• пятница, 29 Марта, 05:29
  • Baku Баку 7°C

В заложниках химии

06 апреля 2017 | 10:51
В заложниках химии

ПОДРОБНОСТИ
На сирийской войне, где трудно кого-то удивить дикостью и беспределом, произошло неординарное даже на варварском фоне событие.
При авиационном ударе по городу Хан-Шейхун провинции Идлиб, занятому силами антиасадовской оппозиции, накануне утром было применено боевое химическое оружие. В результате погибло свыше ста человек, около полутысячи пострадали, причем по большей части дети.
Чуть позже по госпиталю, куда были доставлены жертвы химической атаки, была выпущена боевая ракета, также унесшая жизни ни в чем не повинного гражданского населения. Исходя из диспозиции сторон и судя по видеокадрам, применить авиацию в этом районе могли исключительно силы правящего режима.
Также очевидно, что некие заинтересованные силы нанесли чувствительный удар по перспективам «большого договора» Путина и Трампа, на который вопреки всему продолжают надеяться в Кремле.
Сказать, что тема химического оружия в руках диктатора - болевая точка международного сообщества, значит не сказать ничего. Потому не удивительно, что президент США сразу же возложил ответственность на президента Сирии, заявив, что это «следствие нерешительной политики прежней администрации Вашингтона». В чем-то он прав, так как еще в 2012 году его предшественник Барак Обама заявил о намерении создать «красную линию» в отношении применения химического оружия, однако потом пустил проблему на самотек.
Судя по решительности, с которой новый глава Белого дома взялся за очищение внутриполитических «авгиевых конюшен», можно предположить, что он не намерен уклоняться от действий. И они не заставили себя ждать, так как на экстренном заседании Совбеза ООН представитель США Никки Хейли назвала Башара Асада «военным преступником, которому покровительствуют Россия и Иран». А ведь совсем недавно она заявляла о том, что политика ее страны в отношении Сирии изменилась и больше не нацелена на свержение тирана, так как «главная цель Вашингтона - поиск путей прекращения гражданской войны в арабской республике».
Впрочем, возможно, глава новой администрации что-то и говорил такое, однако реальная политика сложная штука и направляет мысли даже самого одиозного президента в русло, спроецированное задолго до прихода его к власти.
В качестве примера можно привести завуалированную позицию госсекретаря Рекса Тиллерсона, озвученную в Турции: «Думаю, что долгосрочный статус президента Асада будет определен сирийским народом», а это палка о двух концах – большинство населения против режима, почему и не прекращается до сих пор гражданская война, с другой стороны, американцам не выгоден уход с политической сцены тирана.
По мнению экспертной группы газеты «Каспiй», разговоры о необходимости ухода сирийского диктатора не более чем игра - Асад выгоден всем, за исключением сирийских повстанцев и Турции, и он лучший партнер заокеанской державы, чем исламская улица, с которой ему не договориться. Зато семейство Асадов всегда охотно шло на сговор с иностранцами - в этом преуспел и дед Башара, Али Сулейман, просивший Францию не выводить войска из страны, и его отец Хафез, который во время «холодной войны» переметнулся на сторону СССР в обмен на поддержку в противостоянии с Израилем, а впоследствии для сохранения власти он даже отказался от идеологии панарабизма. Вот и их отпрыск вполне сговорчив, потому предлагает и Западу, и России бороться с «радикальным исламизмом».
Смешение противоположностей
Впрочем, это не первый случай, когда режим использовал оружие массового поражения. 1 марта специальная комиссия ООН опубликовала доклад, в котором однозначно указывалось, что российская и сирийская авиации применяли запрещенное оружие в Алеппо, включая кассетные бомбы и бочки с хлором.
Там же возлагается прямая ответственность на власть за авиационную атаку на гуманитарный конвой ООН и Красного Полумесяца 16 сентября 2016 года, в результате которой были убиты 14 сотрудников гуманитарной миссии. Однако этот доклад, как и следовало ожидать, не имел никаких политических последствий, хотя интересы США и России там противоположны, что сильно осложняет ситуацию.
Трамп, стремящийся обуздать Иран, а теперь и Сирию, вынужден иметь дело с Кремлем, но дело в том, что применением запрещенного оружия Асад создает конфронтационный фон, ставя тем самым под вопрос саму перспективу переговоров между Москвой и Вашингтоном.
Как сказал в беседе с корреспондентом газеты «Каспiй» глава клуба политологов «Южный Кавказ» Ильгар Велизаде, США вполне могут отказаться от позиций прежней администрации, в частности, по Ближнему Востоку:
- Судьба Асада не имеет сейчас особого значения для них, поскольку в любом случае возвращения к ситуации 2011-2016 годов не будет. И даже если Башар сохранит власть, он не будет прежним – его страна настолько обескровлена и там идут такие процессы, что не только ему, но и союзникам не удастся восстановить то, что было. Ни враги, ни друзья не хотели бы иметь дело с сильным игроком в регионе. Выражаясь языком экономистов, США преследуют цель «оптимизации» затрат на Сирию – сокращения издержек и получения большей прибыли от происходящего там. При этом основные цели внешней политики США сместились из Дамаска в Ракку - главная борьба разворачивается вокруг того, кто будет считаться хотя бы номинальным победителем ИГ.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать