• четверг, 18 Апреля, 04:45
  • Baku Баку 15°C

Магический мир неона,

17 мая 2013 | 15:20
 Магический мир неона,

ИСКУССТВО
Мое знакомство с этим художником долгое время было виртуальным, реальным оно стало гораздо позже, на очередной презентации его работ. Пообщавшись с автором, отказать себе в удовольствии рассказать об этом удивительно гармоничном, развитом молодом человеке я просто не смогла. И вот мы в его мастерской, теплая уютная атмосфера которой невольно настраивает на позитив.
- Фарид, представьтесь, пожалуйста, читателю.

- Даже не знаю, с чего начать. Мой отец - скульптор Кямал Алекперов - родом из Карабаха. Когда-то в молодые годы приехал в Баку учиться, позже стал народным художником Азербайджана, профессором. Его работы украшали многие улицы столицы. Среди них могу назвать памятник дважды Герою Советского Союза Ази Асланову, Газанфару Мусабекову в сквере Ясамальского района, бюст Джафара Джаббарлы на территории киностудии «Азербайджанфильм». Мама по профессии врач, всю себя посвятила лечению детей. Она до сих пор в строю, и мы можем по три-четыре дня не видеть ее дома, если какой-то маленький пациент тяжело болен. Удивляюсь ее умению все успевать, несмотря на возраст. Мой старший брат тоже по профессии художник, занят современными Wi-Fi-технологиями, дизайнерским бизнесом и проживает в Бостоне, США. Он очень помог мне в период моего становления как художника - и финансово, и профессионально, и в духовном плане.

- Значит, искусство было с вами с раннего детства?

- Под влиянием отца я рано начал рисовать. Иногда он что-то подсказывал мне, бережно направляя. Но в основном я это делал сам, и с большой охотой. Позже, в годы учебы в школе, записался в студию живописи и рисунка при бывшем Дворце пионеров им. Юрия Гагарина. После школы учился в Бакинском художественном училище им. А.Азимзаде, потом пять лет в АзГУКИ на факультете стеклокерамики, где моими педагогами были покойный Зариф Гусейнов и ныне здравствующий Ариф Газиев.
- Но как пришли к неоновой росписи? Насколько я знаю, вы первый на Востоке начали работать в этом направлении?
- Можно так сказать. В мире мало таких художников, это новый вид изобразительного искусства. Ему не более 10-12 лет. У нашей творческой студии Lightneon есть два представительства - в Казахстане и в ОАЭ, это дочерние студии. Летом прошлого года я провел мастер-класс по аэрографии в Дубае, мои ученики сегодня возглавляют зарубежные студии. Студия Lightneon, основной офис которой расположен в Баку, имеет свою страничку в Интернете, на которой мы отражаем все происходящие у нас события.
- Вы - человек с философским подходом к сути вещей, интересный собеседник, поэтому я хочу спросить: а что для вас значит Баку?
- Баку для меня - прежде всего родной город, земля, которая меня вскормила, которой я всем обязан. Благодаря той силе, которую она мне дала, я стал тем, кем являюсь сегодня. Конечно, аура Баку изменилась. Многое разрушено, перестроено, утрачено навсегда, что-то построено неправильно, непродуманно. Но несмотря на все это, я люблю свой город. Многие заблуждаются, думая, что Баку лишили собственного духа, но дух города в людях, которые его создавали! Каждый покинувший Баку увозит с собой частичку его тепла, и сегодня мы не узнаем его именно потому, что слишком много бакинцев покинуло столицу. Но она стала современнее, краше, даже помпезнее. Баку по красоте стал в один ряд со многими европейскими столицами, что привлекает к нам потоки туристов. Все-таки согласитесь, таким красивым раньше наш город не был! Восхищаюсь, прежде всего как художник, ночным Баку. Яркий, светлый, нарядный - этим можно только гордиться. Я побывал во многих столицах мира, но Баку уникален в красоте ночных огней, в своей яркой иллюминации. Восток во все времена отличался помпезной роскошью, а Баку и есть восточный город, которому присущи также европейские черты, это синтез двух разных культур, и это радует. Я не знаю, к сожалению, почему не работают механизмы контроля в процессе существенного изменения облика столицы, но могу сказать, что люди, принимающие эти решения, должны понимать, какую они берут на себя огромную ответственность. Если сейчас не будут приняты серьезные меры для приостановки строительного бума, то последствия могут быть катастрофическими. Именно для тех, кто принимает подобные решения! Любой город - это живой организм, как любая живая материя, он умеет защищаться, реагирует и на Добро, и на Зло. Но я лично всегда исхожу и в своем творчестве, и в своей жизненной позиции с позитивной точки зрения. Наш Баку, даже преображенный, останется прежним - таким же открытым, дружелюбным, приветливым, гостеприимным, каким был всегда.
- Вернемся к вашему творчеству. Что есть неоновая роспись?
- Считаю, что каждый человек приходит в этот мир со своей миссией, которую он просто обязан выполнить. И моя миссия заключается в реализации проектов по неоновой росписи. Для меня это не просто работа, а часть моей жизни. Только творя в этом направлении, я выкладываюсь без остатка, и, возможно, именно поэтому у меня нет проектов, за которые мне было бы стыдно. Иной раз имеют место разногласия с заказчиками, но в таких случаях я просто отказываюсь от работы. Любой художник - прежде всего философ, который в то же время несет большую ответственность за свой труд, отражающий его мысли и мироощущения, глядя на которые зрители попадают в энергетическое поле автора. Если в работах художника отражен позитив, то это делает людей счастливыми. Большинство посетителей моей студии попадают в состояние релаксации, погружаясь в мир неоновой росписи, они растворяются во времени. Здесь, в мастерской, ничто не статично. Постоянно перевешиваются картины, меняются местами предметы, что-то дополняется или исчезает на потолке, вечное движение, иногда приходящее в состояние хаоса, из которого рождается что-то абсолютно новое. Мир неона - магический, волшебный мир. В нем человек чувствует погружение в особое состояние сказки, эфемерности происходящего. Аэрография в сочетании с неоновыми красками дают эффект 3D, то есть объемности изображения.
- И все-таки, что это за техника изображения?
- Я пришел к этому видению на дискотеке, где отметил игру цвета на белой сорочке. Начал искать. Нашел в Москве специалистов, которые сами только-только освоили эту технику. Мне показали фотографии, но это меня не удовлетворило. Вновь начал искать. Первые пять лет были самыми напряженными, я буквально не спал, все время работал, совершенствовал технику, искал сухие порошки, готовые краски, пигменты, но, к сожалению, результат меня не радовал. И, наконец, нашел свою формулу приготовления краски. Основной ее пигмент готовится из кораллов, добытых со дна Красного моря. Это органика, которая при неправильном смешивании кристаллизируется и темнеет спустя некоторое время, потому что покрывается бактериями. Теперь, после поисков и упорного труда, я могу дать уверенную десятилетнюю гарантию своим работам.
- Вы много занимаетесь благотворительностью. Это ваша миссия, желание, потребность души? Я знаю, по итогам прошлого года вас наградили. Расскажите об этом.
- Думаю, такое отношение к детям мне передалось от мамы. Я с детства видел ее отношение к чужим детям, которые нуждались в помощи и заботе. Детский врач, которая и в свои 74 года верна клятве Гиппократа. Она до сих пор помогает очень многим и родным, и близким, и соседям, просто незнакомым людям. Так вот, фонд SOS Uşaq kəndlərı по итогам прошлого года наградил меня Почетной грамотой за активное содействие и участие в их работе. У меня уже образовалась целая стена почетных грамот. Последняя - от компании SOCAR за проект «Оазис» в Сангачальском терминале. Неоновая роспись «Оазис» представляет флору и фауну Абшеронского полуострова.
- Эти грамоты говорят и об общественной значимости вашего творчества. У вас активная жизненная позиция, которая приносит и определенную финансовую независимость. Это оттого, что вы работаете с совершенно новой технологией или почему-то еще?
- Здесь дело не столько в неоновой росписи, сколько в целеустремленности. Я поэтапно реализую цели, которые ставлю перед собой. Здесь очень важна энергетика, видение цели и уверенность в том, что ты делаешь. Нужно идти к своей цели, несмотря ни на что. И очень важен здесь нравственный аспект. Я в последнее время стал замечать, что деньги для творческого человека это не конечный, а побочный результат. Если бы они были моей целью, то конечным результатом стал бы тупик, ибо я духовную цель заменил бы материальной, что лишает художника свободы творчества. Когда самоотверженно веришь в то, что делаешь, результат получается совершенно иным. Материя для творческой личности вторична, им движет идея. Я искусством не торгую! Я вижу цель - и должен реализовать ее в духовном плане.
Нелли АТЕШГЯХ
banner

Советуем почитать