• четверг, 28 Марта, 16:48
  • Baku Баку 16°C

Сложный развод

05 апреля 2017 | 12:55
Сложный развод

Brexit, объявленный летом минувшего года посредством референдума в Великобритании, стал поводом для территориальных скандалов. Несмотря на то, что премьер-министр Тереза Мэй официально уведомила Евросоюз о запуске Brexit, проблемы стали выявляться уже на начальном этапе.
Дело в том, что Гибралтар (заморская территория Великобритании, оспариваемая Испанией - Авт.) заявил о том, что может остаться в составе ЕС.
Гибралтар хочет суверенитета
Озвучено это было исполняющим обязанности министра иностранных дел и сотрудничества королевства Хосе Мануэль Гарсиа-Маргальо, который отметил, что это может произойти только при помощи Испании. «Мы предложили Гибралтару совместный суверенитет между Соединенным Королевством и Испанией на некоторое время, после чего был бы восстановлен суверенитет Испании», - отметил Гарсиа-Маргальо, добавив: «Его жители могли бы сохранить британское подданство, к которому добавилось бы испанское».
Начало этой истории уходит корнями не так далеко, хотя претензии Испании к Великобритании озвучивались еще с 1713 года, когда по Утрехтскому мирному договору, навязанному Испании, Гибралтар отошел к Англии. Несколько веков это вопрос вяло перетекал из одного состояния в другое, но Англия смогла отстоять эту небольшую территорию. «Разбудил» этот вопрос Brexit прошлым летом.
А может вместе порулим?
После Brexit МИД Испании предложил Великобритании взять Гибралтар под совместное управление. При этом в Гибралтаре находится база ВМС Великобритании, где постоянно базируются корабли США.
Из Туманного Альбиона уже отреагировали на претензии, а министр иностранных дел Великобритании Борис Джонсон сообщил, что в суверенитете Гибралтара не будет никаких изменений без согласия его страны. А заявление бывшего лидера британской Республиканской партии лорда Говарда заставило нас вспомнить события более чем 35-летней давности в связи с Фолклендскими (Мальвинскими) островами. Тогда ошибка аргентинского генерала Гальтери, направившего на острова спецназ и заставившего капитулировать небольшой гарнизон англичан, дорого обошлась не только ему, но и Аргентине.
Кровавая война за Фолкленды
Великобритания по приказу «железной леди» Маргарет Тэтчер отреагировала на ситуацию мгновенно, к островам была направлена армада кораблей. Фолклендская война из-за клочка земли оказалась кровавой, стороны потеряли десятки кораблей, самолетов, погибли 258 британских военнослужащих и 746 аргентинских солдат, пилотов и моряков. Гальтери через несколько дней лишился своего поста, а затем был предан суду военного трибунала за неудачное руководство войсками и остаток жизни провел в тюрьмах и под домашним арестом.
И теперь история, по словам Говарда, может повториться, он уверенно заявил, что премьер-министр Великобритании Тереза Мэй готова к войне, чтобы защитить британские территории, как премьер-министр Маргарет Тэтчер Фолклендские острова 35 лет назад. «35 лет назад на этой неделе другая женщина-премьер направила оперативную группу, чтобы защитить свободу другой маленькой группы британцев от другой испаноязычной страны. Я абсолютно уверен, что наш нынешний премьер проявит такую же решимость в отношении народа Гибралтара», - заявил он.
То есть обращение к испанцам: хотите войны, вы ее получите.
Не надо сильных выражений
Испанцы отреагировали на это спокойно, правда, заявив, что у британцев «сдают нервы», глава МИД Нидерландов Берт Кендерс призвал всех сохранять спокойствие и не использовать «слишком сильные выражения». «Теперь вы видите, как сложно разводиться», - добавил Кендерс, имея в виду Brexit - выход Великобритании из состава Евросоюза.
В свою очередь главный министр Гибралтара Фабиан Пикардо обвинил президента ЕС Дональда Туска в том, что он ведет себя, как «обманутый муж, который срывается на детей». Пикардо уверен, что Испания пытается травить Гибралтар, а ЕС этому попустительствует.
Тереза Мэй в выходные заверила Пикардо, что Гибралтар только выиграет от Brexit.
Бывший министр иностранных дел Великобритании Джек Стро заявил Radio 4, что идея вступления Великобритании в войну, или Испания, воюющая с Британией за Гибралтар, откровенно абсурдна и от нее несет джингоизмом XIX века (джингоизм - английский вариант национализма с идеей колониальной экспансии).
Мэй обещает
Официальной реакции на происходящее со стороны России не было, но исподволь она озвучена в публикации российского телеведущего, журналиста Сергея Варшавчика. По его словам, недавнее заявление МИД Великобритании о том, что Крым, 96,77% жителей которого три года назад на референдуме проголосовали за вхождение в Россию, незаконно аннексирован РФ, ярко иллюстрирует политику двойных стандартов Соединенного королевства.
Официальному Лондону стоило бы вспомнить о том, что в таком случае Британии следовало бы вернуть ряд спорных территорий - испанский Гибралтар, маврикийский архипелаг Чагос в Индийском океане, часть Кипра, а также Мальвинские острова (Фолкленды) в Южной Атлантике, принадлежность которых оспаривается с ХIХ века Аргентиной. Она протестует и сегодня.
Однако британцы в 2013 году провели на Фолклендах референдум, большинство жителей высказалось за британское подданство. То же самое Англия может сделать и на Гибралтаре, получив при этом выгодный ей ответ. Долгое управление этой территорией даст свои плоды. Но до войны дело не дойдет, времена не те.
Конечно же, об обещании Терезы Мэй о том, что Гибралтару будет лучше без ЕС, гибралтарцы крепко запомнят, чтобы при необходимости напомнить ей или, наоборот, упрекнуть. Время покажет.
Али САИДОВ
banner

Советуем почитать