• вторник, 16 Апреля, 17:08
  • Baku Баку 19°C

Игра в демократию

16 марта 2017 | 12:46
Игра в демократию

РЕГИОН
Правящий Узбекистаном фактически уже полгода Шавкат Мирзиеев, очевидно, предпочел пойти по пути Казахстана, где легкий флер демократии не мешает Назарбаеву править единолично, создав вокруг своей персоны подобие культа личности.
А инструментом в этом деле для нового президента Узбекистана стала своего рода игра в поддавки при обсуждении вопроса освобождения или преследования тех или иных политических заключенных.
Например, накануне стало известно, что Узбекистан в скором времени может стать новым домом для политических беженцев из других стран. Шавкат Мирзиеев поручил специально созданной структуре разработать соответствующий механизм.
По его указу в рамках переформатирования президентского аппарата создана новая служба по политико-правовым вопросам. Именно этой структуре поручено в ближайшие два месяца разработать программу, которая бы регулировала порядок предоставления политического убежища. Правом предоставлять такое убежище, а также гражданство президента Узбекистана наделяет Конституция страны. Но вот смогут ли получить узбекский паспорт покинувшие страну политические оппоненты первого президента Ислама Каримова, неизвестно.
К слову, в предыдущие годы в Узбекистане наблюдался обратный процесс: сотни несогласных с политикой Каримова граждан республики уезжали из родных мест, искали и получали политубежище в странах Запада.
А вот другой интересный факт: на днях (конечно же, не без ведома Мирзиеева) был выпущен из психиатрической больницы закрытого типа известный узбекский правозащитник и журналист, 49-летний Джамшид Каримов - родной племянник покойного президента Узбекистана Ислама Каримова.
С приветственным заявлением по этому поводу тут же выступила представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Дуня Миятович. «Я сердечно приветствую освобождение Каримова, - сказала Миятович. - Это решение, принятое так скоро после освобождения Мухаммада Бекджоновa, особенно позитивно, и я призываю власти освободить всех заключенных представителей СМИ, в том числе Юсуфа Рузимуродова, Солиджона Абдурахмонова и Дилмурода Сайида».
Независимый журналист из города Джизака Джамшид Каримов в нулевые годы сотрудничал с такими известными изданиями, как Институт по освещению войны и мира (IWPR), «Арена», агентством «Фергана» и Uznews.net.
В первый раз Джамшид Каримов был арестован в сентябре 2005 года, после чего узбекский суд вынес решение о принудительном помещении журналиста в психиатрическую клинику. В сентябре 2006 года Джамшид Каримов был помещен на принудительное лечение в психиатрическую больницу в Самарканде. Осенью 2011 года его выпустили на свободу, но спустя два месяца он исчез из поля зрения общественности. В начале 2012-го стало известно о том, что по приказу властей племянник президента снова был помещен в больницу.
До своего ареста Джамшид Каримов успел опубликовать в интернете ряд статей с критикой в адрес местных и центральных властей.
В ноябре 2016 года в беседе с Радио «Свобода» независимый журналист из Ташкента, главный редактор веб-сайта AsiaTerra Алексей Волосевич говорил о том, что встретился с 19-летней дочерью Джамшида Каримова Евгенией, со слов которой изучил судьбу джизакского независимого журналиста. Тогда Алексей Волосевич сообщил, что, несмотря на то, что со дня смерти президента Каримова прошло два месяца, Джамшид до сих пор не знает о смерти своего дяди.
Однако, несмотря на столь позитивную новость, практически в то же самое время правоохранительные органы отправили на принудительное лечение в психиатрическую больницу лидера организации «Правозащитный альянс Узбекистана» Елену Урлаеву. Она намеревалась опровергнуть итоги Международной организации труда о том, что в Узбекистане прекращена практика использования рабского труда при сборе хлопка.
О том, что Елена Урлаева находится на принудительном лечении в Ташкентской клинической психиатрической больнице, ее близкие узнали не сразу. По словам Урлаевой, милиционеры избили ее и порвали одежду, чтобы она не смогла пойти на встречу с представителем Всемирного банка и членами Международной организации труда (МОТ). «Милиционеры составили на меня клеветнический донос, напустили провокаторов. Милиционеры надо мной издевались, они курили мне в лицо, оскорбляли и, в итоге, вызвали психиатрическую бригаду», - поделилась она.
Правозащитница утверждает, что ее изолировали для того, чтобы она не поднимала вопрос о жертвах хлопкового рабства в Узбекистане. Перед тем как ее насильно госпитализировали, она должна была встретиться с представителем международной организации, предположительно, Всемирного банка.
А Всемирный банк сотрудничает с МОТ в Узбекистане и следит за недопущением детского и принудительного труда в стране. Организации запустили в Узбекистане ряд программ, призванных помочь стране отойти от хлопководства.
Правоохранительные органы не в первый раз отправляют Елену Урлаеву на принудительное лечение. Ее насильно госпитализировали в 2001, 2005, 2012 и 2016 годах. В марте 2016 года ее держали в городской психбольнице Ташкента почти три месяца и выпустили только из-за давления международных правозащитных организаций. Сколько времени Елене Урлаевой придется провести в психиатрической больнице на этот раз - неизвестно.
Представитель Правозащитного альянса Узбекистана Шухрат Рустамов считает, что Урлаеву изолировали специально в период подведения итогов работы международных организаций. «Власти не хотят выносить сор из избы, вот Елена и оказывается в «психушке», - уверен Рустамов.
Журналистка Малохат Эшонкулова также возмущена ситуацией с Урлаевой. Она вместе с Еленой работает в правозащитной группе «Бесстрашные» и проводит независимый мониторинг условий труда во время сбора хлопка.
На встрече с международными организациями они должны были выступить с критикой заявлений о том, что хлопковая кампания прошла «значительно мягче». Малохат надеялась, что новый президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев не будет использовать методы давления на правозащитников, которые применялись при Исламе Каримове.
Вроде бы новый президент стремится показать демократичность своего правления. По его указанию были амнистированы некоторые политзаключенные. После 18-летнего срока заключения был освобожден редактор оппозиционной газеты «Эрк» Мухаммад Бекджон. В ноябре 2016 года власти Узбекистана также освободили политзаключенного Самандара Куконова. Он провел за решеткой 23 года и пять месяцев.
Однако в тюрьмах остаются еще множество политзаключенных. Правозащитная организация Human Rights Watch считает, что в тюрьмах Узбекистана по политическим мотивам все еще отбывают наказание от 7 до 12 тысяч граждан.
И что будет со всеми этими людьми, еще вопрос.
Рауф ОРУДЖЕВ
banner

Советуем почитать