• суббота, 20 Апреля, 11:00
  • Baku Баку 14°C

Приключение длиною в 14 лет

30 апреля 2017 | 16:16
Приключение длиною в 14 лет

НАШИ ЗА РУБЕЖОМ
Известный в недавнем прошлом азербайджанский прыгун в воду, дважды представлявший нашу страну на Олимпийских играх (1996 и 2000 гг.), финалист чемпионата Европы, победитель Гран-при в Голландии, призер чемпионата СССР среди военнослужащих Эмиль Джабраилов, проживающий ныне в Австралии, дал интервью газете «Каспiй».
- Эмиль, почему выбор пал в пользу прыжков в воду, не столь популярного вида спорта в Азербайджане?
- Я родился в спортивной семье, мои родители были гимнастами. Отец - член сборной Азербайджана по гимнастике и в дальнейшем преподавал в Институте физкультуры (ныне Азербайджанская государственная академия физкультуры и спорта) на кафедре гимнастики.
…Помню, было лето 1984 года, шла Олимпиада в Лос-Анджелесе. За семейным просмотром трансляций из США я впервые увидел прыгунов в воду, и мне очень понравилось. Уже тогда, в 6-летнем возрасте, я захотел заняться именно этим видом спорта. Мама тоже одобрила мой выбор, отметив, что гимнастика - очень травматичный вид спорта, а тут, говорит, вода...
Отец отвез нас с братом в бассейн Спортивного клуба армии (СКА), где записал к тренеру Бахтияру Агаханову, у которого впоследствии я занимался до 2001 года. Брат, правда, долго там не задержался, однако позднее он также входил в сборную Азербайджана, но по фехтованию.
- Можно сказать, что близость дома от бассейна на стадионе СКА, где ты так долго занимался, помогла дольше остаться в этом виде спорта?
- Конечно, мне повезло, что самый большой спорткомплекс в Баку находился в 15 минутах ходьбы от нашего дома. Именно интересы СКА в дальнейшем я защищал на протяжении всей своей спортивной карьеры.
- Помню, как ты в детстве больше ходил во дворе на руках. Так отрабатывалась стойка перед соревнованиями?
- Если честно, нам запрещали ходить на руках, так как это могло войти в привычку. При стойке на руках, если спортсмен отрывает руку от вышки, эта попытка не засчитывается или оценивается по 4-балльной системе, то есть максимум 4,5 балла из 10. Ходили мы на руках только вне тренировок.
- Как ты уже сказал, тренировки проходили под руководством Бахтияра Агаханова, долгие годы возглавлявшего сборную Азербайджана…
- Мне очень повезло с моим наставником. Он бережно относился ко мне, и благодаря его тренерскому подходу у меня не было больших травм. Как впоследствии оказалось, прыжки в воду являются очень травмоопасным видом спорта. Бахтияр Алиевич сумел привить мне любовь к прыжкам в воду. Многих талантливых молодых спортсменов «ломали» тренеры, отправляя их неподготовленными исполнять сложные элементы. В результате случались травмы и ранний уход из спорта.
- Что тебе больше импонировало - прыгать с трамплина или с вышки? И какой прыжок был для тебя любимым?
- Я всегда прыгал со всех снарядов - это 1-метровый и 3-метровый трамплины и 10-метровая вышка. Но в дальнейшем у меня очень хорошо начало получаться с вышки и мне нравилось прыгать именно с 10 метров. Кроме того, еще одной причиной было отсутствие новых трамплинов. В связи с распадом СССР вплоть до того момента, когда снесли бассейн на стадионе СКА, мы прыгали на трамплинах 70-х годов, а вышка была одинакова везде.
- Ты представлял Азербайджан на двух Олимпиадах. Каких еще успехов удалось достичь на международной арене?
- Олимпиада - лучшее, что может произойти со спортсменом, это самое большое событие в мире спорта, и мне посчастливилось дважды участвовать в нем. Своими большими достижениями помимо участия в Олимпиаде считаю бронзовую медаль в Москве, где проходили соревнования среди спортивных клубов армии из всех республик СССР.
Кроме того, становился победителем международных турниров в Иране, которые считались мини-исламскими играми, так как в них участвовали только спортсмены из мусульманских стран. Мне очень дороги мои медали с международных турниров во Франции и Голландии и золотые медали с чемпионатов Западной Австралии, где я выступал в категории «Мастера» в свои 39. Уверен, что мог достичь большего, но помешали распад СССР и сложные времена в Азербайджане вплоть до 1995 года - были упущены важные годы для подготовки. Однако мы с тренером не сдавались и оставались единственными, кто продолжал заниматься и ходить на тренировки. Мы были фанатиками прыжков в воду.
- Были ли у тебя конкуренты в стране?
- С первых соревнований я всегда был в призерах. Помню, что участвовало порядка 40 детей. Я всегда тянулся за старшими спортсменами и хотел тренироваться с ними. Моим кумиром с детства был воспитанник моего тренера Видади Асадуллаев, который становился призером чемпионата СССР. Он очень сильный спортсмен. Кроме того, был еще сильный прыгун Антон Суворов, мастер спорта СССР. Впоследствии я назвал своего сына Видади.
Отсутствие конкуренции в Азербайджане после распада СССР тоже сыграло свою негативную роль в моем развитии, но я не зазнавался, так как начал тянуться за прыгунами мирового масштаба, такими как Дмитрий Саутин, Владимир Тимошинин.
- Вспоминается травма прыгуна Грега Луганиса из США на Олимпиаде 1988 года, несмотря на которую он смог выиграть «золото» на тех Играх. Обошли ли тебя стороной травмы?
- Грег Луганис - легенда прыжков в воду. Мне посчастливилось сфотографироваться с ним во время чемпионата мира в городе Перт в западной Австралии, где в данный момент я проживаю. Слава Богу, мне повезло, что не было больших травм и операций, как у многих спортсменов-вышечников. В этом большую роль сыграл мой главный тренер, он оберегал меня как мог. Конечно, случались травмы плеча и спины - это наиболее часто встречающиеся травмы прыгунов с 10-метровой вышки, но ничего серьезного.
- Чем должен заниматься атлет помимо прыжков, чтобы быть в форме в этом виде спорта?
- Прыжки в воду - технически сложный вид спорта. Со мной занимались и хореографы, и гимнасты, и акробаты, и батутисты, и тренеры по легкой атлетике. Я занимался два раза в день по четыре часа шесть дней в неделю. Но все это было мне в удовольствие.
- Как ты думаешь, почему китайцы практически не имеют конкурентов в прыжках в воду?
- Китайская школа прыжков очень сильная, и этот вид спорта очень развит и популярен в этой стране. Плюс дисциплина. Китайская команда всегда держалась в стороне, чувствовалось, что дисциплина и режим являются основами успеха команды. Кроме того, в Поднебесной развита массовость спорта. Чемпионат Китая по прыжкам в воду считается самым сильным в мире. Даже спортсмен, занявший последнее место в чемпионате страны, будет как минимум призером на всех международных соревнованиях.
- Чем занимался Эмиль Джабраилов по окончании карьеры спортсмена?
- После окончания спортивной карьеры была пустота. Это самый сложный этап в жизни любого профессионального спортсмена, многие уходят в депрессию. Пример - Иан Торп, многократный олимпийский чемпион по плаванию, который долгое время находился в глубокой депрессии после окончания спортивной карьеры.
Я очень люблю детей, хороший тренер и учитель, но, к сожалению, мне не довелось работать тренером по прыжкам в воду.
Водные виды спорта в Азербайджане переживали сложные времена вплоть до того момента, как наконец-то построили спортивный водный стадион к Европейским играм. Работал учителем физкультуры в школе при американском посольстве и в школе нефтяной компании ВР, где преподавал физкультуру детям иностранцев. Также долгое время учил детей плавать. Но всю жизнь мечтал тренировать детей и поднимать прыжки в воду в Азербайджане.
- Не жалеешь, что выбрал прыжки в воду?
- Считаю, что прыжки в воду - это лучшее, что произошло со мной, это был особый мир, не жалею ни минуты, проведенной в зале и бассейне. Благодаря прыжкам в воду я нахожусь там, где я сейчас проживаю. Это было удивительное приключение длиною в 14 лет.
- Приходят ли сны, когда снова с высоты окунаешься в воду?
- В 2015 году, после 14-летнего перерыва, я снова начал заниматься прыжками в воду и даже начал выступать. Мне удалось исполнить некоторые прыжки с 10-метровой вышки, которые я делал на Олимпиаде. А сны не покидают меня, в основном вижу, как исполняю сложные прыжки с тотальным входом, то есть идеальным входом в воду.
- Как давно ты покинул Азербайджан и проживаешь за рубежом?
- В 2011 году я с семьей переехал в город Перт в западной Австралии, где когда-то выступал на чемпионате мира в 1998 году. Бываю на родине, и даже удалось побывать в новом водном комплексе. Моя мечта сбылась - наконец у нас появился прыжковый бассейн мирового уровня. Жаль, что я уже далеко.
- С кем из товарищей по сборной и соперников удается поддерживать отношения?
- Благодаря Facebook и другим видам социальных сетей я нашел много товарищей, с которыми долгое время бок о бок участвовал в различных соревнованиях. Очень интересно, как складывается жизнь у них после окончания спортивной карьеры.
- Насколько разнились условия по прыжкам в воду в Австралии и Азербайджане в годы твоих выступлений?
- Подход к спорту в Австралии разительно отличается. Здесь все держится на родителях. Они активно участвуют в организации соревнований, финансово поддерживают клубы, где занимаются их дети. В Австралии нет понятия «бесплатная секция»: годовой взнос в клуб, месячная оплата, покупка формы, поездки на соревнования - все за счет родителей. Пока ребенок не попадет в сборную. Так, чтобы воспитать хорошего спортсмена, родителям приходится изрядно раскошелиться, и это влияет на уровень спорта в стране.
Профессиональный спорт в Австралии на очень высоком уровне. Прыжки в воду на Зеленом континенте были не столь популярны вплоть до 1996 года. Кстати, я опередил прыгуна из Австралии на Олимпиаде 1996-го. Все изменилось после того как стало известно, что Олимпиада-2000 пройдет в Сиднее. Были приглашены китайские тренеры, и за каких-то четыре года уровень этого вида спорта в Австралии поднялся до мирового. Однако прыжки остаются технически сложным видом спорта, ими занимаются не в массовом порядке.
- В 2008 году олимпийским чемпионом по прыжкам в воду с 10-метровой вышки стал австралиец Мэтью Митчем. Родись ты на Зеленом континенте, у тебя было бы больше шансов стать олимпийским призером?
- Я думаю, что смог бы достичь больших успехов в спорте. Отсутствие конкуренции в стране, сложный этап после распада СССР, отсутствие хорошего бассейна, конечно, притормозило меня. Я всегда завидовал условиям, в которых занимались спортсмены за границей. Я не мог исполнять некоторые сложные прыжки в бассейне СКА в связи с плохим освещением и отрабатывал их только на сборах или непосредственно перед соревнованиями.
- Пошли ли дети по стопам отца? Хочешь ли ты, чтобы они стали профессиональными спортсменами?
- Если честно, не хочу чтобы они были профессиональными спортсменами, но очень хочу, чтобы они увлекались каким-нибудь видом спорта. В данный момент мой сын занимается таэквондо, дзюдо, гимнастикой и бейсболом. Хочу, чтобы в дальнейшем он сам выбрал, что ему интересно. А дочка занимается спортивной и художественной гимнастикой. Думаю, она пошла в меня: целый день, как и я в детстве, стоит на голове. Я очень хочу, чтобы она выбрала прыжки в воду, и думаю, у нее получится.
- Дочка будет выступать под австралийским флагом?
- Там посмотрим. Конечно, мне было бы приятно видеть ее под флагом Азербайджана. Тренироваться в Австралии, а выступать за Азербайджан. Это пока мечта. Но многие прыгуны так и делали - учились и тренировались в Америке и представляли свою страну на международных соревнованиях.
- В Азербайджане водные виды спорта сегодня в плачевном состоянии. Что нужно для исправления ситуации?
- В Азербайджане появились шикарные бассейны и условия для развития водных видов спорта. Нужно поднять детский спорт, сделать его финансово доступным для родителей, проводить агитацию в школах. Приглашать молодых тренеров к нам в страну, пусть поднимают спорт с детского уровня, чтобы росли наши спортсмены. Обеспечить финансово тренеров, чтобы была мотивация. У нас в стране много талантливых людей, нужно дать им шанс проявить себя.
- Спасибо, Эмиль, за содержательную беседу, успехов тебе и твоим близким!
Тельман АМИРАСЛАНОВ
banner

Советуем почитать