• суббота, 20 Апреля, 09:46
  • Baku Баку 14°C

Что ждет Карабах,

06 апреля 2017 | 14:27
Что ждет Карабах,

ВЗГЛЯД
Мы смогли превратить решение карабахской проблемы в приоритетный вопрос политической повестки Армении, что не опровергают и наши оппоненты. За очень короткий период времени создано не большое, но общественное движение «Мир, добрососедство, дружба», в дальнейшей эффективности которого я ничуть не сомневаюсь.
Об этом заявил первый президент Армении, лидер оппозиционной партии «Армянский национальный конгресс» Левон Тер-Петросян, комментируя итоги состоявшихся накануне парламентских выборов.
Напомним, что идея установления мира путем территориальных уступок Азербайджану в обмен на промежуточный статус Карабаха была основным лейтмотивом избирательной кампании Тер-Петросяна и его сторонников.
Так что же теперь ждет Нагорный Карабах? Попытаемся разобраться с этим вопросом.
Спустя год после эскалации конфликта в Нагорном Карабахе в апреле 2016-го как никогда становится реальной опасность жестких боевых столкновений на линии соприкосновения войск, которые могут привести к более ужасающим гуманитарным последствиям в регионе. Об этом в статье Looming Dangers One Year after Nagorno-Karabakh Escalation, опубликованной в ReliefWeb, пишет руководитель программ Международной кризисной группы по Европе и Центральной Азии Магдалена Гроно: «Разговоры по обе стороны указывают на возможность возникновения новой опасной ситуации: конфликт, считавшийся замороженным, может разгореться вновь, что особенно опасно сейчас, когда у Армении и Азербайджана имеются более мощные вооруженные силы и военные соглашения с Россией и Турцией. В 2015 году Азербайджан потратил 3 млрд долларов на военные цели, стратегически диверсифицировав приобретенное вооружение, в том числе системы, закупленные в России, Турции, Израиле и Пакистане. Эта больше, чем весь национальный бюджет Армении в том году, но Ереван все же стремился догнать соперника, используя более выгодные тарифы и кредиты, предоставляемые Россией.
Обе стороны считают статус-кво неприемлемым по разным причинам. Перед началом переговоров Ереван хочет срочно укрепить безопасность, в том числе тех людей, чью повседневную жизнь портит продолжающаяся эскалация вдоль линии соприкосновения войск и международной границы между двумя странами. Баку хочет получить гарантию того, что будет достигнут существенный прогресс в переговорах по урегулированию, включая возвращение районов вокруг Нагорного Карабаха в качестве первого шага. Динамика, усугубляемая отсутствием доверия между сторонами, приводит к дальнейшим вспышкам насилия, которые могут создать серьезные локальные и региональные риски».
Магдалена Гроно констатирует, что «уже давно существует механизм урегулирования конфликта - Минская группа ОБСЕ. Но в отсутствие полноценного переговорного процесса с поддержкой со стороны трех сопредседателей Минской группы - России, США и Франции - конфликт останется главной опасностью в сердце Южного Кавказа.
По прогнозам председателя Экспертного совета Фонда поддержки научных исследований (ФПНИ) «Мастерская евразийских идей» Григория Трофимчука, в ближайшие годы российско-азербайджанские отношения будут нелегкими, так как сегодня существует угроза дестабилизации региона Южного Кавказа, учитывая концентрацию нерешенных проблем на постсоветском пространстве.
По его словам, Баку важен для Москвы во всех отношениях - экономических, военно-политических, гуманитарных и стратегических как региональных, так и на международном уровне: «Баку больше глобальный партнер Москвы, чем региональный, у которого России есть чему поучиться, особенно в конфессиональной сфере, где у РФ есть некоторые проблемы. Россия должна понимать важное значение Азербайджана как одной из ключевых фигур тюркского мира. России необходимо изучить более тесный контакт с тюркским миром, на примере Азербайджана в том числе».
После последних обострений в нагорно-карабахском конфликте сложилась опасная и невнятная ситуация, которую Москва не должна пускать на самотек, считает эксперт. При этом именно Баку сегодня стремится к компромиссам в вопросе нагорно-карабахского конфликта, в том числе к этому можно отнести создание «Платформы мира между Арменией и Азербайджаном» и готовность обсуждать статус Нагорного Карабаха.
В свою очередь вице-президент Американской аналитической компании Stratfor, специализирующейся на стратегических информационных вбросах Рева Гужон, сравнивая роль США в урегулировании конфликтов на Балканах и Нагорном Карабахе, сетует на «упущенные возможности».
Напомним, что в ситуации на Балканах в 1995 году (с подписанием Дейтонского соглашения) американцам удалось закрепить свое политическое влияние и положение, позволяющее разжигать и гасить конфликты, когда и как им заблагорассудится. Однако переговоры по Карабаху в Ки-Уэсте в 2001 году не дали ожидаемого США результата.
Стремление России к конструктивному диалогу как с Арменией и Азербайджаном, так и с другими странами региона, Stratfor рассматривает как понятное и законное. Вместе с тем задается вопросом - в какой мере это соответствует интересам США? - выдав себя с головой.
Последние переговоры, которые прошли в Санкт-Петербурге между президентами Азербайджана Ильхамом Алиевым и Армении Сержем Саргсяном по инициативе президента России Владимира Путина, вселили определенные надежды, что затянувшийся вопрос по выводу армянских вооруженных сил с оккупированных территорий Азербайджана найдет свое положительное решение. Однако, к сожалению, после этой встречи Армения всячески под различными предлогами старается избежать продолжения переговоров.
Об этом в статье «Азербайджан и Россия: отношения, прошедшие испытание временем», посвященной 25-летию установления дипотношений между странами, пишет министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров, отмечающий особую роль России как постоянного члена Совета Безопасности ООН, сопредседателя Минской группы ОБСЕ по урегулированию армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта.
В статье подчеркивается, что продолжающаяся оккупация территорий Азербайджана Арменией и невыполнение резолюций Совбеза ООН «является основным фактором, подрывающим стабильность и создающим угрозу миру в регионе и на пространстве ОБСЕ в целом».
О миротворческой роли России в нагорно-карабахском урегулировании заявляет и глава российского МИД Сергей Лавров, подчеркнувший, что «благодаря содействию посредников Баку и Ереван существенно сблизили позиции по решению карабахской проблемы, базовые принципы урегулирования в основном согласованы», а основная задача России «состоит в том, чтобы помочь сторонам найти сбалансированное решение на основе имеющихся наработок». При этом глава МИД России подчеркивает, что в Москве рассчитывают на то, что Баку и Ереван смогут проявить политическую волю, готовность к взаимным уступкам, поскольку «это необходимо для того, чтобы переговорный процесс был результативным».
Официальный же Ереван, балансируя между Западом и Россией с целью сорвать побольше дивидендов и уклоняясь от переговоров с Азербайджаном, фактически нивелирует заявления Сергея Лаврова.
Тамилла НУРИЕВА
banner

Советуем почитать