• пятница, 29 Марта, 12:21
  • Baku Баку 14°C

Тенденция, или как?

24 февраля 2017 | 12:43
Тенденция, или как?

ПОДРОБНОСТИ
Главной политической новостью Узбекистана последних дней стало освобождение одного из его основных политзаключенных. Впрочем, означает ли этот факт рождение четкой тенденции на демократизацию в жизни страны, вопрос все еще спорный.
Из застенков вышел 62-летний Мухаммад Бекджон (Бекджонов), на заре независимости Узбекистана бывший главным редактором оппозиционной газеты «Эрк» («Воля»). Кроме того, он брат лидера узбекской оппозиции Мухаммада Солиха, проживающего в эмиграции.
В 1994 году Бекджон был вынужден бежать за границу. Но в начале весны 1999 г. узбекские спецслужбы похитили его в Киеве и вывезли в Узбекистан. Там его обвинили в причастности к организации серии взрывов, потрясших Ташкент 16 февраля 1999 года, и приговорили к 15 годам тюрьмы. Бекджон полностью отрицал все обвинения. Во время следствия его жестоко пытали, письменное заявление об этом было тайно вынесено из зала суда. Тогда впервые в истории независимого Узбекистана информация о пытках в тюрьмах стала достоянием широкой общественности. Но по факту Бекджон отсидел практически 18 лет.
В 2003 году по амнистии ему сократили срок наказания на 3 года 8 месяцев и должны были освободить в феврале 2012 года. Однако в декабре 2011 года против него было сфабриковано дело по статье 221 (неповиновение законным требованиям администрации учреждения исполнения наказания), и в январе 2012 года Бекджон был осужден еще на 5 лет заключения. 27 ноября 2013 года журналист стал лауреатом ежегодной премии Свободы прессы международной организации «Репортеры без границ».
На каких условиях?
Как сообщила агентству «Фергана» его дочь Ойгуль Бекджон, отец был выпущен из колонии в городе Зарафшон (находится посреди пустыни Кызылкум) 22 февраля, после чего вместе с родственниками направился в Ташкент. Его семья - супруга и дочери, живущие в США, - с нетерпением ждет его после почти 18-летнего отсутствия.
Первые сообщения о скором освобождении Мухаммада Бекджона родственники получили негласно еще месяц назад. На каких условиях политзек был освобожден, пока неизвестно.
Ранее сообщалось, что вопрос о его освобождении поднимался 29 октября 2016 года в ходе встречи и.о. президента Узбекистана Шавката Мирзиеева с заместителем госсекретаря США по политическим вопросам Томасом Шэнноном.
За несколько дней до этого на свободу вышел 63-летний правозащитник Бобомурод Раззаков. А спустя месяц, 24 ноября, был освобожден политзаключенный Самандар Куканов, который провел в тюрьме 23 года и 4 месяца. США тогда выступили с заявлением, в котором поприветствовали освобождение из тюрьмы двух узбекских политзаключенных, и выразили надежду на то, что Ташкент освободит из тюрем и других брошенных за решетку по политическим мотивам.
Однако 13 декабря родственникам Бекджона, приехавшим навестить его в колонию, сотрудники тюрьмы сообщили, что они не смогут встретиться с ним до 10 января 2017 года, поскольку тот отправлен в штрафной изолятор, а причину помещения в ШИЗО не назвали.
Отметим также, что в 1999 году вместе с Мухаммадом Бекджоном были осуждены еще двое его родных братьев: Рашид получил 12 лет, Комил - 10. Комил Бекджон был амнистирован в 2003 году, Рашид освобожден почти на месяц позже назначенного срока. Мухаммад Солих в 2000 году был заочно осужден Верховным судом Узбекистана на 15 с половиной лет лишения свободы.
Посольство США В Ташкенте и в этот раз выступило с заявлением. «Мы рады видеть, что бывший редактор газеты «Эрк» Мухаммад Бекджонов после почти 18 лет заключения воссоединился со своей семьей. Мы расцениваем освобождение господина Бекджонова как позитивный шаг со стороны правительства Узбекистана и призываем Узбекистан продолжить наметившуюся динамику путем освобождения других журналистов, активистов и заключенных по религиозным мотивам, находящихся в длительном заключении», - говорится в тексте.
Таким образом, за время недолгого правления нового президента Мирзиеева это уже третий заметный политзек, которому не продлили срок задержания, а выпустили на волю. С другой стороны, все эти люди отсидели положенное от звонка до звонка, и в тюрьмах Узбекистана остаются еще десятки независимых корреспондентов и защитников прав человека, очутившиеся в заключении из-за собственной профессиональной деятельности.
Комментируя эту ситуацию газете «Каспiй», известный ташкентский журналист, руководитель портала AsiaTerra Алексей Волосевич отметил:
- Мирзиееву просто незачем было продолжать держать Бекджона за решеткой. Ведь близкий родственник Бекджона - М.Солих не является его личным врагом, в отличие от Каримова. Вот Мирзиеев потихоньку и выпускает политузников. А если кто-либо выступит против него самого лично, то можно предположить, что он вполне может отправиться на освободившееся место. К тому же улучшение имиджа Мирзиееву тоже не помешает. Поэтому и выходят некоторые люди на волю. Но не все сразу, а по одному раз в несколько месяцев (я имею в виду известных политузников).
Свежая купюра
Другая интересная весть заключается в том, что в скором времени в Узбекистане введут в обращение самую крупную купюру - номиналом в 10 тысяч сумов.
Соответствующий документ уже утвердил Сенат Олий Мажлиса. А вскоре Центральный банк Узбекистана должен разместить в СМИ изображение новый банкноты.
До сих пор же самой крупной купюрой в Узбекистане была 5 тыс. сумов.
Официально о причинах такого шага пока не сообщается.
Но как говорит независимый журналист А.Волосевич:
- Новая купюра вводится для удобства. Это упертый Каримов не желал признавать годами наличия сильной инфляции, и люди были вынуждены носить в карманах и сумках целые пачки денег. 100-долларовая купюра тогда была эквивалентна 4-5 пачкам бумажек по 1000 сумов. Потом, наконец, ввели купюру в 5 тысяч, и карманы сразу освободились. А введение десятитысячной будет вообще праздником. 100 долларов-то - это почти 700 тысяч сумов.
Рауф ТОФИКОГЛУ
banner

Советуем почитать