 | 11:02
По-мирному не получается

НРАВЫ
В некогда богатейшей латиноамериканской стране продолжаются многотысячные протесты против непопулярного президента Николаса Мадуро и его правительства. Дошло до того, что противники этой команды уже призывают манифестантов закидывать власти экскрементами.
На самом же деле ситуация более чем серьезная - судите сами, в ходе протестов, которые длятся там уже более месяца, погибли 44 человека (сообщение правозащитного Венесуэльского органа по наблюдению за социальной конфликтностью). По словам экспертов, это неполные данные, так как подсчет велся с 1 апреля по 7 мая включительно. Другая же организация - Венесуэльский уголовный форум сообщает о почти 2 тысячах задержанных, из которых под стражей остается более 650 человек.
Напомним, протесты в Венесуэле начались 4 апреля после решения Верховного суда серьезно ограничить власть оппозиционной Национальной ассамблеи (парламента). Решение было отменено, но сторонники оппозиции вышли на улицы с требованием отставки членов суда и проведения досрочных выборов. Теперь они протестуют и против созыва учредительного собрания, считая это попыткой изменить Конституцию.
Неординарное решение
Теперь же в стране должен пройти «Марш дерьма». Его анонсировали слоганом «У них есть газ, у нас - экскременты». Сообщение об акции стало вирусным и наиболее активно распространяется в группах в мессенджере WhatsApp. В них публикуют пошаговые инструкции по изготовлению «коктейлей Калотова» - так протестующие назвали снаряды с фекалиями по аналогии с коктейлями Молотова.
«Дети выходят с камнями. Это их оружие. Теперь у них есть другое оружие: экскременты», - объяснил The Guardian 51-летний дантист, который готовит контейнеры с фекалиями у себя дома и не хочет быть названным. «Одна из моих пациенток собирает экскременты своего ребенка», - добавил он. Некоторые протестующие призывают не использовать для «коктейлей Калотова» стеклянную тару, чтобы не поранить полицейских, а только унизить их.
Венесуэла переживает серьезный кризис: в стране высокая инфляция, измеряющаяся трехзначными числами, острая нехватка лекарств жизненной необходимости и еды. Многие представители оппозиции выступили против «Марша дерьма»: из-за акции может вырасти количество инфекционных болезней, которое и так растет в отсутствие лекарств. Ситуацию усугубляет нехватка основных чистящих средств, включая мыло.
Власти в ответ сделали заявление, что емкости с экскрементами будут приравнены к разновидности биологического оружия и задержанные с ними граждане будут судимы по соответствующим статьям.
Социализм + коррупция
Откровенно говоря, у венесуэльцев достаточно причин для недовольства действующим президентом-марксистом. Корни нынешнего политического кризиса уходят в 2013 год, когда умер президент Уго Чавес, который в течение нулевых фактически установил в Венесуэле социалистический строй - «Боливарианскую республику» и поставил под контроль государства нефтедобывающую отрасль.
Его преемник и бывший вице-президент Николас Мадуро с небольшим перевесом голосов (50,7%) победил на президентских выборах Энрике Каприлеса (49% голосов), лидера оппозиционной партии «За справедливость». Бывший водитель автобуса Мадуро унаследовал от Уго Чавеса ворох проблем: большой госдолг на уровне 70% от ВВП, дефицит бюджета в районе 13%. Ситуацию усугубило снижение цен на нефть со 100 до 40 долл. за баррель. Венесуэла является экспортно ориентированной страной, и продажа нефти за рубеж составляет 95% ее экспорта. Прибыль от продажи нефти обеспечивает 25% ВВП. С 2013-го по 2017 год инфляция в Венесуэле выросла с 54% до 800% и, по прогнозам МВФ, может достичь 2200% к концу этого года.
В стране возник дефицит продовольствия, наблюдаются перебои с подачей электричества и воды. Венесуэльские предприятия сократили объемы выпуска продуктов питания на 20%. Некоторые венесуэльцы ездят за покупками в соседнюю Колумбию. Усугубилась ситуация на рынке труда. По информации торговой группы Consecomercio, за последние 18 месяцев частный сектор экономики Венесуэлы потерял 1 млн рабочих мест. Социальная напряженность стала катализатором роста преступности - в 2016 году в Венесуэле совершено 28,5 тыс. убийств.
Действующие власти не смогли стабилизировать социально-экономическую ситуацию в стране. При этом во всех социально-экономических проблемах Венесуэлы Мадуро обвиняет «внешних врагов», прежде всего США. Несмотря на тяжелое экономическое положение в стране, власти продолжили поставлять нефть за бесценок в «дружественные страны» Карибского бассейна, включая Кубу и Никарагуа, в рамках инициированной Уго Чавесом программы «Петрокарибе».
При Мадуро коррупция в Венесуэле достигла апогея. По мнению вице-президента контрольной комиссии Национальной ассамблеи Исмаила Гарсиа, в результате коррупционных схем экономика Венесуэлы потеряла 70 млрд долл. Одним из наиболее коррумпированных учреждений является госнефтекомпания PdVSA, которая имеет монополию на экспорт «черного золота».
Оппозиция утверждает, что бывший глава Министерства питания генерал Карлос Озарио, присвоил почти все $27 млрд, выделенных на закупку продовольствия за рубежом.
В Венесуэле практикуется кумовство в высших эшелонах власти. Министр внутренних дел Нестор Торрес назначил свою тещу на должность гендиректора учреждения, ответственного за распоряжение конфискованным имуществом, а двое племянников жены Николаса Мадуро, Эфрейн и Антонио Флорес, замешаны в нелегальной торговле наркотиками.
Конфликт властей
Ситуацию усугубляет конфликт ветвей власти. На волне «голодных бунтов» на парламентских выборах 2015 года в Венесуэле победила центристская коалиция «Круглый стол демократического единства» (заняла 109 из 167 мест в Национальной ассамблее), куда входят оппозиционные партии «За справедливость», «Демократическое действие», «Новое время», «Народная воля». Коалиция заинтересована в проведении амнистии политзаключенных, либерализации экономики и политической жизни Венесуэлы.
«Единая социалистическая партия» Николаса Мадуро занимает 52 места в парламенте. Остальные места распределены между Компартией и «Авангардом двухсотлетней республики».
Депутаты из коалиции «Круглый стол демократического единства» приняли законопроект об амнистии политзаключенных и резолюцию об отставке главы государства. Парламент планировал провести референдум об отставке Мадуро и процедуру импичмента в случае несогласия последнего оставить пост добровольно. По данным разных опросов, около 75% венесуэльцев поддерживают отставку президента.
Но вместо того, чтобы уйти с миром, Николас Мадуро в начале мая распорядился созвать учредительное собрание для разработки новой Конституции. Мадуро заинтересован в том, чтобы новая Конституция позволила правительству под его руководством назначать большинство депутатов парламента из числа граждан, верных существующему строю. Таким образом он смог бы добиться постоянного пропрезидентского большинства в парламенте и лишить своих оппонентов возможности объявить ему импичмент.
Слово за военными?
Сейчас наблюдатели отмечают, что если Мадуро сам не уйдет в отставку, то его могут попытаться свергнуть в ходе военного переворота.
Хотя министр обороны Венесуэлы Владимир Падрино Лопес утверждает, что армия верна президенту, сторонники парламентариев считают, что военные недовольны политикой Мадуро - среди них уже 86 арестованных. По данным информационного ресурса Real Clear World, парламентское большинство может поддержать младший комсостав венесуэльской армии, чье финансово-экономическое положение также ухудшилось при Мадуро.
Кроме того, у президента ухудшились отношения и с региональными игроками. Действия Мадуро осуждают Аргентина и Бразилия, международные организации. Союз южноамериканских наций призывает восстановить демократический порядок в Венесуэле. Страну уже исключили из международной организации МЕРКОСУР (Общий рынок Южной Америки), где доминируют Аргентина и Бразилия. При любых обстоятельствах вооруженный конфликт в Венесуэле не выгоден ни одной из стран Латинской Америки, которые не хотят видеть толпы беженцев у своих границ.
А беженцы, кстати, уже появились. Все больше венесуэльцев тянется в сторону Бразилии. Ежедневно сотни людей пересекают границу. Как следствие, в муниципалитете Пакарайма на севере Бразилии разворачивается настоящий миграционный кризис. Эта часть Бразилии - одна из самых бедных. Справиться с наплывом беженцев ей становится все труднее. Семьи с детьми из Венесуэлы ищут в первую очередь еду и медицину. Мэр Пакараймы говорит, что город пытается помочь мигрантам, но ресурсы его крайне ограничены. Работают волонтеры. В Бразилию уже переместилось более 60 тысяч венесуэльцев, многие из которых живут в нищете, а часть и вовсе под открытым небом.
Очевидно, Мадуро и сам понимает, что какой-то исход из сложившейся ситуации грядет неминуемо. Он либо мирно сложит полномочия и останется жить в своей стране в статусе экс-президента, либо продолжит воевать с протестующим народом, что чревато для него любыми последствиями, в том числе самыми нежелательными.
Р.ТОФИКОГЛУ
banner

Советуем почитать