• пятница, 29 Марта, 04:35
  • Baku Баку 7°C

Дьявол в деталях

11 мая 2017 | 12:21
Дьявол в деталях

ПОЗИЦИЯ
Тот факт, что генеральный секретарь ООН Антониу Гутерреш, глава внешнеполитического ведомства Федерика Могерини и британский премьер Тереза Мэй приветствовали подписанный в Астане меморандум о создании четырех «зон безопасности» в Сирии, ничего не говорит бенефициарам ни в пользу идеи, ни против нее.
Инициатива, конечно, знатная, но в глазах западного политистеблишмента она омрачена авторством России.
Калька с Дикого Запада
В классике американского вестерна немало книг и фильмов о «замирении» с индейцами, да и факты сегодняшнего «мирного сосуществования» налицо - аборигены ютятся в резервациях, а пришлые наслаждаются полной свободой, насколько это возможно. Если бы сирийский сценарий был развернут хотя бы лет семьдесят назад, возможно, местное население постигла бы та же участь, но сегодня это невозможно - надо блюсти церемониал, объявить правящий режим нелегитимным, «найти» на этой территории следы производства ядерного оружия, провести зомби-штурм посредством контролируемых глобальных СМИ и т.д.
Осложняет обстановку еще одна деталь - непонятно, как быть, если правительство Сирии уже выбрало гарантов безопасности, пусть даже неправильных и представляющих «ось зла». Кроме того, русские предлагают безусловное прекращение применения оружия между сторонами конфликта и полетов авиации в этих зонах, а также скорейшую и непрерывную доставку гуманитарной помощи во все регионы, то есть в целом учтено все, хотя понятно, что дьявол скрывается именно в деталях. Одна из них даже вовсе не деталь, а несущая конструкция.
Кремль хочет оставить Башара Асада у власти, а Запад, взять хотя бы упомянутую троицу поддержавших астанинский процесс, напротив, ратует за политический процесс, необходимый «для мирного перехода власти».
Согласно теории дипломатии, приветствие подобных инициатив необходимо, просто можно вставить скепсис типа «теперь все зависит от того, будет ли в действительности реализовано это соглашение и каков будет уровень координации усилий в правильном направлении».
Но вот Вашингтон «с порога» усомнился в целесообразности плана Москвы по созданию зон деэскалации в Сирии, поскольку следует пристально (под микроскопом и под углом неверия в конечный результат) изучить предложение. И действительно, кто конкретно будет гарантировать безопасность зон в этом столпотворении, кто под этим гарантированно подписывается? Кто из оппозиционеров будет признан «правильным», а кто - террористом (напомним, что у США и РФ различный список), не попавшим в зону безопасности? Для американцев также важна степень участия, а лучше - неучастия иранских вооруженных сил и поддерживаемых ими отрядов шиитских боевиков.
Не все так гладко
И в самом деле, в плане реализации пунктов этого меморандума не все на мази. Так, представители Башара Асада сообщили, что поддерживают идею создания зон деэскалации, но продолжат вооруженную борьбу с «террористами», то есть со всеми, кто против режима. А делегация вооруженной оппозиции заявила, что считает Иран агрессором и отрицает его участие в качестве гаранта перемирия.
Естественно, что эта позиция словно бальзам на душу официальному Вашингтону - в связи с поступательным протестом президент США продлил на год санкции в отношении правительства диктатора. Хотя в качестве подоплеки приводятся иные категории: осуждение жестокого насилия над населением и нарушение прав человека, непрекращающееся давление на организации по доставке гуманитарной помощи, отказ от переходного правительства и пр. Ранее американцы уже ввели санкции против 271 сотрудника сирийского государственного агентства, кто, по мнению Вашингтона, был ответственен за разработку химического оружия начиная с 2012 года.
Экспертное мнение
Как сказал в беседе с корреспондентом газеты «Каспiй» глава клуба политологов «Южный Кавказ» Ильгар Велизаде, в переговорном процессе вокруг Сирии Башару Асаду давно отводится роль второго плана:
- Основными региональными переговорщиками с 2015 года выступают США, Россия, Турция и Иран. Диктатора такое положение вещей, конечно же, никак не устраивает, потому он старается «выровнять ситуацию», пытаясь манипулировать сторонами конфликта. И надо сказать, что в столь запутанной ситуации ему удается не только нечестная политическая игра даже против союзников, но и «удары ниже пояса». Показательна в этом плане химическая атака на Хан-Шейхун в Идлибе, интересантами которой могут выступать все - как оппозиция, так и сам Асад и его сторонники и ответ Трампа с последующим развитием событий.
Думаю, что именно потому меморандум предусматривает для противодействия нарушителям достаточно жесткие меры вплоть до разрешения открывать огонь. Кроме того, будет проводиться тщательное расследование, по результатам которого будет приниматься решение о мерах воздействия в отношении нарушителей, не исключающее подавление огневыми средствами.
Кроме того, Дамаск должен будет направить высвободившиеся в результате установления зон деэскалации силы против «Исламского государства», а военно-космические силы РФ будут поддерживать эти действия. Сирийская армия должна будет развивать наступление на позиции террористов в центральной и восточной части страны, в районах вдоль реки Евфрат и в провинции Дейр эз-Зор. Весь вопрос в ресурсах и терпении – у кого их больше, тот и пересидит противника, а то, что гибнут люди, политики давно отказались от весов, где есть подобные мерки.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать