• четверг, 25 Апреля, 14:24
  • Baku Баку 23°C

Банки будут здоровее

05 мая 2017 | 15:26
Банки будут здоровее

Президент Азербайджана Ильхам Алиев накануне издал важный указ для банковского сектора страны, утвердив порядок представления токсичных (неработающих) активов в рамках мероприятий по резолюции и оздоровлению утративших платежеспособность банков. Это решение даст шанс на оздоровление отечественным кредитно-финансовым организациям, чье финансовое положение ухудшилось, для оздоровления, и они уже не будут вынуждены покинуть рынок.
Налоговый барьер не нужен

Если вспомнить, ранее в Налоговый кодекс Азербайджана были внесены поправки, предусматривающие освобождение при продаже «плохих» активов банков, утративших платежеспособность, от уплаты НДС. Срок действия этих льгот - три года. Что касается утвержденного сегодня порядка, как раз он призван разъяснить, каким образом будет осуществляться продажа этих самых неработающих активов. Сам порядок достаточно прост. В первую очередь в течение двадцати дней Палата надзора над финансовыми рынками должна внести активы банка в категорию «нерабочих» (токсичных). Продажа активов будет осуществляться на основе обычного гражданско-правового договора, а оценку активов будет проводить независимый оценщик.
Есть также необходимый минимум пунктов, которые должны быть отражены в договоре о купле-продаже нерабочих активов - это имена сторон, заключающих договор, предмет и сумма договора, юридический статус сторон и их должности, а также степень их ответственности, имя составителя договора, дата и номер договора. Напомним, что в прошлом году в Азербайджане закрылось одиннадцать банков. Регулятор – сначала Центральный банк, а затем Палата надзора над финансовыми рынками - объяснял причины такого шага тем, что их уставный капитал не соответствует минимальным требованиям в 50 миллионов манатов, они не выполняют предписания регулятора, да и в целом у них ухудшилась платежеспособность. В итоге все эти банки были признаны банкротами.
Впоследствии председатель Совета директоров палаты Руфат Асланлы признался, что несовершенное банковское законодательство не позволило предпринять иных мер, в частности в отношении Bank Standard. То есть банк можно было бы спасти, будь у регулятора другие способы реагирования, помимо отзыва лицензии. Можно сказать, что утвержденный сегодня порядок как раз является одним из таких способов «спасения» банков. Вместо закрытия самого банка его здоровые активы можно перевести в «переходный банк», а неработающие активы продать на основе установленного порядка.
«Для содействия банковской системе в конце прошлого года были внесены изменения в Налоговый кодекс. В законодательство внесли статью 164.1.36, где сказано, что в рамках реструктуризации и оздоровления неплатежеспособного банка при передаче его нездоровых активов на три года не будет удерживаться НДС. Но что такое «неплатежеспособный банк» и «нездоровые активы»? Для решения этих вопросов глава государства утвердил Порядок представления неработающих активов». В документе также говорится о том, что такое реструктуризация неплатежеспособного банка», - сказал в беседе с корреспондентом газеты «Каспiй» член Коллегии адвокатов, банковский эксперт Акрам Гасанов.
Суть законодательных новшеств
Со слов эксперта, в апреле текущего года банковское законодательство претерпело многочисленные изменения. Согласно законодательным новшествам, теперь Палата надзора над финансовыми рынками может в отношении неплатежеспособного банка поступить следующим образом: надзорный орган имеет право присоединить такую финансовую организацию к здоровому банку. Как вариант, часть активов и пассивов нездорового банка может быть передана здоровой финорганизации либо же может быть создан переходной банк для передачи ему активов и пассивов с последующей продажей инвестору. И, наконец, неплатежеспособный банк может быть продан инвестору или вовсе ликвидирован. В данном случае возникает вопрос о правах кредиторах кредиторов, но это совсем другая история, которой редакция газеты «Каспiй» коснется в следующих публикациях.
«При таком механизме осуществляется переход имущества, активов, кредитов, в том числе нездоровых активы, залогов и прочее. Облегчению этой процедуры послужат коррективы в налоговое законодательство, освобождающие на три года от НДС такие сделки. Таким образом, если завтра Палата финансового надзора примет решение перевести активы и пассивы нездорового банка в какой-нибудь другой банк, этот вопрос решается проще, без лишней финансовой нагрузки», - объяснил суть законодательных новшеств А.Гасанов. Со слов нашего собеседника, такой подход будет способствовать устранению препятствий в виде налога на добавленную стоимость в процессе оздоровления банков. По идее, трехлетние налоговые каникулы, освобождающие от НДС покупателя нездоровых обязательств, помогут продать «нехорошие» банковские кредиты. Ведь если подумать, такое приобретение само по себе является рискованным предприятием, а налоговый сбор в данном случае может стать непреодолимым барьером на пути оздоровительных инициатив.
Что значит «продать кредит»?
Такая ситуация может возникнуть, если заемщик не погашает взятые на себя обязательства на протяжении длительного времени, а банку не удалось добиться от должника какого-то результата. К сведению должников, банки имеют полное право продавать кредит другим кредитным организациям, причем согласие заемщика на это вовсе не требуется.
«Все мы знаем, что в числе активов имеются проблемные кредиты. Здесь стоит оговориться на предмет того, что такое проблемный кредит? Данный вопрос будет решаться Палатой финансового надзора по согласованию с главой государства. Итак, в активах банка имеется плохой кредит на сумму, скажем, 1 млн и соответствующие залоги, стоящие меньше ссуженного долга. Внешний оценщик говорит о цене залога в 500 тысяч, и кредит продается другому банку. При этом покупатель освобождается от НДС, ведь иначе его не заинтересует проблемный долг. Все это делается для облегчения и ускорения реализации нездоровых активов плохих банков. Я считаю этот процесс нормальным, однако настораживает деятельность независимых оценщиков», - отметил эксперт.
Наш собеседник выразил сомнение в объективности подхода независимых оценщиков, поскольку сама оценочная деятельность в стране никак не регулируется, а представители этой сферы не получают лицензий и не контролируются. Такие обстоятельства создают благодатную почву для всевозможных злоупотреблений. «Как вариант, может занижаться сумма залога, и на этом будут зарабатывать участники процесса, Палата надзора, покупатели и продавцы. По этой причине необходимо проводить аукционы для выявления объективной стоимости залогового имущества», - считает А.Гасанов.
По мнению эксперта, питательная среда для нежелательных обстоятельств создается апрельскими изменениями банковского законодательства. Так, предусмотрена возможность добровольной реструктуризации (т.е. изменение условий договора) обязательств банка. «Происходить это будет следующим образом. Допустим, банк фактически стал банкротом, т.е. не может платить по счетам. Скажем, активов у него на 100 млн манатов, а обязательств – 200 млн манатов, т.е. 100 млн не хватает. В этом случае он на свое усмотрение выбирает обязательства перед двумя кредиторами (для упрощения будем считать их двумя кредиторами, хотя, конечно, на практике их будет больше), у которых остались средства на текущих счетах в банке: перед компанией «А» - на 60 млн, а перед компанией «Б» - 30 млн. Банк обращается в Палату и предлагает реструктурировать это обязательство совокупно на сумму 90 млн путем прощения половины долга. Палата одобряет. Дальше банк обращается в суд, который тоже одобряет реструктуризацию», - со слов эксперта, после этого созывается общее собрание кредиторов из упомянутых двух кредиторов и им предлагается выразить свое отношение к так называемой реструктуризации долга. Компания «А» голосует «за», а компания «Б» - против. Решение считается принятым, поскольку по закону для этого требуется большинство в две трети голосов от суммы обязательств, и именно таким большинством обладает компания «А». В итоге компания «А» теряет 30 млн.
Все дело в том, что проголосовавшая за это решение компания может принадлежать владельцу банка, который параллельно все равно выводит из банка средства путем фиктивных и невозвратных кредитов. Ей иным путем возмещают потерю, скажем, выдачей невозвратного кредита. Таким образом реально свои деньги теряет только компания «Б». В результате же банки спасают за счет кредиторов. Однако в целом стремление правительства помочь оздоровлению банковского сектора весьма похвально, а последнее решение, связанное с «Порядком представления неработающих активов в рамках мероприятий, связанных с оздоровлением утративших платежеспособность банков», безусловно, будет способствовать процессу оздоровления кредитно-финансовой сферы.
Максимальная помощь
К слову, о «переходных банках» - одном из новых терминов, который появился в банковском законодательстве нашей страны. Соответствующие изменения были утверждены главой государства в начале апреля. Помимо создания «переходного банка» у регулятора появились и другие способы поддержать банк. Так, к примеру, когда в банк, потерявший платежеспособность, назначается временный администратор, он может применить одну из нескольких возможных опций. Во-первых, оценив активы и пассивы банка, администратор готовит план его «очистки». Затем банк может быть продан инвестору, объединен с другим банком или с несколькими банками. То есть сейчас правительство и регулятор получили возможность использования иного принципа в работе с «проблемными» банками. Теперь они могут максимально помочь банкам, чтобы выжить, и их клиентам сохранить средства, а ликвидировать банки придётся уже только в случае, если эти варианты не дают результатов. Таким образом Президент Азербайджана спас банковский сектор от будущих банкротств, а это означает сохранение рабочих мест и восстановление доверия к банкам.
Тамара ХАЙРУЛИНА
banner

Советуем почитать