• четверг, 28 Марта, 17:12
  • Baku Баку 16°C

Человек, дарующий тепло

12 марта 2017 | 12:15
Человек, дарующий тепло

ЮБИЛЕЙ
«Меня неоднократно спрашивали, почему я избрал профессию энергетика. С позиции своего возраста и приобретенного опыта позволю себе поразмышлять вслух о значимости профессии, с которой я неразлучен вот уже 70 лет».
Почетный энергетик СССР, долгие десятилетия занимавший ответственные посты в иерархии национальной энергетической промышленности, кавалер престижных орденов и медалей Халид Гаджибала оглу Исмайлов 13 марта 2017 года отмечает свой 90-летний юбилей. Как выяснилось, юбиляр не любит помпезных торжеств, предпочитает праздновать свои дни рождения в тесном семейном кругу, но на просьбу дать интервью для «Каспiя» согласился без колебаний, отметив, что не только постоянно читает эту газету, но и с нетерпением ждет статьи полюбившихся авторов.
Продолжив свою мысль, Халид муаллим отметил: «Сегодня не то что трудно, а просто невозможно представить жизнь человека без энергоносителей. Но путь к комфорту был совсем не простым: от так называемой «энергии мышц» через энергию сначала огня, а позже - воды и ветра (когда появились первые водяные и ветряные мельницы и т.д.). И только в XVIII веке была изобретена паровая машина (энергия механического движения), а в XIX - открыто электрическое освещение, изобретен электродвигатель, а затем и электрогенератор, что и явилось началом века электричества. Что же касается XX века, то это - просто фантастика!
В этот период строятся различные электростанции огромной мощности, сооружаются линии передачи электрической энергии, разрабатываются новые способы производства и т.д. В дома вместе с энергией пришло тепло, стало возможным более скорое передвижение, приготовление пищи, керосиновые уличные фонари постепенно сменялось электрическим освещением - всего не перечислишь! Я только сейчас вдруг осознал, что являюсь ровесником многих гениальных открытий и… страшной войны, унесшей множество жизней…
В институт мы поступал в годы войны (1943 год), успев к тому времени осознать: раз по возрасту (нам было по 16 лет) мы не можем быть полезными на фронте, значит должны вносить свою лепту в общее дело победы.
- Говоря «мы», кого вы имеете в виду?
- Нас было три товарища - вместе учились, дружили, общались и вне школы. А окончив 9-й класс, экстерном сдали экзамены за выпускной, в то время 10-й класс, а дальше собирались подать свои документы в Азербайджанский индустриальный институт. Но 1943 год оказался единственным, когда в выбранном нами институте отменили вступительные экзамены - шла война, стране были нужны профессиональные кадры. Это совсем не означало, что дорога в вуз была открыта абсолютно всем - по мере учебы происходил «естественный отбор» - в неуспевающих, конечно же, потребности не было.
Добавлю к сказанному, что многих студентов, призванных в действующую армию, возвращали в институт, чтобы, став специалистами, они работали в тылу, на важных промышленных участках, обеспечивающих (по мере возможностей) всем необходимым защищавшую страну армию.
Демобилизованным ребятам было нелегко вернуться к студенческой жизни, так как многие из них вкусили ужасы войны, и эти трагические впечатления продолжали жить в них, не давали покоя. Мы относились к таким студентам-фронтовикам с уважением, старались всячески их поддерживать, помогать по мере своих возможностей.
Время так беспощадно… Моих дорогих товарищей, о которых я упомянул раннее, уже нет рядом с нами. Но я несу через всю жизнь благодарность теперь уже их памяти за преданность и искреннюю дружбу, испытать которую - большое счастье. Приведу лишь один пример из многих, заслуживающих внимания: один из моих друзей по фамилии Дыхно был из семьи известных врачей. Его отец, зная, что мой папа в действующей армии, настоятельно, по собственной инициативе, оплачивал мои дополнительные занятия по подготовке к сдаче досрочных выпускных экзаменов. А жить и содержать семью в то время было непросто… Поступок этого благородного человека стал для меня одним из уроков, отложивших свой отпечаток на мое формирование как личности.
- Ваш отец вернулся с фронта?
- К великому сожалению, нет. Его забрали в 1942 году, и сразу на Северный Кавказ - Моздок, Грозный, где шли активные военные действия. Просто поразительно, как работала в то время почта. Каждые два дня мы получали письмо-треугольник. А потом они перестали поступать. У нас долго не было о нем известий, лишь «пропал без вести». Много позже мы узнали, что он погиб во время жестокого наступления немцев…
Мне всегда его недоставало. Судьбе было угодно довольно рано нас разлучить, но папе удалось все же оставить свой яркий след в моей жизни, стать для меня в некотором смысле определенным ориентиром. Отец был одним из первых выпускников физико-математического факультета БГУ. Он обладал ярким аналитическим умом, который позволял ему вплотную заняться научной работой, но он решил посвятить себя педагогике.
По распределению, будучи уже семейным человеком, отец вместе с супругой и дочерью Салимой (на то время - единственный ребенок, в будущем - педагог русского языка и литературы) едет в Загаталу, где я и родился. Позже наша семья переехала в Шеки. Что же касается мамы, то она была домохозяйкой, всю себя посвятила заботам о семье. Рано оставшись вдовой, она всячески поддерживала, лелеяла и холила своих троих детей (моя младшая сестра Тамилла - инженер-геолог, ныне - на заслуженном отдыхе). Совершенно объективно, мама была стойкой, мужественной женщиной…
- Институт, в котором вы учились, во все времена славился своими преподавателями и кадрами. Вспоминаете студенческие годы?
- Несмотря на войну и связанные с ней невзгоды, студенческие годы оставили в моей памяти самые светлые воспоминания. Да и могло ли быть иначе, если нам преподавали, не побоюсь этого слова, выдающиеся педагоги - люди высокоинтеллигентные, неравнодушные, стремящиеся передать свои знания, свой опыт молодому поколению. Нам преподавали представители «старой» профессуры, которых пригласили в Баку в конце XIX - начале XX веков. Собственно, приглашенные преподаватели в то время были явлением довольно частым. Так, подобной кадровой политики придерживался и Узеир Гаджибейли, занимавший пост ректора Азгосконсерватории.
Помнится, гидравлику преподавал нам знаменитый ученый Иосиф Гаврилович Есьман, которого пригласили на должность профессора в Азербайджанском политехническом институте (позже он стал его ректором). Насколько я помню, в 1945 году И.Г.Есьман был избран действительным членом Академии наук Азербайджанской ССР, ему было присвоено звание заслуженного деятеля науки Азербайджанской ССР. К тому же его имя носил Энергетический институт Академии наук.
Запомнился и доктор технических наук, профессор Константин Васильевич Покровский, который вел предмет «Теплотехника», а также преподаватель по высшей математике Буйнитский. Об уровне преподавания и полученных знаний говорить не приходится. Наши преподаватели учили нас не только своим наукам, но и постоянно демонстрировали пример благородства, честности, безграничной любви к делу, которым занимались.
- Халид муаллим, в интернете, конечно же, можно узнать обо всем, но хотелось бы именно от вас услышать, с чего начиналась славная история национальной энергетической промышленности.
- Общеизвестно, что в нашей стране нефть многое определяет. Одно из ранних доказательств сказанному - знаменитый «нефтяной бум», когда бурное развитие нефтяной промышленности требовало совершенного источника энергии. В архивных источниках отмечено, что в 1897 году впервые в Бакинском нефтепромышленном районе электроэнергия была использована в промышленных целях. Именно тогда начали строить крупные электрические станции на Биби-Эйбате и в «Черном городе», который ныне, в силу продуманной экологической политики государства, называется прямо противоположно - «Белым».
Надо сказать, что наряду с нефтяной и связанных с ней отраслей промышленности из года в год, что вполне естественно, росла потребность самого города в электроэнергии. Со временем на смену керосиновым уличным фонарям пришли респектабельное электрическое освещение. Город стал оживать: постепенно были освещены отдельные здания, правительственные учреждения, частные квартиры, а также часть городских улиц. Со временем наша страна была полностью электрифицирована, и сегодня, пожалуй, нет человека, который не восхищался бы богатой световой драматургией, охватившей весь Баку.
- Какие перспективы открывались перед выпускниками Индустриального института?
- Я уже говорил об особой важности и необходимости специалистов в различных сферах жизнедеятельности общества в военное и послевоенное время. И дело здесь не только в развязавшейся войне. Не надо забывать, сколько выдающихся национальных кадров погибло в период активных репрессий. В их числе были и те, кто получил образование в престижных европейских вузах! Забирали лучших, надеясь откинуть наш народ назад. Потому-то и возникла необходимость реанимировать кадры. Думаю, именно этими факторами объясняется суть хорошо продуманной единой линия: уже внутри института готовились кадры для важных промышленных объектов. Так, после III курса лучших студентов направляли на практику в «Азэнерго». Кстати, многие наши преподаватели работали именно в этой системе, а потому на занятиях присутствовал ориентир на вопросы, имеющие практическое значение для сферы деятельности организации.
К сожалению, после войны многие из приглашенных преподавателей выразили желание вернуться на родину (в Москву, Ленинград, Ростов и др.). Но прежде было необходимо получить открепление из министерских ведомств, что несколько затягивало процесс их отъезда. Вновь образовывалась брешь в педагогических и ученых кадрах, и потому начался процесс довольно быстрого карьерного продвижения молодых специалистов, которые, как правило, своей работой оправдывали возложенные на них ответственные обязанности.
- А какая возможность в профессиональном отношении была предоставлена вам?
- Лучшим ответом на ваш вопрос, думаю, будет самый краткий экскурс, скажем, по моему профессиональному становлению. Знаете, а ведь 2017 год для меня вдвойне юбилейный: (улыбаясь) я на 20 лет старше возраста своей трудовой деятельности, которую начал с Сумгайытской ТЭЦ -1. Моя первая должность - дежурный инженер, предполагающая вахтенную работу. То есть в свою смену (вахту) я выполнял функцию административного и технического руководителя ТЭЦ. Вскоре меня назначили заместителем начальника турбинного цеха. Начальником в то время был замечательный специалист и человек Михаил Данилочкин. Он был главой многодетной семьи, да и к нам, молодым работникам, относился по-отечески бережно, предупредительно.
Большим уважением пользовался и директор станции Алигусейн Мустафаев. Это был высококвалифицированный специалист, прошедший работу на ДнепроГЭС. Таким образом, на Сумгайытской №1, где прошли первые пять лет моего трудового пути, было чему научиться: углубились знания, чувствовался технический рост, да и полученный опыт профессионального общения в будущем многое облегчал. В нашем деле любой положительный опыт бесценен. К примеру, когда я приступил к работе на Сумгайытской ТЭЦ-1 действовало два агрегата, а в момент моего ухода - уже пять. За короткое время я многому научился, следствием чего стало мое назначение на ответственную должность заместителя начальника «Азэнерго», а затем главным инженером Биби-Эйбатской электростанции им.Л.Красина.
В этот период в Москве начала функционировать Высшая партийная школа, слушателями которой начиная с 1959 года были не только партийные деятели, но и представители различных специальностей. Мне предложили поехать в Москву и пройти учебу в этой школе, причем особо подчеркивались хорошие во всех отношениях условия, созданные для приезжих слушателей. Но управляющий «Азэнерго» Александр Николаевич Попов предупредил, что после учебы в партшколе меня, скорее всего, будет ждать место в райкоме партии. Такая перспектива меня абсолютно не прельщала.
Выход был найден: меня направили на строящуюся в Алибайрамлы электростанцию. Признаюсь, работа доставляла мне огромное удовлетворение. Конечно же, было немало проблемных моментов, но для меня - чем больше сложностей, трудноразрешимых вопросов, тем интереснее. Возможно, именно потому я и люблю так свою профессию.
- Думаю, не ошибусь, если отмечу, что вершиной вашей руководящей деятельности можно считать годы работы в «Азглавэнерго» на должности главного инженера.
- На этой должности я проработал 17 лет. Главный инженер в такой масштабной организации - это фактически технический руководитель, в обязанности которого входит контроль и регулирование всей энергетической системы республики. Объем работы - колоссальный, ответственность - не меньшая. Как справлялся с такими нагрузками? Наверное, получалось, раз награждали почетными знаками отличия. В моем послужном списке ордена Трудового Красного Знамени, Знак почета, звание Почетного энергетика СССР, не говоря уже о многочисленных грамотах, дипломах, благодарностях. А наш совместный проект с академиком Чингизом Джуварлы был удостоен Государственной премии Азербайджана.
- «Халид Гаджиевич - бренд азербайджанской энергетики» - вы знаете, что о вас так говорят?
- Не буду скромничать, слышал, но воспринимаю с юмором. Хотя… не скрою, приятно. Мне радостно, что меня помнят мои бывшие сослуживцы. После ухода с должности главного инженера «Азглавэнерго» я остался в той же организации в качестве советника президента уже «Azərenerjı». Важный участок моей работы в новом качестве - вовлечение инвестиций в проекты организации, в частности строительство Еникендской гидроэлектростанции на Куре, реконструкция Мингячевирской ГЭС (замена старого оборудования), модернизация-реконструкция ТЭЦ «Красная Звезда», ГРЭС «Северная».
Для меня очень важно и ценно, что я всегда чувствовал бережное отношение к себе. И так же сам относился к своему коллективу. Работа энергетика-практика сопряжена с массой трудностей и даже опасностей. Представьте себе: все крутиться, все горячее. Электроэнергия коварна - никогда не знаешь, когда и откуда ударит. Именно поэтому я всегда был строг к вопросам профессионализма и техники безопасности. Разве есть что-нибудь дороже человеческой жизни!
- Приходилось ли вам работать за пределами Азербайджана?
- Безусловно. В период работы в Энергостроительном тресте я курировал строительство электростанций на Северном Кавказе, в Туркмении. Мое следующее назначение - трест «Кавказэлектромонтаж». Основное поле деятельности - монтаж специального оборудования в Азербайджане, Грузии (Гардабанская ГРЭС), Туркменистане, на Северном Кавказе, в Армении.
- Халид муаллим, при таком насыщенном графике, простите за любопытство, на личную жизнь время оставалось?
- У человека обязательно должен быть надежный тыл - семья, дом, дети. Еще работая в Сумгайыте, я познакомился со своей будущей супругой. Мы поженились в 1954 году. У нас было много общего, в том числе и специальность, что немаловажно. Помнится, по молодости легко обходили всякие преграды. Нам ничего не стоило после насыщенного рабочего дня, если позволяло время, пройти три километра пешком, чтобы попасть на киносеанс. Когда вернулись в Баку, я набрался смелости и сам пошел к родителям Иры просить ее руки. Хорошими людьми они были…
Поначалу мы жили в Крепости, но в период моей работы в «Азэнерго» эта организация строила для своих работников дом на знаменитой Торговой улице (ул.Низами), в котором мне выделили трехкомнатную квартиру. Все наше семейство - моя мама, две сестры и мы с женой переехали в нашу новую квартиру, в которой со временем появилась и наша единственная дочь - Наиля (она окончила консерваторию по классу фортепиано, работает в Музыкальном колледже при Национальной консерватории).
Спустя много лет я все же решился пройти по нашему переулку и… не увидел старых домов… Было больно... А потом … нахлынули добрые, светлые воспоминания, связанные с благородством человеческой души. С вашего позволения расскажу пару эпизодов.
В Крепости мы жили во II Тверском переулке. В годы войны только в двух-трех семьях из числа наших соседей были мужчины. Надо ли говорить, как сложно было выживать в те годы, а если к тому же семья осталась без кормильца… По соседству с нами жила семья лоцмана Али Ашумова. В те дни, когда он не был в море, вечером обязательно обходил все 15 соседских домов, спрашивая: «Все ли дома?». Получив утвердительный ответ, заботливо говорил: «Заприте двери. Спокойной ночи». Иногда он привозил из Лянкярана рыбу, рис, шор и обязательно раздавал соседям. А время было голодное… Разве такое забудешь!
- Ознакомившись с вашей профессиональной биографией, трудно представить, что сегодня вы находитесь, так сказать, на заслуженном отдыхе.
- (с улыбкой) А вы и не представляйте, потому что меня там нет. С 2003 года я работаю консультантом в Агентстве по восстановлению территорий Азербайджанской Республики. Большое внимание уделяется проблеме налаживания системы водоснабжения в прифронтовой зоне. Одновременно ряд проектов связан со строительством жилья для выпускников домов-интернатов. Уже сдано два 15-этажных дома. Строится третий аналогичный объект. Эти проекты осуществляются под патронатом первого вице-президента страны, президента Фонда Гейдара Алиева Мехрибан ханым Алиевой, много внимания уделяющей проблемам становления и формирования молодежи Азербайджана.
- Халид муаллим, и на прощанье: поделитесь секретом молодости.
- (со смехом) Это вы ко мне?! Любите жизнь, цените людей и уважайте себя.
Рая АББАСОВА
banner

Советуем почитать