• вторник, 16 Апреля, 15:37
  • Baku Баку 19°C

Азиатский вояж Путина

01 марта 2017 | 11:52
Азиатский вояж Путина

РЕГИОН
Эксперты во многих странах СНГ в эти дни рассуждают, зачем вдруг понадобился президенту Путину тур по Центральной Азии. Формальный повод - 25-летие установления дипотношений в серьезный расчет, конечно же, не принимается. Тем более что и посещает лидер РФ не все пять постсоветских азиатских республик.
Владимир Путин начал визит в страны Центральной Азии встречей с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым в Алматы 27 февраля. В рамках трехдневного визита в регион он также встретился с президентом Таджикистана Эмомали Рахмоном и посетил Кыргызстан. Две другие страны - Узбекистан и Туркменистан - российский президент по какой-то неведомой причине не посетит.
Зачем приехал?
Можно, конечно, вспомнить, что в Таджикистане у России целая военная база, Казахстан и Кыргызстан - члены Евразийского экономического союза и все три страны входят в Организацию Договора коллективной безопасности. Не секрет, что ОДКБ и ЕврАзЭС рассматриваются Россией в качестве двух основных инструментов сохранения политического и экономического влияния на постсоветском пространстве, которое, тем не менее, по разным причинам сокращается.
Интересно также, что визит Путина проходит на фоне демонстраций в Бишкеке. Там сотни людей вышли с требованием освободить лидера оппозиционной партии «Ата-Мекен» Омурбека Текебаева, арестованного в аэропорту Бишкека накануне. Он известен критикой в адрес президента Алмазбека Атамбаева и обвиняется в коррупции.
Центральноазиатские эксперты по-разному оценивают приезд в регион лидера соседней державы. Казахстанцы, к примеру, считают, что визит Путина ставит цель обновить связи, а таджикистанцы, в свою очередь, надеются на решение миграционных проблем. А кыргызстанские эксперты связывают визит Путина с предстоящими у них выборами и ситуацией в ЕАЭС. Эксперты не исключают возможности, что визит Путина придаст новую окраску ситуации с задержанием оппозиционера Текебаева.
Есть мнение, что этот ранее не анонсировавшийся стремительный визит Путина в Центральную Азию можно считать еще одной попыткой сохранить активно сокращающееся российское влияние в регионе. Так считает известный казахский политолог Досым Сатпаев. Он полагает, что из пяти стран Центральной Азии только Казахстан, Таджикистан и Кыргызстан все еще рассматриваются Кремлем в качестве региональных союзников.
Попытка сохранить влияние
Один интересный момент, который объединяет Казахстан, Таджикистан и Кыргызстан, - эти государства стоят на пороге передачи власти, что не может не интересовать Москву. Ведь нынешняя российская власть ощущает свою страну державой, а всякой империи полагаются подчиненные сателлиты.
По официальным данным, одной из главных целей визита Путина в Алматы стало обсуждение с руководством Казахстана международных проблем, в том числе сирийского урегулирования. Более откровенная беседа между двумя президентами состоялась, скорее всего, не в галстуках, а в лыжных костюмах на горном курорте Шымбулак. Ведь кроме международных тем Кремль наверняка интересует в Казахстане перераспределение властных полномочий между ветвями власти и вопрос преемственности.
Также Путин намекнул на то, что Россия рассчитывает на поддержку Казахстана как непостоянного члена Совета Безопасности ООН.
Визит в Таджикистан у президента России проходил не в самый лучший период взаимоотношений между двумя странами: авиационные конфликты, стремительное сокращение российских инвестиций на фоне повышенной экономической и политической активности Китая в Таджикистане, ставка Душанбе на многовекторную внешнюю политику и нежелание входить в ЕврАзЭС. Чтобы хоть как-то замазать эти трещины, президенту Таджикистана Эмомали Рахмону вручили орден Александра Невского за личный вклад в укрепление стратегического партнерства.
Но есть два момента, которые пока крепко привязывают Таджикистан к России. Во-первых, это трудовые мигранты. Во-вторых, Россия все еще остается гарантом безопасности Таджикистана от внешних угроз: на территории республики до сих пор дислоцируется 201-я российская военная база. Другой вопрос, станут ли российские военные такими же гарантами безопасности для самого Эмомали Рахмона и его семьи от внутренних угроз, если политическая элита Таджикистана вдруг станет менее лояльной к Кремлю.
Пока же Россия будет продолжать поддержку стабильности в этой стране, поскольку любая внутренняя дестабилизация в республике может открыть двери для радикалов из Афганистана.
А вот в Бишкеке Путину явно небезынтересно понять, собирается ли глава Кыргызстана Алмазбек Атамбаев уйти с политической сцены после президентских выборов в ноябре. Или он захочет оставаться действующим игроком в кыргызской политике. Тем более что внесенные недавно поправки в Конституцию могут снова открыть Атамбаеву дверь во власть, если не напрямую, то косвенно, учитывая, что он попытается протолкнуть на должность нового президента или премьера своих людей. Впрочем, Москву волнует лишь степень лояльности будущего президента Кыргызстана к России.
Согласно последним сообщениям из Бишкека, Путин провел переговоры с кыргызским коллегой, и по их итогам было принято совместное заявление.
В своей речи Атамбаев назвал правильным решение о вступлении республики в ЕврАзЭС. «Я думаю, что некоторые мелкие препоны, барьеры будут до конца года сняты», - заявил он.
Путин в свою очередь пообещал поддерживать этот процесс. «Договоренности подобного рода - это компромисс, который устраивает все стороны, участвующие в этом процессе», - сказал президент.
И наконец, Россия пообещала оказывать военно-техническую помощь Кыргызстану.
Одним словом, Москва явно пытается не растерять еще остающихся у нее союзников, готовых при случае притвориться и вассалами. Западнее у нее подобных партнеров уже не осталось, если не считать Армению.
Рауф ТОФИКОГЛУ
banner

Советуем почитать