• пятница, 19 Апреля, 14:29
  • Baku Баку 25°C

Лукашенко и Путин легко играют в хоккей, но не могут договориться по газу

17 марта 2017 | 12:05
Лукашенко и Путин легко играют в хоккей, но не могут договориться по газу
Есть очень известное и крутое изречение о том, что в хоккей играют настоящие мужчины, и с этим не поспоришь. Ведь эта игра требует, помимо качественной физической подготовки и силы воли, умения не только выигрывать, но и проигрывать с достоинством. Но не в этом суть. Речь о параллели между большим спортом и большой политикой...
Буквально каких-то года два назад, лидеры Беларуси и России Александр Лукашенко и Владимир Путин удивили болельщиков мирового хоккея блистательной командной игрой на большом льду. Зная о страсти Александра Лукашенко к этой игре, Владимир Путин пригласил его в Сочи, где президенты вышли на лед буквально накануне олимпийского финала по хоккею в ледовом дворце «Большой».
Они вышли на лед и сыграли в одной команде, против таких именитых хоккеистов, как многократные чемпионы мира и олимпиад Ирек Гимаев, Александр Голиков, Николай Макаров, Сергей Макаров, Александр Могильный, Александр Якушев.
Дабы освежить память читателей, напомним, что в одной команде с лидерами двух стран сыграли Вячеслав Фетисов, Павел Буре и министр обороны РФ Сергей Шойгу.
Эта была товарищеская встреча президентов в неформальной обстановке, и даже не важно, что команда президентов разгромила своих оппонентов - может быть, они и не задавались этой целью. Но, это было зрелищно, и в то же время не показалось какой-то навязчивой идеей. Скорее, это событие было демонстрацией доверия. Ну, или что-то в этом роде.
Как правило, в большом спорте, как и в большой политике, выигрывает сильнейший, то есть амбициозная сторона, которая доминирует или пытается это сделать, используя любые возможные инструменты давления, вплоть до шантажа.
Если ближе к сути, и без излишней полемики, то очевидно, что отношения Беларуси и России просматриваются примерно в идентичной плоскости, когда одному есть, что «давать» взамен личных преференций, а другому есть, что «терять» не без сожаления, учитывая оглядки Минска в сторону Запада.
Сегодня на примере некогда очень близких отношений двух бывших республик единого Союза, очевидно, что модель «экономические преференции в обмен на геополитическую лояльность» медленно, но уверенно себя исчерпывает.
Речь о газовой войне, которая завязалась задолго до того, как российский и белорусский политики показали классную игру на сочинском льду.
К слову, незадолго до газовых разногласий, на двусторонних отношениях заметно сказалась и молочная проблема между Минском и Москвой, которую позже прозвали «молочной войной». И, кстати, именно она стала причиной отказа Лукашенко участвовать в саммите Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Ситуация приняла крутой оборот после того, как Роспотребнадзор запретил ввоз почти 500 наименований молочной продукции из Беларуси, а потом - еще 800, якобы из-за того, что беларусские производители не переоформили документы в соответствии с требованиями техрегламента по молоку.
В ответ Беларусь решила дать симметричный ответ, усилив таможенный контроль на границе и урезав импорт российского пива.
Далее все пошло по накатанной...
«Газпром» потребовал от «Белтрансгаза» в срочном порядке погасить долг в 230 млн. долларов.
Дальше - больше.
Беларусь заявила о готовности Минска активизировать торгово-экономическое сотрудничество с США, однако дело дальше слов не пошло.
Но! Руку помощи амбициозному и харизматичному «батьке» протянули не американцы, и даже не западные партнеры Беларуси, а Большие Друзья на Кавказе. Именно так охарактеризовал Лукашенко свое отношение к Президенту Ильхаму Алиеву, после того, как правительство Азербайджана выделило краткосрочный кредит в размере 200 млн. долларов.
Именно Азербайджан подставил дружеское плечо Беларуси в столь сложный для нее момент, в противном случае, напряженность между »Газпромом» и Минском, могла привести к сокращению поставок газа в Беларусь на 85% и прекращению транзита российских углеводородов по территории этой страны.
Тем не менее, при том, что лидеры России и Беларуси очень сильные политики и разные по характеру люди, но схожи по амбициозности и прагматизму характеров, отношения Беларуси и России и сегодня очень натянуты.
С начала 2016 года Минск ведет переговоры с РФ о снижении цен на газ. Беларусь настаивала на равнодоходных с экспортом ценах на российский газ и в одностороннем порядке перешла к оплате российского газа из расчета 73 долларов за 1 тыс. куб. м. вместо 132 долларов, которые прописаны в контракте.
В ответ на недоплату Беларусью около 300 млн. долларов за поставленный газ, Россия более чем на треть сократила поставки беспошлинной нефти в страну.
В конце 2016 года Беларусь перечислила России авансовый платеж за газ и выразила надежду на восстановление объемов поставок нефти. Сообщается, что РФ вернула авансовый платеж и настаивает на полном исполнении газового контракта, а если учесть, что стороны не исключают урегулирования газового вопроса в судебном порядке, это значит, что стороны близки к финишу своих отношений.
Учитывая, что и Беларусь, и Россия - ближайшие союзники и партнеры Азербайджана, в Баку однозначно заинтересованы в скором разрешении конфликта, раздувание которого не принесет никаких преференций ни Минску, ни Москве.
Пропагандируя политику невмешательства во внутренние дела иной страны, и недопущения вмешательства в свои, Азербайджан соблюдает баланс в отношениях и с Россией, и с Беларусью, и надеется, что ближайшие союзники все же придут к консенсусу.
В конце концов, эти два сильных политических игрока появились на Большом сочинском льду не в разных, а в одной команде...
Матанат Насибова
Day.az
banner

Советуем почитать