• пятница, 19 Апреля, 08:55
  • Baku Баку 13°C

Стратегия риска

01 апреля 2017 | 11:08
Стратегия риска

ПЕРСОНА
31 марта 2007 года после продолжительной болезни на 76-м году жизни скончался Фарман Салманов - наш легендарный земляк, открывший гигантские нефтяные залежи в Сибири и посвятивший всю свою жизнь освоению нефтяных месторождений России. Его имя навсегда вписано в историю развития экономики СССР.
Фарман Салманов - крупнейший специалист в области геологии, один из самых известных в мире ученых и практиков-геологов, более 30 лет отдавший работе в Западной Сибири. В 70-80-е годы Салманов был одним из тех, кто «с первого колышка» создавал гигантскую геологическую империю в Западной Сибири - он руководил крупными геолого-поисковыми работами, оставив в наследство 150 нефтяных и газовых месторождений, среди которых уникальные Уренгойское и Ямбургское.
«Заверяю вас, что буду нефтяником»
Фарман Салманов - автор фундаментальных научных трудов, посвященных проблемам формирования и распределения крупных месторождений нефти и газа. Им опубликовано более 160 научных статей и 10 монографий. Его научное звание - доктор геолого-минералогических наук, член-корреспондент Российской Академии наук, он также был главным редактором научно-технического журнала «Геология нефти и газа». Лауреат Ленинской премии (1970), премии имени И.М.Губкина. О нем сняты документальные и художественные фильмы, в числе которых «Сибириада», «Стратегия риска». Почетный гражданин Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, города Сургута, штата Техас (США), города Цзиньчжоу (Китай).
Награжден орденами Ленина (1966), Октябрьской Революции (1983), двумя орденами Трудового Красного Знамени (1971,1978), Орденом Дружбы народов, многочисленными медалями.
Исследования Фармана Салманова - это богатое наследие, позволяющее сохранить ведущие позиции России на мировом энергетическом рынке. Символично, что «второе дыхание» в разработке российской нефти открылось благодаря азербайджанцу, в свое время добывавшему первую промышленную нефть Сибири. Интересно, что при этом сам Салманов всегда подчеркивал: «…Хочу предостеречь вас от заблуждения, что Салманов в одиночку покорил Западную Сибирь и добыл для нашего народа тепло и свет. Я мало похож на Прометея. Все эти годы рядом со мной рука об руку трудились тысячи и тысячи геологов, нефтяников, газовиков, строителей, которые, не жалея сил и здоровья, добывали нефть и газ. И я счастлив, что был рядом с этими великими людьми. Я - геолог. И геологию, естественно, считаю самой увлекательной, самой лучшей профессией. Во все времена нас называли первопроходцами. Это очень высокое звание, которым гордились многие поколения разведчиков недр».
Тем не менее именно Салманову принадлежит честь открытия тюменской нефти. Причем сделал он это вопреки приказам начальства, рискуя «сломать шею». И сломал бы, если бы не Николай Константинович Байбаков, сталинский нарком нефтяной промышленности СССР, затем, при Хрущеве, Брежневе и даже Горбачеве - председатель Госплана СССР, могущественнейший человек во все советские времена. С ним Салманова связывало давнее знакомство. Уроженец Азербайджана, Байбаков в 1946 году баллотировался депутатом Верховного Совета от города Шамкир. На собрании от имени школьников выступал Фарман, лучше всех знавший русский язык. Сказал, что все просят заасфальтировать дорогу к школе и провести электричество. «А еще я вас заверяю, что буду нефтяником. Когда окончу школу, собираюсь поступать в нефтяной институт».
«Скважина лупит по всем правилам!
Байбаков, начинавший инженерную жизнь на бакинских нефтепромыслах, расчувствовался, обнял его, пообещал покровительство. Чем Фарман, не комплексуя, через несколько лет воспользовался.
Он действительно хотел стать геологом, с детства зачитывался книгами академика Обручева, собирал камни в горах. И еще - хотел в Сибирь, дед заразил рассказами об этом крае. Его дипломная работа - разведка нефти в Западной Сибири. Но Фармана по распределению оставили в Баку. Тогда он и отправил Байбакову телеграмму об оказании помощи в перераспределении в Западную Сибирь. Но тогда и это не помогло. Салманова направили начальником экспедиции в Кузбасс, считавшийся тогдашними учеными перспективным нефтеносным районом. Но два года разведки в Кузбассе ни к чему не привели: он не нашел даже признаков нефти. И «сорвался» - без согласования с Москвой арендовал четыре баржи, загрузил все оборудование и по рекам пошел на север Тюменской области, в Сургут, уверенный, что там есть нефть. Вся экспедиция - 100 человек! Неслыханный поступок для того времени. Его пытались отстранить от работы и судить, однако неукротимый Фарман продолжал бурение. Чтобы не нагнетать обстановку, начальство подписало задним числом приказ о переброске его партии в Сургут. Позже в своих воспоминаниях Салманов напишет: «Шуму было много, мы уже связь отключили. С должности меня хотели снять. Но, в конце концов, разрешили остаться. Сначала ютились на вокзале вместе с женами и детьми. А 21 марта 1961 года, на мой любимый праздник Новруз байрамы, первая скважина в районе селения Мегион дала фонтан нефти. Я прыгал и кричал: «Мы победили!»
С 1955 года Фарман Салманов стал работать начальником нефтеразведочных экспедиций в Кемеровской области. В августе 1957-го Фарман решается на рискованный шаг, и самовольно и тайком уводит свою геологическую партию в Сургут. Несмотря на категорические, и даже угрожающие приказы о прекращении бурения, Салманов продолжал разведку. Его попытались исключить из КПСС (что в то время грозило серьезными последствиями), возбудить уголовное дело, вменив хищение за разборку деревянных домов геологов и перевозку их в другую область. Но он упорно продолжал бурить. Когда 21 марта 1961 года первая скважина в районе селения Мегион зафонтанировала, ему сказали, что радоваться рано и это всего лишь природная аномалия, что через пару недель скважина иссякнет, и что большой нефти в Западной Сибири просто не может быть! Когда забил фонтан из второй скважины в районе Усть-Балыка, Салманов отправил начальству радиограмму следующего содержания: «Скважина лупит по всем правилам». Но самую потрясающую телеграмму Фарман отправил Никите Хрущеву: «Я нашел нефть. Вот так. Салманов».
Первопроходец-первостроитель
После этого открытия пошли одно за другим: Мамонтовское, Мегионское, Правдинское, Усть-Балыкское, Сургутское, Федоровское, Уренгойское, Ямбургское и другие крупнейшие месторождения. Энергетический кризис 1970-х привел к росту спроса на советскую нефть, на деньги которой по сути строилась вся социалистическая система планеты. За период руководства Салманова «Главтюменьгеологией» прирост запасов увеличился более чем в два раза. Его прогнозы оказались настолько верны, что это предопределило развитие и современной российской экономики. Месторождения, открытые Фарманом Салмановым, в настоящее время приносят прибыль «Газпрому», «Сибнефти», «Роснефти», «ТНК - ВР». Проработав в Западной Сибири более 30 лет, он стал первооткрывателем и участником открытий на тюменском севере более 130 месторождений «черного золота» и «голубого топлива».
Фарман Салманов - редкий и в то же время типичный герой советской эпохи освоения земель. Разведчик. Первопроходец. Первостроитель. Десять лет, с 1978 по 1987 год, он руководил гигантским всесоюзным государством в государстве - Главтюменьгеологией. Это как раз по нему - открывать месторождения, строить города, вершить судьбы громадного края. Еще при жизни Салманова тюменцы хотели назвать его именем один из городов.
К слову, раньше считалось, и в азербайджанской энциклопедии записано, что он родился в 1928 году. Но потом стало известно, что на самом деле - в 1931 году. Во время войны мать приписала ему три года, чтобы взяли на работу. Значит, Фарман Салманов руководил нефтеразведочной экспедицией в 24 года (!), а нефтегазовый Клондайк открыл для страны в 30 лет.
На рубеже рыночных отношений Ф.К.Салманов увидел дальнюю перспективу Западной Сибири. Под его руководством в «Роспан Интернешнл» были доразведаны и впервые разработаны пласты с добычей газа, конденсата и нефти Ново-Уренгойского и Восточно-Уренгойского месторождений. До последних дней своей жизни в ООО НГК «Итера» наш легендарный соотечественник занимался поиском и разведкой нефти и газа в Республике Калмыкия.
Галия АЛИЕВА
Фото из семейного архива Салмановых
banner

Советуем почитать