• четверг, 28 Марта, 17:56
  • Baku Баку 16°C

Торг вполне уместен

16 апреля 2017 | 15:00
Торг вполне уместен

Высшее политическое руководство братской страны вышло на финишную прямую в вопросе приобретения у России зенитно-ракетного комплекса «Триумф», известного в среде специалистов, как С-400.
Судя по словам министра обороны Турции Фикри Ышика, на дворе неспокойное время, и техника, предназначенная для поражения средств воздушного нападения на дальней и средней дистанции, не помешала бы.
Грядет модернизация
Между тем Москва больше Анкары заинтересована в сделке, поскольку выразила готовность в случае чего даже предоставить долгосрочный кредит для приобретения у нее стратегических вооружений, охраняющих рубежи на дальних подступах. Да и подключение к процессу переговоров лично министра финансов РФ Германа Силуанова свидетельствует о серьезности намерений.
Что касается турок, их позиция продиктована обидой на Североатлантический альянс. С одной стороны, они являются надежным форпостом НАТО на южных рубежах, и им надо бы модернизировать системы противовоздушной обороны, с другой - страны альянса не оказали им поддержку в вопросе конкурентных цен, а главное, не предоставляют технологии для налаживания собственного производства, хотя такой пункт в договоре о партнерстве имеется. Эти противоречия и побудили команду президента Реджепа Тайипа Эрдогана «стучаться в двери» российского ВПК.
Представьте, сегодня на вооружении военно-воздушных сил братской страны стоят зенитно-ракетные комплексы средней дальности MIM-14 и MIM-23 производства США и британские ЗРК ближнего радиуса действия Rapier, разработанные, дай Бог памяти, более полувека назад. То есть, они не только окончательно и с лихвой отработали свой ресурс, но и морально устарели, годны разве что «воробьев пугать». Потому и не удивительно, что Анкара намерена обновить свой противовоздушный арсенал.
В связи с этим еще в июне 2006 года на заседании Исполнительного комитета оборонной промышленности было принято решение приступить к реализации широкомасштабной программы по их модернизации. В связи с этим даже был объявлен тендер на приобретение комплексов противоракетной обороны дальнего действия, в котором участвовали системы американского (Patriot), российского (С-300 ПМУ-2 «Фаворит») и совместно американо-израильского (Arrow-2) производства.
Однако проведение тендера затянулось, виновных не нашли, хотя понятно, что возмутителем спокойствия стала ближневосточная политика Эрдогана, в отличие от предшественников открыто поддержавшего палестинцев и вообще противопоставившего исламские ценности европейским, которые были завещаны основателем современного государства Мустафой Кемалем Ататюрком.
После инцидента с гуманитарным грузом на корабле «Мави Мармара» официальная Анкара запустила программу T-LORAMID (национальная система противовоздушной и противоракетной обороны большой дальности), объявив очередной тендер на поставку ЗРК, в котором приняли участие американский консорциум Lockheed Martin/Raytheon, «Рособоронэкспорт», франко-итальянский консорциум Eurosam и китайская компания CPMIEC, которая и выиграла конкурс. Похоже, и тут не обошлось без политического торга (пощечина американским и европейским «братьям» по НАТО), после чего результаты и этого тендера были аннулированы. Анкара объяснила это тем, что безрезультатно настаивала на получении полного доступа к технологиям разработчика системы HQ-9, чтобы на ее основе создать свой аналог.
Как бы то ни было, пришлось вновь обращаться к заокеанской державе, но поскольку в ту пору президентом был Барак Обама, не особо расположенный к нынешнему хозяину Ак Сарая. Американский ВПК всего лишь выразил дежурную заинтересованность в контракте, но потом также отказался даже от частичной локализации производства зенитных систем на предприятиях Турции. В результате, дальше разговоров дело не продвинулось.
Игра на противоречиях
После победы Дональда Трампа, политическое небо стало проясняться над членами НАТО, но, поскольку нельзя дважды войти в реку времени, с недавних пор у Турции к Штатам тоже появились претензии - она ожидает, в первую очередь, четких и определенных действий по решению курдской проблемы, как внутри страны, так и на приграничной территории Сирии и Ирака. Есть также ожидания экстрадиции проповедника Фетхуллаха Гюлена, проживающего в штате Пенсильвания, которого правящая партия напрямую обвиняет в организации попытки военного переворота 15 июля прошлого года.
Что касается покупки российских С-400, эту тему турецкая сторона поднимала неоднократно. Однако, сомнительно, что такая сделка состоится - похоже, переговорный процесс по поводу приобретения российских ЗРК нужен Анкаре, скорее, с политической, нежели с военной точки зрения - по-видимому, этим она пытается надавить на своих партнеров по НАТО, чтобы добиться от них более выгодных условий по приобретению европейских или американских аналогов.
Немалую пользу из этого пытается извлечь и Москва, позиционируя таким образом свое вооружение. Согласитесь, трудно придумать лучшую рекламу, чем покупка членом сильнейшего в мире альянса продукции российской «оборонки». Но тут неувязка - двусторонние геополитические интересы не совпадают, у них нет долгосрочных совместных целей, а приобретение таких систем надолго привязывает покупателя к стране-производителю, так как такого рода техника нуждается в обслуживании и обучении специалистов. Сомнение в реальности подобной сделки вызывает и то, что состоятельная Турция не желает платить за зенитные комплексы живые деньги и просит их в кредит. Но даже в случае заключения контракта эту покупку не одобрят другие члены военно-политического блока, которые не позволят интегрировать российскую технику в единую западную систему ПВО.
Впрочем, и без интеграции С-400 могут быть использованы для эффективного прикрытия важных объектов, поскольку комплексы имеют собственные радары и способны работать независимо от единой системы ПВО. Однако и в этом случае Турция столкнется с определенными сложностями. Речь идет об обмене кодами по системе «свой-чужой», настроенной на стандартную систему распознавания НАТО, потому их сопряжение с системами опроса комплексов С-400 будет невозможным, да и альянс не согласится раскрывать сведения о своей кодовой системе и обмене информацией, а без этого не получится настроить китайские или российские комплексы распознавания.
Есть еще один момент - прямое недовольство властей США, которые уже выразили свое несогласие турецким выбором, павшим на российскую компанию, подвергшуюся американским санкциям за партнерство с Ираном.
Дипломатия дипломатией, но излишне говорить, что все эти эволюции в сфере оружейного бизнеса являются свидетельством глубокого кризиса во взаимоотношениях Турции с НАТО и США.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать