• четверг, 18 Апреля, 07:53
  • Baku Баку 12°C

Всеобъемлющий диалог

23 апреля 2015 | 11:42
Всеобъемлющий диалог

ВЗГЛЯД
Нестабильность в Украине, постоянные нарушения режима прекращения огня на юго-востоке этой страны, аккумулирование обеими сторонами сил и средств для будущих боев, оказывает негативное воздействие и на соседние страны. В частности, с недавних пор все чаще стали говорить о возможности открытия второго фронта в Украине со стороны самопровозглашенной и никем не признанной Приднестровской Молдавской Республики (ПМР).
Как известно сепаратистские власти этой самопровозглашенной республики являются пророссийскими, чем уже давно обеспокоен официальный Киев, опасающийся удара в тыл в случае начала нового витка активного противостояния на юго-востоке страны.
О возможностях открытия второго фронта в Украине, ситуации на юго-востоке этой страны и перспективах мирного решения конфликта в интервью газете «Каспiй» рассказал известный российский и молдавский историк и политолог Зураб Тодуа.
- В последнее время появляется все больше информации о непростой ситуации, складывающейся на линии соприкосновения Украины и самопровозглашенной Приднестровской Молдавской Республики. Насколько вероятно возникновения нового очага войны в ближайшем будущем?
- Действительно, напряжение на границе Украины и самопровозглашенной Приднестровской Молдавской Республики не спадает. Киев беспокоит наличие на территории Приднестровья ограниченной группы Российских войск (ОГРВ) и миротворческого контингента, на который возложены обязанности сохранения мира в регионе. Оба военных контингента (всего около 1500 военнослужащих) находятся в Приднестровье на основании соглашения, подписанного в 1992 году, в том числе и руководством Республики Молдова.
Во время боевых действий на Донбассе Киев не исключал возможного обострения ситуации на границе с приднестровским регионом. Поэтому на ключевых трассах Одесской области, прилегающих к Приднестровью, были сооружены блокпосты. Тем не менее, появление нового «фронта» представляется маловероятным. Боевые действия не выгодны ни Киеву, ни тем более, Тирасполю.
Кроме того, вряд ли открытие военных действий одобрят на Западе. Хорошо известно, что и Киев и Кишинев внимательно прислушиваются к тому, что говорят в Вашингтоне и Брюсселе. Следует также добавить, что западные чиновники довольно высоко оценивают контакты, которые установились у них с руководством Приднестровья.
- Недавно президент Порошенко запретил в Украине российские фильмы и сериалы, а также компартию и коммунистическую символику. Наряду с этим все большее распространение в Украине получает нацистская символика. С чем связана такая политика Киева и к чему она приведет?
- К сказанному можно добавить еще очередную волну борьбы с памятниками советской эпохи. Возможно, все эти действия объясняются с одной стороны желанием как то досадить Москве, с другой, продемонстрировать свою готовность к решительным действиям против оппозиции и вообще любых противников режима. Не следует забывать, что киевские власти получили болезненный удар, потерпев поражение в борьбе с Донецком и Луганском. Такие травмы быстро залечить невозможно.
Различного рода запреты и репрессивные действия, по крайней мере, позволяют хотя бы отчасти выпустить пар недовольства со стороны радикалов. Ожидать каких-либо позитивных последствий от подобной политики, значит быть отчаянным оптимистом. Для того, чтобы консолидировать общество и укрепить авторитет власти, существуют иные методы и средства.
В целом общая обстановка, которая складывается в Украине, не внушает оптимизма. Особую тревогу вызывает серия убийств оппозиционных деятелей, в числе которых оказался известный политолог и писатель Олесь Бузина. Если власти не сумеют остановить процесс расправ с политическими оппонентами, обстановка в стране еще более осложнится. Хотя, казалось бы, за прошедший год произошло уже достаточно много трагических событий, чтобы украинские политики разной политической ориентации задумались о последствиях своих действий для страны.
- Насколько успешными были последние переговоры «нормандской четверки» в Берлине для урегулирования ситуации в Украине?
- Оценки переговоров разные, в зависимости от политических пристрастий аналитиков и комментаторов. Главное состоит в том, что этот формат действует и, несмотря на сообщения о нарушении соглашения о прекращении огня, тем не менее, обеспечивает мир в регионе. Надолго ли? Вот вопрос.
Реальность такова, что разумной альтернативы переговорам нет. Украинская армия и добровольческие отряды не способны военным путем подавить сопротивление в мятежных регионах, что убедительно продемонстрировали боевые действия, которые велись в 2014-м и начале 2015 года. Официальный Киев не занимался проблемами армии более 20 лет, рассматривая ее как обузу или как источник бесплатной рабочей силы. Повысить боеспособность украинской армии в короткие сроки невозможно, даже с помощью американских и канадских советников. Для этого нужны годы и большие деньги.
Наконец, война показала, что мотивация и готовность к самопожертвованию жителей Донецка и Луганска сильнее, чем мотивация солдат украинской армии и добровольческих отрядов.
- В последнее время прокатилась волна коррупционных скандалов в Украине. Правда ли, что таким образом официальный Киев закручивает гайки?
- Коррупционные скандалы были и будут. Те, что произошли недавно, представляют собой демонстративную порку, для того, чтобы как-то приструнить других чиновников. Показательно, что когда произошла известная история с арестом руководителя МЧС во время заседания правительства, напряглись все члены кабинета, потому что каждый подумал, что пришли за ним. Об этих впечатлениях некоторые очевидцы потом рассказывали представителям СМИ.
Система власти на Украине находится в «разобранном» состоянии. Это следствие тех событий, которые произошли в Киеве год назад. Слишком много средневековой казацкой вольницы. Нынешняя власть состоит из различных группировок и кланов. Необходимы системные преобразования, которые позволили бы создать полноценную и авторитетную власть на Украине. Судя по всему, это произойдет не скоро. И громкими арестами здесь делу не поможешь.
- В свете происходящего вокруг Украины и Ирана, следует ли ожидать, что в ближайшее время санкции Запада против России ослабнут?
- Ослабнут санкции или нет - большого значения не имеет. Они ничего не дают, разве что позволяют западным политикам время от времени говорить всякие глупости об «ужасающих последствиях» для экономики России. На повседневной жизни в России они практически никак не сказываются.
Более того, санкции способствуют реорганизации российской экономики, уменьшению ее зависимости от импорта, перенаправлению финансовых потоков в рамках политики импортозамещения, ослаблению позиций либералов в политической системе страны. После «перестройки», которой в этом году исполняется 30 лет, и «дикого капитализма» 90-х годов, западные санкции - это детский лепет.
Поначалу экономисты прогнозировали падение экономики России на 4%. Теперь уже осторожно говорят о том, что, может быть, к концу года падение составит 1%. Курс рубля стабилизировался. Цены на нефть, судя по всему, скоро снова пойдут вверх. Саудовская Аравия, которая хотела поиграть с ценами, все сильнее погружается в военный конфликт в Йемене; саудовским принцам есть над чем поломать голову.
Самое разумное сегодня для восстановления стабильности в мире было бы приступить к диалогу по всем основополагающим проблемам, в том числе: о положении в Украине, вокруг Ирана, на Ближнем Востоке, в Сирии, Ливии, Афганистане. Необходимо новое Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, примерно такое же, которое было организовано по инициативе СССР и США в 1975 году.
Оно необходимо для того, чтобы выработать новые правила и принципы в мировой политике. Для этого нужно, чтобы установилось согласие и понимание между Вашингтоном, Брюсселем и Москвой. Этого согласия и взаимопонимания нет, и когда появится - неизвестно. У западников все еще сохраняется надежда на то, что политическими и экономическими методами, а также с помощью военного давления они смогут подчинить своим интересам и своему видению мира другие страны.
Однако сегодня только ленивый не способен увидеть, что по этим «правилам» не хотят жить и считаться с ними те государства, которые способны проводить самостоятельную политику. Их немного, но они есть - это Россия, Китай, Индия, Бразилия и некоторые другие. Поэтому договариваться Западу и Востоку придется. Рано или поздно.
Роман ТЕМНИКОВ
banner

Советуем почитать