• вторник, 16 Апреля, 08:48
  • Baku Баку 14°C

Основания для тревоги

31 января 2017 | 12:37
Основания для тревоги

КОММЕНТАРИЙ
В последние несколько дней грузинская общественность взволнована двумя темами - постановкой вопроса о возможности восстановления дипотношений с Россией, оккупирующей 20% территории Грузии, и подозрениями о том, что руководство республики постепенно отклоняется от курса на интеграцию c НАТО.
Специальный представитель премьер-министра на переговорах с РФ Зураб Абашидзе заявил, что отмена визового режима для граждан Грузии остается одной из самых важных на повестке дня в отношениях Тбилиси с Москвой. Грузинский дипломат напомнил, что его страна отменила визовые требования для граждан России еще в 2011 году.
При этом Абашидзе подчеркнул, что увязывать вопросы визового режима с восстановлением дипотношений Тбилиси не будет. Однако, по информации газеты «Известия», он не исключил, что при определенных условиях этот вопрос может появиться на повестке дня.
Напомним, Грузия разорвала дипотношения с Россией после войны августа 2008 года, вслед за которой РФ признала Абхазию и Южную Осетию.
Кто переврал и зачем?
Слова Абашидзе распространили российские СМИ, после чего дипломат был вынужден выступить с некоторыми пояснениями.
«Грузия не намерена восстанавливать дипломатические отношения с Россией до начала разрешения проблем оккупированных территорий», - заявил он грузинским журналистам, отметив, что российские СМИ правильно привели его слова, однако в общем контексте выдали нечто совершенно другое. - Я ответил на несколько вопросов российской газеты «Известия». Что касается вопросов восстановления дипотношений, я сказал им, что на данном этапе это не рассматривается, и торговаться по этому вопросу мы не собираемся. Этот вопрос может встать на повестку дня только в том случае, если начнется разрешение проблем Абхазии и Цхинвальского региона и будет достигнут серьезный прогресс. Никаких изменений в этой позиции Грузии нет, и этот вопрос на следующей встрече Абашидзе-Карасин рассматриваться не будет».
Выражая свое отношение к этой ситуации, известный грузинский политолог Гела Васадзе заявил газете «Каспiй», что тут, прежде всего, надо иметь в виду, «фраза явно закинута в информационное пространство как тест на проверку реакции общества. Кто это сделал, российские СМИ или наш чиновник, трудно сказать. Хотя сам Абашидзе уже и сказал, что его неверно истолковали, и без начала урегулирования вопроса по Абхазии и Южной Осетии ни о каком восстановлении дипотношений не может быть и речи. Однако тут настораживает слово «начало».
Вопрос НАТО
Одновременно ряд оппозиционных партий и НПО выступили с обвинениями властей Грузии в отходе от интеграции с НАТО.
Поводом для дискуссий послужил комментарий госминистра по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Виктора Долидзе о том, что Грузия не примет участия в саммите Североатлантического альянса 2017 года, так как мероприятие будет менее масштабным и посвящено знакомству нового президента США Дональда Трампа с НАТО. «Это будет внутренний саммит НАТО, и по этому поводу будет много популизма со стороны нашей оппозиции - что нас не пригласили и т. д. Наверное, мы не будем участвовать, но работаем над тем, чтобы наш вопрос был одним из самых главных», - цитирует Долидзе грузинский портал IPress.
Несмотря на эти разъяснения, заявление грузинского министра вызвало резкую критику со стороны оппозиционного политического спектра Грузии, власти обвинили в отходе от евроатлантического вектора страны и регрессе во взаимоотношениях с Брюсселем.
По словам бывшего члена оппозиционной партии «Единое национальное движение», а ныне члена фракции «Европейская Грузия - за лучшее будущее» Георгия Тугуши, власти Грузии не воспользовались возможностью сблизиться с новой администрацией США. «Это говорит о том, что подход к интеграции в НАТО изменился и власти вновь подтвердили то, о чем говорили ранее - что хотят, чтобы Грузии не было в международной повестке дня», - заявил Тугуши.
Исполнительный секретарь оппозиционной партии «Свободные демократы» Тамар Кекенадзе в свою очередь выступила с заявлением на имя президента Грузии Георгия Маргвелашвили, предлагая заинтересоваться работой правительства в направлении интеграции страны в НАТО. Политик также отметила необходимость созыва заседания Совбеза Грузии с целью обсуждения вопроса участия страны в предстоящем саммите НАТО 2017 года. «Необходимо выяснить, что сделала грузинская сторона для того, чтобы мы были представлены на саммите Альянса… Участие в саммите НАТО возможно лишь в том случае, если правительство будет правильно и эффективно работать как с представителями стран - членов альянса, так и новой администрацией США. Работа в этом направлении должна была начаться уже давно. К сожалению, именно такая пассивность и некомпетентность власти препятствуют процессу интеграции Грузии в НАТО», - сказала Кекенадзе.
На призывы оппозиции ответил заместитель секретаря Совбеза Вано Мачавариани, который пообещал, что администрация президента и Совбез сделают все, чтобы Грузия была представлена в повестке дня саммита НАТО.
«Несмотря на то, что саммит НАТО 2017 года определен только для стран-членов альянса, Грузия должна быть очень активно представлена в повестке дня, исходя из вопросов безопасности на Черном море как одного из важнейших направлений для безопасности НАТО», - заявил Мачавариани.
По его словам, и администрация президента, и Совет безопасности активно вовлечены как в процесс выполнения решений предыдущего саммита, так и в планирование действий в связи с предстоящим саммитом.
Тут любопытно другое, есть ли реальные основания для критики у оппозиционеров и ряда НПО, по мнению которых власти движутся к смене евроатлантического курса Грузии?
Политолог Гела Васадзе считает, что «критика политики властей по отношению к НАТО, конечно, не лишена оснований, однако говорить о том, что Грузия поменяла курс однозначно, было бы ошибочно. Проблема в недостаточной активности Грузии по отношению к НАТО. Никто за нас нашу работу делать не будет, и если мы не будем активно ставить Грузию в повестку дня Североатлантического альянса, учитывая идущий процесс переформатирования мира, мы можем оказаться в положении «вне игры». А это, в положении Грузии, серьезная угроза национальной безопасности».
Рауф ТОФИКОГЛУ
banner

Советуем почитать