• четверг, 28 Марта, 12:32
  • Baku Баку 16°C

«Проблема Карабаха»

25 апреля 2017 | 10:05
«Проблема Карабаха»

ИССЛЕДОВАНИЕ
В начале ХХ века, в период подъема национально-освободительного движения, азербайджанский народ, защищая свои исторические земли, вел самоотверженную борьбу за территориальную целостность страны. Реалии этих сложных и трагических страниц истории Азербайджана долгие годы в советской историографии подвергались фальсификации, и данный объект исследования относился к «закрытым» темам. С целью уничтожения духовных ценностей народа в его мышление насильно насаждались зерна большевистской идеологии, параллельно искоренялись из исторической памяти такие гуманные понятия и святые ценности, как любовь и привязанность к родной земле, своим этническим корням. Искусственно созданные принципы вымышленного интернационализма были направлены на уничтожение исторической памяти азербайджанского народа. В результате, истина, реальная история Азербайджана ХХ века были подвергнуты тотальной фальсификации, которая в свою очередь способствовала образованию белых «пятен истории».
После восстановления независимости в конце ХХ века, главная задача азербайджанской историографии заключалась в исследовании неизученных страниц истории Азербайджана. Представители азербайджанской историографии, придерживаясь постсоветской концепции, отвергнув доминирующие стереотипы советской идеологии в исторической науке, на основе широкой фактологической базы осветили исторические реалии в своих исследованиях. С начала ХХ века вымышленный армянами «карабахский вопрос» был изучен рядом азербайджанских историков. Эта проблема, на основе исторических реалий нашла свое отражение в трудах академика Рамиза Мехтиева, в частности, монографии «Нагорный Карабах: история, прочитанная по источникам» (Москва, 2014).
Основная задача данного исследования заключается в освещении на богатой фактологической матрице политики насилия и преступных действий армянства, направленных против азербайджанского народа, также изучение и разоблачение армянского сепаратизма, его необоснованных притязаний на исторические земли Азербайджана, в частности Нагорный Карабах, и, следовательно, восполнение пробелов в азербайджанской историографии по данной проблеме. А главное - показать суть армянства - носителя террора, сепаратизма и насилия.
В период раннего средневековья, в результате византийско-сасанидской войны, потеряв свою государственность, армяне в поисках новой «родины» распылялись в отдельных регионах Среднего Востока и Кавказа. Базируясь на генетической психологии раболепия, они прислуживали своим правителям-сеньорам, выжидая благоприятного момента для реализации своей многовековой интеллигибельной мечты. В ходе сефевидо-османских войн армяно-григорианская церковь пристально следила за социально-политическими процессами в регионе, обращалась за помощью к европейским странам и Ватикану в решении «армянского вопроса» - образование своей государственности. Однако эти попытки армяно-григорианской церкви были безрезультатны.
В начале XVIII века южные контуры внешней политики Петра I вдохновили представителя армянства И.Ори. И начиная с этого периода армянство связывает свою многовековую бредовую мечту о «великой Армении» с Российской империей.
В первой трети XIX века Россия, завоевав земли Южного Кавказа, а также северные земли Азербайджана, где мусульмане составляли 90% населения, в целях утверждения своего политического владычества в указанном хорониме переселяла из Персии и Османской империи армян, расселяя их на исконных землях Азербайджана.
В последней четверти XIX века, рассчитывая на помощь великих держав Европы, в частности Англии, армянство раскручивало свою мифическую мечту, и выступала инсуррекцией в Османской империи. Не достигнув цели, армяне-националисты в тандеме с армяно-григорианской церковью в начале ХХ века устремляют свои взоры на Кавказ, в частности на исконные земли Азербайджана. В годы первой русской революции армянские националисты, не скрывая свою ненависть к тюркскому миру, выступают против азербайджанского народа. Так начинается первая фаза армяно-азербайджанского противостояния, где главной «скрипкой» выступает партия «Дашнакцутюн». Принимая террор как метод борьбы в своих националистических планах, «Дашнакцутюн» в годы первой русской революции творит ужасающие преступления на землях Азербайджана. Параллельно, в постреволюционные годы, дашнаки составляют матрицу «пятой колонны» Османской империи.
В годы Первой мировой войны армянские националисты, не скрывая свою коварную суть, организуют отряды зинворов-боевиков, которые проводят геноцид против мирного населения в широком ареале, начиная от Среднего Востока до Кавказа. В результате армянскими головорезами были физически уничтожены 1млн 600 тыс. мусульман, а 600 тыс. были превращены в беженцев.
Преступления армянства, носителя террора и насилия, в годы Первой мировой войны вызывали сомнения в правительственных кругах европейских держав, в «мученическом» образе армян. Но до последнего главари армянских националистов просили помощи у великих держав для концентрации сил армянских добровольцев-головорезов под предводительством дашнака Андраника Озаняна с целью сохранения захваченных восточных провинций Османской империи под контролем армянских националистов, надеясь при этом, что Англия и Франция при обсуждении мирного договора выдвинут вопрос о даровании Армении автономии.
Выступив инсуррекцией в Восточной Анатолии против Османской империи в годы Первой мировой войны, армянство не сумело реализовать свою многовековую мечту о «великой Армении» и решило претворить ее в жизнь за счет земель Азербайджана. Не скрывая свою преступную суть, армянские националисты не собирались останавливаться и, продолжая свои ужасающие преступления в целях реализации своей многовековой мечты, после октябрьского переворота в России перебазировались на земли Азербайджана. В конце 1917-го армянские националисты только в Карабахе устроили погромы в 157 азербайджанских селах.
Пользуясь сложившейся ситуацией в Кавказском регионе, анархией и безвластием, армянство продолжало свои безнаказанные действия, всячески пытаясь создать «великую Армению» на чужой для армян территории, а именно, на землях Азербайджана. С целью реализации этой мифической идеи армянство проводило «этническую» чистку на исконных землях Азербайджана.
В этом проекте армянских националистов активно выступал С.Шаумян и его компания головорезов в лице С.Лалаяна, Т.Амирова, Амазаспа. Прикрываясь большевистской идеологией, Шаумян устроил геноцид против азербайджанского народа весной - летом 1918 года. Под руководством этого псевдобольшевика только в Бакинской губернии были уничтожены более 50 тыс. мирных жителей разных конфессий.
Принимая за основу главные вызовы армянства - уничтожение мирных жителей и «этническую чистку» на землях Азербайджана, С.Шаумян организовал поход в Гянджу, планируя при этом убить «двух зайцев» - уничтожить молодую Азербайджанскую Демократическую Республику (АДР) и продолжить геноцид азербайджанского народа в Елизаветпольской губернии. «Гянджинский поход», потерпев фиаско, ускорил падение, обагренное кровью азербайджанского народа Бакинского Совета, и тем самым армяне-националисты в тандеме с бандой С.Шаумяна не смогли достичь своей цели…
Осенью 1918 года банды армянских головорезов устраивают погромы в 115 азербайджанских селах Зангезура, где по данным Всеобщей Российской переписи 1897 года были зарегистрированы 314 азербайджанских сел. В ходе погромов были убиты и искалечены 10068 азербайджанцев. В фондах Архива политических документов Управления делами Президента Азербайджанской Республики хранятся документы, свидетельствующие о зверствах бесчинствующих в Зангезурском уезде армянских бандформирований.
Геноцид в Зангезуре в отношении азербайджанского народа вызвал сильное возмущение правительства АДР. На Чрезвычайном заседании АДР 20 декабря 1918 года члены правительства, обсудив сложившуюся ситуацию в регионе, подчеркнули, что погромы являются продолжением политики аннексии армянских сепаратистов, главной целью которой является «чистка» земель Зангезура и Шуши от мусульманского населения и отторжение ее от Азербайджана. Присутствующие на этом заседании члены правительства, также принимая во внимание сложившуюся тяжелую ситуацию в регионе, заявили, что устроенный геноцид в Зангезуре армянскими сепаратистами против азербайджанского народа исходит от антитюркской политики армянства.
Председатель партии «Ахрар» А.Эфендиев в своем выступлении особо отметил, что геноцид против азербайджанского народа является составной частью государственной политики «Араратской Республики». В свою очередь председатель парламентского заседания Г.Агаоглу, ссылаясь на письма мусульман Иреванской губернии, заявил, что начиная с декабря 1917-го по июнь 1918 года в Иреванской губернии были разгромлены и сожжены более 200 азербайджанских сел, часть жителей была убита, другие стали беженцами, погибающими от голода и холода. Г.Агаоглу сакцентировал внимание присутствующих на сложившейся ситуации на иреванских землях, подчеркнув правдивость приводимых фактов председателя партии «Ахрар» А.Эфендиева. Он, в частности, подчеркнул, что насилие армянскими националистами над автохтонным населением земель Азербайджана является одним из векторов их политики геноцида в отношении азербайджанцев.
Преступное армянство, пытаясь реализовать свои мифические планы за счет исконных земель Азербайджана, подвергало насилию мирных жителей-азербайджанцев. В начале 1919 года боевики-националисты, вооруженные дашнаками, бесчинствовали в Карабахе. Армянский национальный совет вооружал армян в Зангезуре, Герусе, Шуше призывая к неповиновению правительству АДР, ведя противоправные действия против Карабахского генерал-губернаторства.
С целью приостановления варварских действий армян-националистов, а также защищая межгосударственные отношения, правительство АДР неоднократно отправляло ноты «Араратской Республике». Однако «Араратская Республика», не отказываясь от политики геноцида против азербайджанского народа, продолжало насаждать свою бредовую идею о «великой Армении» в странах Европы и США, создавая при этом образ мученика-армянина, который якобы находясь в окружении мусульманского мира, подвергается уничтожению.
В сложившейся ситуации правительство АДР пыталось продемонстрировать мировой общественности карабахские реалии. Председатель парламента АДР А.Топчубашев на Парижской мирной конференции пытался сосредоточить внимание мировой общественности на сути армянства - носителя крови и смерти. С этой целью он ведет активные переговоры с западными дипломатами, которые с сожалением отмечали серые тона «армянского вопроса», указывая на активную деятельность армянства на Западе и в частности в США, образовавшей проармянско настроенный социальный пласт в этих странах, в частности в последней, где дашнаки-агитаторы, создавая миксовые политические организации привлекали внимание активных политиков. В результате в годы Первой мировой войны проармянски настроенные политики США, поддерживая мифическую идею армянства, организуют комитет «За независимость Армении». Особой активностью в этом деле отличались кандидаты в президенты Чарлс Е.Хюджест, Вильям Дженнингес Брайан и Альтон Б.Паркере.
Параллельно армянские националисты стараются привлечь внимание стран Европы. С этой целью в Европу направляется представитель католикоса всех армян Погос Нубар паша. Он ведет активные переговоры в Лондоне по решению «армянского вопроса» с представителями английской общественности, подчеркивая недоверие армянства к России в этом вопросе. Переговоры по зондированию европейских государств в отношении решения «армянского вопроса» проводились и во Франции дашнаком Я.Х.Завриевым. Во время переговоров Завриев пытался склонить французскую дипломатию к оказанию поддержки на будущей мирной конференции в благоприятном разрешении «армянского вопроса».
Однако летом 1916 года премьер-министр Франции Бриан, пригласив Погоса Нубар Пашу объяснил ему причину колебании Франции по данному вопросу, которая заключалась в том, что «армянский народ имеет только революционные организации, как например «Дашнакцутюн» (под началом которого армянские четники подвергли геноциду тюрков-мусульман в годы Первой мировой войны - Ред.)».
Не скрывавшая своего недоверия к армянству Российская империя на обращение английского правительства по вопросу автономии Армении дала конкретный ответ. Так, на запрос МИД России было проведено совещание, где высшие чины кавказской администрации дали следующее заключение: «…хотя армяне ради союзников понесли много жертв, однако, они не заслуживают автономии, ибо у них нет других организаций, кроме революционных (точнее, террористических, что пугало правительственные круги Российской империи - Ред.), кои и являются выразительницами воли и вожделений армянского народа. И так как организации эти враждебно настроены к России, то можно опасаться, что автономная Армения, очутившаяся в их руках, будет враждебной к России».
Историческая значимость данного документа заключается в том, что уже к середине 1916 года российские официальные круги, в том числе и высшие чины Генерального штаба Кавказской армии распознали суть армянства, которое зиждется на сепаратизме и терроре - синергия «армянского синдрома». Ужасы «армянского синдрома» были ярко проявлены в годы Первой мировой войны, когда вооруженные силы армянских сепаратистов уничтожили в ареале, охватывающем географическое пространство от Среднего Востока до Средней Азии, более двух миллионов мирных жителей, в том числе детей, женщин, стариков. Об этом пишут, основываясь на неоспоримые факты, в своих трудах Ж.де Малевил, Эрик Файгл, Шухрат Саламов и другие независимые исследователи.
Образовав на чужой для нее территории, на исконных землях Азербайджана свою государственность, дашнакское правительство выступило настоящим агрессором. Объявив на территории Иреванской губернии (исконной земле Азербайджана - Ред.) Республику Армении и тем самым прихватив 10.400 кв. км азербайджанских земель, армянская сторона не остановилась на «достигнутом» и выступила с территориальными претензиями на карабахские земли.
Не сумев реализовать свою интеллигибельную мечту образовать свою государственность в Восточной Анатолии (суть «армянского вопроса» - Ред.), армянство, а именно армяно-григорианская церковь, созданные армянские политические партии в конце ХIХ века и армянское лобби пытались осуществить свою многовековую мечту за счет азербайджанских земель, благо этому способствовали сложившаяся социально-политическая ситуация в регионе, что давало определенные надежды армянству, и таким образом механизм был задействован.
В июне 1918 года под давлением Республики Армении, а также армянского лобби, армянская община азербайджанского города Шуша, спекулируя тезисом «о праве наций на самоопределение», выступила с демагогическим лозунгом: «Присоединение Нагорного Карабаха к Араратской Республике». Так, проблема «Нагорного Карабаха» стараниями армянства вступила в новейшую историческую фазу, суть которой заключалась в фальсификации истории Азербайджана, а целью являлась аннексия наших исторических земель.
Мехсети АЛИЕВА,
доктор философии по политическим наукам,
главный консультант общественно-политического отдела
Администрации Президента Азербайджанской Республики
banner

Советуем почитать