• вторник, 19 Марта, 12:49
  • Baku Баку 8°C

Праздник круглый год

26 апреля 2017 | 10:43
Праздник круглый год

НРАВЫ
Как-то незаметно для широкой общественности прошло недавнее голосование грузинских парламентариев по поводу внесения в Трудовой кодекс изменения, согласно которому 12 августа может быть объявлен «Днем большой победы» и нерабочим днем.
Связана эта дата с народным праздником Дидгороба в честь победы грузинского царя Давида IV Агмашенебели (Строителя), одержанной в 1121 году над турками-сельджуками в местечке Дидгори, возле одноименной горы.
История на мифах
Грузины по традиции широко отмечают эту дату, проводя ярмарки, состязания, мы тоже радуемся за соседей, когда они гордятся национальными достижениями. Но есть одна истина - хорошо, когда мифы строятся на истории, и напротив - плохо, когда история строится на измышлениях.
Итак, в тот день грузинское воинство (включавшее 40 тысяч грузин и 15 тысяч кипчаков) одержало верх, не поверите… над якобы 300-тысячной армией сельджуков. И якобы благодаря борьбе Давида Строителя от нашествия полчищ тюрков-сельджуков были спасены не только соседние страны, но и вся Европа. Отсюда вывод - именно с этого момента начался «золотой век» грузинской истории.
По мнению депутатов «Грузинской мечты», инициировавшей этот законопроект, объявление даты Дидгорской битвы национальным праздником символизирует значимость национальной консолидации и никоим образом не несет каких-либо недоброжелательных идей по отношению к соседям, в первую очередь к Турции. Однако и до этого грузины ежегодно с большой помпой отмечали Дидгоробу - праздничные мероприятия включали театрализованные постановки и выступления фольклорных ансамблей, да и с национальной консолидацией у грузин особых проблем не замечалось. Так что с какой целью грузинские парламентарии решили будировать эту тему, не очень-то понятно.
Впрочем, Дидгороба не единственный символ «национальной консолидации» грузин. В тбилисском метро в районе Авлабари находится станция «Самаси Арагвели» («300 Арагвинцев»). Она названа по образу и подобию 300 спартанцев в честь арагвинских воинов, павших 8 сентября 1795 года возле села Крцанис в битве с войском шаха Ага Мохаммед хана Гаджара. Вероятно, переименование знаменитых серных бань сефевидского шаха Аббаса в бани царя Ираклия II также вызвано необходимостью национальной консолидации грузин.
Впрочем, мы несколько отвлеклись. Как и следовало ожидать, эти, мягко говоря, странные эволюции в грузинском парламенте вызвали недоумение в Турции. Анкара нахмурила брови - ее посольство в Тбилиси дало понять, что не стоит принимать диковинный законопроект, так как это не способствует развитию двусторонних отношений, и ход законопроекта приостановили.
Вообще-то, если следовать логике соседей, то народы, являющиеся преемниками Османской империи, а равно как преемники государства, в разные времена носившего названия Сефевидов, Афшаров, Гаджаров (в честь правящей династии, как это было издревле заведено в тюркском мире), но упорно называемого грузинами и прочими христианскими народами Персией, могли бы праздновать подобные победы над Грузией по 10 раз в день круглый год. Однако ни в Анкаре, ни в Баку, ни в Тегеране никому в голову не приходит такая странная идея.
Дальше - больше
На днях в Тбилисском аэропорту гражданок Ирана при прохождении пограничного контроля заставили снять хиджаб - якобы в целях безопасности, в связи с чем министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф в ходе встречи с премьер-министром Грузии Георгием Квирикашвили поставил это ему на вид, заявив, что Грузия должна уважать религиозные традиции туристов из исламских стран.
Действительно, с одной стороны, западные соседи пытаются обозначить потепление отношений, с другой - в угоду Западу, в частности Евросоюзу, чересчур рьяно демонстрируют причастность к их ценностям. Кстати, некоторые горячие головы в Тбилиси считают дипломатические демарши Анкары и Тегерана оскорбительными и недопустимыми. Так, некий «аналитик» Гия Хухашвили говорит, что упомянутые претензии - это тест, показывающий, насколько легко обуздать Грузию в случае необходимости.
«Сам факт, что Турция осмеливается вмешиваться в то, какой день будет праздноваться в Грузии, свидетельствует об их отношении к нам. Скорее, это обращение к вассалу, чем к партнеру. Они говорят, что мы должны не праздновать то, чем гордимся, а строить мечеть Азизие в Батуми, но ведь исторически Азизие был противоположностью Дидгори», - считает он. Хотя очевидно, что Грузия, вступая в ПАСЕ, подписала документ, согласно которому, она не вправе чинить препятствия представителям других конфессий, а следовательно, и препятствовать строительству мечети на своей территории. Но то ли он этого не понимает, то ли не желает понимать.
А как же «братство навеки»?
Такое вот отношение в Грузии к Турции, хотя значение этой страны для нее крайне трудно переоценить - она одной из первых признала независимость Грузии 1 ноября 1991 года. Она находится на первом месте среди торговых партнеров, а ее предприниматели из этой страны не первый год реализуют в Грузии успешные инвестиционные проекты.
Велика роль турецкого бизнеса в развитии грузинской инфраструктуры (реконструкция аэропортов в Тбилиси и Батуми, участие в финансировании и реализации железнодорожного проекта Баку-Ахалкалаки-Тбилиси-Карс). Грузию и Турцию связывают два амбициозных энергетических проекта - Баку-Тбилиси-Джейхан и Баку-Тбилиси-Эрзурум. Турецкие военные сыграли немалую роль в процессе реформирования грузинской армии и пограничной службы, а также в деле восстановления и оборудования отдельных объектов оборонного назначения (аэродром в Марнеули).
К сожалению, в Грузии слишком много Хухашвили, и именно по этой причине потомки турок-месхетенцев, массовая депортация которых (порядка 90 тыс. чел.) в центральную Азию была осуществлена в 1944 году, так и не смогли вернуться на свою историческую родину. А ведь при вступлении в Совет Европы в 1999 году Грузия обязалась в течение двух лет принять закон о репатриации турок-месхетинцев, предусматривающий предоставление грузинского гражданства, и обеспечить их возвращение в последующие десять лет (т.е. до конца 2011 г.). После того, как большая часть турок-месхетинцев выбрала в качестве родины Азербайджан, а часть выехала на постоянное место жительства в США, грузины облегченно вздохнули.
Надо сказать, что там бытует довольно-таки странная фобия - многие уверены, что Турция хочет поглотить их страну, а турецкие бизнесмены, открывающие в Грузии магазинчики и другие экономические объекты, - просто вышколенные агенты долгосрочного плана.
С другой стороны, в Грузии страшно недовольны политикой России в отношении нее, называя действия бывшей защитницы имперскими и шовинистическими. Но, судя по вышесказанному, мотивация и действия грузинских политиков мало чем отличаются от мотивации и действий их российских коллег. Когда так поступает огромная страна в новых реалиях геополитики, это говорит о том, что она еще не избавилась от своих имперских комплексов, но когда так действует маленькая Грузия, то это скорее всего говорит о комплексе национальной неполноценности.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать