• пятница, 29 Марта, 13:13
  • Baku Баку 14°C

Финишировал «Щит Евфрата»

31 марта 2017 | 12:03
Финишировал «Щит Евфрата»

РЕГИОН
Итак, успешно завершена военная операция «Щит Евфрата», которую вооруженные силы Турции и оппозиционная Свободная сирийская армия» (ССА) начали 24 августа 2016 года на территории страны, раздираемой гражданской войной. Цель была довольно благая - защитить братское государство от угрозы со стороны боевиков так называемого «Исламского государства» (ИГ) и партии «Демократический союз» (сирийский филиал террористической организации КРП (Курдская рабочая партия), включая ее боевое крыло в виде Отрядов национальной самообороны.
Противоречивое решение
Судя по тексту итогового документа состоявшегося накануне под председательством президента Реджепа Тайипа Эрдогана совещания Совета национальной безопасности Турции, основные угрозы миновали, кроме того, дана возможность беженцам из Сирии вернуться в свои дома и продолжить мирную жизнь. Однако в том же документе подчеркивается, что задействование террористов КРП и их сирийских ответвлений в лице ПДС и ОНС в борьбе с другой террористической организацией - ИГ не способствует безопасности и спокойствию в регионе.
«Подобный шаг в среднесрочной и долгосрочной перспективе приведет к появлению новых проблем в регионе. Проводя эффективную борьбу со всеми террористическими формированиями региона, Турция заявляет, что финансовая и военная поддержка группам, объявленным Анкарой террористическими, противоречит духу союзничества и дружбы», - отмечается в заявлении. Как видим, СНБ признает, что террористическая угроза границам Турции так и не изжита.
Как заявил президент в минувший вторник на открытии ряда объектов в Самсуне, Турция не уйдет из Сирии до тех пор, пока сохраняется угроза ее границам. По его словам, в настоящее время от террористов ИГ очищены поселок Дабык и город Эль-Баб. ВС Турции также очищают регионы Сирии от террористов ПДС/ОНС и дошла дошла очередь до освобождения района Мюнбич, в связи с чем продолжаются переговоры с представителями международной коалиции, США и России.
Пока сохраняется угроза Турции, она не покинет эти земли, заявил Эрдоган.
Накануне ему вторил премьер-министр Турции Бинали Йылдырым, который даже не исключил, что в дальнейшем в Сирии все же придется проводить новую военную операцию.
«С этого момента, если мы предпримем какие-либо действия против «Исламского государства» (ИГ) или кого-либо еще, представляющего угрозу для нашей безопасности, это будет уже новая операция», – сказал глава правительства Турции.
Руководствуясь целесообразностью
Что же побудило руководство Турции объявить о завершении военной операции? Тем более, что совсем недавно все ее ветви власти дружно заявляли, что «Щит Евфрата» завершится только после взятия Мюнбича. Экспертная группа газеты «Каспiй» (№46-717) уже писала, что взяв 23 февраля сирийский город Эль-Баб и еще ряд соседних городов, отряды ССА, поддерживаемые ВС Турции, выполнили программу минимум. Это позволило не допустить соединения кантонов Сирии, контролируемых поддерживаемым США курдско-арабским альянсом «Сирийских демократических сил», состоящим в основном из ДПС/ОНС кантонов, заодно очистив приграничную зону от сил ИГ.
Очевидно, что теперь перед альянсом стояла еще более сложная задача - программа максимум - взятие контролируемого ДПС/ОНС города Мюнбич. Это позволило бы Анкаре положить конец возможности автономизации Сирии.
Кроме того, взятие этого стратегически важного населенного пункта открывало перспективы наступления на Ракку - город, контролируемый ИГ. Это позволило бы Турции расширить буферную зону (что также обеспечило бы более сильные позиции в переговорном процессе) и еще больше ослабило бы ДПС/ОНС.
Однако спустя три дня, 26 февраля, войска Башара Асада взяв под свой контроль до семи селений возле Мюнбича, вышли к курдским позициям и таким образом перекрыли ССА путь на Ракку.
Следовательно, для того чтобы принять участие в операции по освобождению Ракки, ССА поддерживаемой ВС Турции, фактически нужно пробивать себе коридор через Мюнбич.
Но проблема как раз в том, что США считают ОНС/ПДС одним из главных союзников в борьбе с ИГ, и чтобы обезопасить «своих террористов», 26 февраля американский спецназ практически одновременно с продвижением армии Асада к позициям ОНС/ПДС выдвинулся на линию соприкосновения между отрядами ССА, поддерживаемыми ВС Турции, и ПДС/ОНС на северных и западных окраинах города Мюнбич.
Тем самым американцы выполняют свое обещание по защите Мюнбича, данное ПДС главой командования США на Ближнем Востоке генералом Джозефом Вотелем в ходе его визита в Айн-эль-Араб 24 февраля.
Очевидно, этим США рассчитывают пресечь попытку турок установить контроль над Мюнбичем.
Не откладывая в долгий ящик
Скорее всего, вопрос, что делать с Мюнбичем, был главным на заседании СНБ Турции, и, похоже, Анкара окончательно от планов наступления на этот населенный пункт не отказалась. На это указывают слова премьер-министра Бинали Йылдырыма о том, что в дальнейшем в Сирии, возможно, придется проводить новую военную операцию. Не исключено, что турки выдерживают паузу, чтобы сделать выводы после того, как им станут известны подробности нового плана по борьбе с ИГ, разрабатываемого Пентагоном по указу Трампа «на автопилоте».
Кстати, в период президентства Барака Обамы отношения Вашингтона с Анкарой были напряжены как раз из-за поддержки США террористов ДПС/ОНС на севере Сирии, однако новая администрация уже четко дала понять, что хочет изменить ситуацию. Это видно и из результатов первого телефонного разговора двух первых лиц, когда почти в часовом общении без переводчиков заокеанский босс открыто назвал своего коллегу (имеется в виду его страна) стратегическим партнером и самым верным союзником в Североатлантическом блоке. Однако на практике никакого партнерства нет и в помине, во всяком случае, пока. Несмотря на то, что со дня инаугурации Трампа прошло почти два с половиной месяца, администрация Белого дома действует «на автопилоте» и фактически продолжая политику Барака Обамы.
Возможно, это связано с тем, что Трамп с первых дней своего президентства вынужден концентрироваться на внутренней политике, поскольку ситуация для него здесь складывается не лучшим образом.
Возможности в перспективе
В прошлую пятницу попытка Трампа отменить программу здравоохранения Obamacare потерпела провал. Эта шокирующая неудача в самом начале президентского срока будет иметь негативные последствия и для внешнеполитической повестки Трампа. Он теряет свой политический капитал. В течение двух лет предвыборной кампании он обещал отменить Obamacare. И вот в течение нескольких недель попыток он проиграл. Его критики чувствуют себя смелее, а люди, которые его поддерживают, нервничают.
Популярность Трампа в стране находится в пределах 36%, это самый низкий показатель на этом сроке правления для всех предыдущих президентов. И это создает серьезные сложности для проведения новой внешней политики.
Сейчас у него есть куда более приоритетные задачи, включая, в первую очередь, налоговую реформу и, возможно, новый законопроект о расходах на инфраструктуру. С внешнеполитическими шагами придется подождать, особенно такими противоречивыми, как сирийский кризис.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что внешняя политика Белого дома все еще ориентирована на методы и принципы Обамы. Этому будут способствовать кадры экс-президента как в Пентагоне, так и Центральном командовании вооруженными силами США (CENTCOM).
С чем приехал Тиллерсон?
Совсем свежая новость – накануне госсекретарь США Рекс Тиллерсон прибыл в Турцию. Как уже было сказано, новая администрация США дала понять, что хочет изменить ситуацию, потому нынешний визит знатного переговорщика с огромным опытом работы в транснациональных компаниях представляет особую значимость для обеих стран. В повестке дня его визита значатся три основные темы: операция по освобождению от террористов ИГ города Ракка, поддержка Вашингтоном РПК/ОНС, а также борьба со сторонниками, возглавляемого Фетхуллахом Гюленом террористического течения «Параллельное государство» (FETÖ).
Если администрация Трампа проявит политическую волю для урегулирования сирийского конфликта, то актуализируется вопрос определения союзников Вашингтона. Можно предположить, что при подобном раскладе Вашингтон учтет интересы Анкары, хотя до сих пор доказательств подобного развития событий нет.
Реальные планы Трампа до сих пор неизвестны. Глава Белого дома может озвучить совершенно новый план по Сирии. Не исключено также, что Трамп сделает ставку на сближение с Турцией на фоне очередного витка напряженности в отношениях с Ираном.
Как рассказал газете «Каспiй» руководитель исследовательского центра «Атлас», политолог Эльхан Шахиноглу, операцию «Щит Евфрата» проводимую вооруженными силами Турции, можно с военной точки зрения в каком-то смысле считать успешной:
- Турция, освободив в Сирии несколько городов от террористов, создала буферную зону, взяла часть границы под свой контроль, создала условия для возвращения части беженцев в свои дома, поддерживаемая Анкарой Свободная сирийская армия усилилась.
Однако трудно сказать, что с политической точки зрения «Щит Евфрата» полностью достиг цели, поскольку Анкара так и не смогла нейтрализовать в Сирии вооруженные формирования курдов. Напротив, ДПС/ОНС, являющиеся сирийским крылом РПК, благодаря поддержке, оказанной США и Россией, довели численность своих бойцов до 60 тыс. человек, опередив по этому показателю саму РПК. В перспективе это станет головной болью для Турции.
Также Турция отказалась от наступления на город Ракку, считающийся цитаделью ИГ в Сирии, впрочем, у нее не было альтернативы. В битве за освобождение этого города Анкара могла бы необоснованно потерять много военнослужащих. Ее логика понятна - пускай пожертвуют своими людьми из-за Ракки США, Россия и вооруженные курды.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать