• суббота, 20 Апреля, 11:50
  • Baku Баку 14°C

Окно перемен

16 февраля 2017 | 12:17
Окно перемен

КОНТЕКСТ
Распоряжение Президента Азербайджана Ильхама Алиева «Об усовершенствовании деятельности в пенитенциарной сфере, гуманизации политики наказания и расширении применения альтернативных мер наказания и процессуального принуждения, не связанных с изоляцией от общества» положительно встречено всеми слоями населения.
Министерству юстиции еще предстоит определиться со списком категорий мелких преступлений, за которые не будут сажать за решетку, однако ясно, что новый документ станет окном перемен - изменится сама суть уголовного и даже процессуального законодательства. Конечно, от перемены мест слагаемых сумма не меняется - будет усечен и существенно смягчен Уголовный кодекс, но в силу неотвратимости наказания за счет этого распухнет и станет жестче Кодекс административных правонарушений.
Предлагаемые изменения носят позитивный характер еще и потому, что в результате снизится удельный вес репрессивности правовой системы, усовершенствуется механизм противовесов и альтернатив уголовному преследованию, что свидетельствует о гуманизации отечественного уголовного законодательства и делопроизводства. К тому же значительно сократится и без того колоссальная нагрузка на правоохранительные и уголовно-исполнительные органы. Им не придется заниматься, допустим, получателями небольших взяток на бытовом уровне, что позволит сконцентрировать силы на более серьезных правонарушениях и преступлениях.
И в самом деле, не место в тюрьмах тем, кто, допустим, превысил норму самозащиты, основательно навредив здоровью хулигана, подросткам, впервые не справившимся с искушением украсть денег на покупку того же велосипеда - сокровенной мечты детства. Им ли отбывать срок в одной компании с закоренелыми рецидивистами и «братками», живущими по понятиям, для которых неприемлемы правила человеческого общежития, а зона - дом родной.
Множество статей УК АР предстоит пересмотреть законодателям, однако по факту изменится само представление не только правоведов, но и всех граждан по поводу того, «что такое хорошо и что такое плохо». В списке мер, как предполагается, могут быть и новые идеи, введение новых исполнительных институтов, могут быть смягчены уголовные статьи для ряда предпринимателей на фоне экономических реформ, скажем, убран верхний предел штрафов для них. Это особенно актуально сегодня, поскольку национальное правительство взяло курс на диверсификацию местного производства, ориентированного на экспорт, - негоже будет при таком раскладе сажать «полезных мошенников» (есть такая категория людей, причем не только в бизнесе).
В частности можно расширить возможности освобождения от уголовной ответственности при возмещении ими ущерба, предполагающей более мягкие санкции, а возможно, и ввести в УК отдельную категорию «преступления в сфере предпринимательства».
Анализ правоприменительной практики показывает, что законодательные баталии в Милли Меджлисе, как и сами объективно меняющиеся законы, имеют к ней весьма непосредственное отношение. В успешности важного почина главы государства немалый удельный вес будет иметь ответственность исполнителей, включая судей и даже следователей, на деле имеющих немало инструментов для проведения своей политики, таких как квалификация преступлений, прекращение дел, дискрекция при назначении наказания, условно-досрочное освобождение и пр. Не секрет, что не только на постсоветском пространстве, но и во всех развитых странах мира ведомственная политика и установки руководителей оперативных, следственных и судебных органов более результативны, чем любые меры законодательного характера.
Кстати, статистический анализ показывает, что наличие высшего образования у подсудимого сильно (примерно наполовину) снижает вероятность рецидивизма, а это могло бы стать аргументом, чтобы требовать ограничений по досудебному аресту и применению реального срока лишения свободы для обладателей вузовских дипломов. И опять же это было бы еще одним правильным новшеством на фоне необходимости креатива и инноваций в период отказа от приоритета нефтедолларов.
Исторический опыт показывает, что любое государство уважает права граждан ровно настолько, насколько граждане, включая общественные движения и объединения, готовы за них бороться. Президент Азербайджана Ильхам Алиев неоднократно высказывался в том плане, что немало зависит от инициативности соотечественников и умения постоять за свои неотъемлемые права, однако своим распоряжением он пошел еще дальше, лично внеся весомый вклад в защиту интересов широких слоев населения.
Тем более что всеобщее равенство перед законом не предполагает частных послаблений для отдельных социальных либо профессиональных групп, зато способно улучшить положение всех слоев. При этом те же предприниматели наверняка смогут извлечь наибольшую пользу из общего улучшения правовой среды и гуманизации уголовного законодательства.
Реформа этого сегмента законодательства (как и любого другого) и правоприменительной практики, что тоже немаловажно, не может быть внедрена и реализована исключительно по произвольному усмотрению пусть даже высшего в стране законодателя. Она должна носить объективный характер, быть социально и практически обусловленной и являться реализацией потребности общества в связи с изменяющимися общественными отношениями, потому что норма права является важнейшим регулятором общественных отношений.
Глава государства несомненно учитывал все эти нюансы при принятии стратегического решения, и мы верим в то, что уже через несколько лет население страны будет по-иному подходить к самой правовой системе, считая ее не двигателем репрессивного аппарата, а важным механизмом общественной справедливости.
Ульви ЯГУБОГЛУ
banner

Советуем почитать