• пятница, 29 Марта, 08:51
  • Baku Баку 5°C

Турция на перепутье

16 февраля 2017 | 12:40
Турция на перепутье

СИТУАЦИЯ
Турецкие военные и оппозиционные сирийские силы близки к взятию под полный контроль последнего оплота террористической организации «Исламское государство» (ИГ) на севере Сирии - города Эль-Баб.
Накануне премьер-министр Турции Бинали Йылдырым на заседании парламентской фракции правящей Партии справедливости и развития особо подчеркнул значимость в этой операции авиации и даже сухопутных войск братской страны. Не забыл он и об успехах Свободной сирийской армии (ССА).
Бои за город в провинции Алеппо, который находится всего в 30 км от границы с Турцией, начались месяц назад в рамках операции «Щит Евфрата». Анкара ранее не планировала ввод войск, однако опасность того, что «под боком» при поддержке американцев может быть создано курдское квази-государство, побудило ее 24 августа отмести выжидательную политику и перейти в наступление.
США откровенно и регулярно снабжают оружием и инструкторами боевиков так называемых Отрядов народной самообороны, входящих в партию «Демократический союз» (сирийское ответвление «Курдской рабочей партии»). Генштаб Турции избрал верную тактику, опираясь на оппозиционные Башару Асаду силы.
Почему Асад смирился?
Однако ситуацию осложняет присутствие правительственных войск, которые при поддержке российских ВКС развивают наступление на позиции ИГ с юго-западного направления, и уже взяла под свой контроль населенный пункт Тадеф на подступах к Эль-Бабу. Ну, а поскольку на данном этапе Кремль и Ак Сарай - союзники, чтобы не допустить вооруженных столкновений стратегически противоборствующих сторон, Турция согласовала с ними «линию разграничения» вдоль дороги, проходящей южнее Эль-Баба и севернее Тадиф.
В соответствии с этим соглашением ССА не продвигается южнее этой линии, а армия Асада с союзниками не продвигаются на север от дороги. Очевидно, что в случае если все означенные войска войдут одновременно в стратегически важный населенный пункт, резко возрастает вероятность конфликта между ними. Потому можно предположить, что Асад пообещал Москве не продвигаться дальше на север, а Турция, со своей стороны, не будет двигаться на юг.
Если сведения, изложенные разведывательными источниками, соответствуют действительности, речь идет о первом признаке того, что Асад готов смириться с наличием повстанцев, поддерживаемых Турцией, на своей территории.
План Эрдогана
Двумя днями ранее президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган объявил о планах продолжения операции. По его словам, ее конечной целью явится освобождение Ракки от ИГ, а города Мюнбич на северо-востоке провинции Алеппо - от отрядов ОНС. При этом после разгрома радикалов и экстремистов его армия вовсе не собирается сохранять там свое присутствие, поскольку содержание воинского контингента в зоне конфликта чревато не только огромными расходами, но и внешнеполитическим дискомфортом. Хотя как знать, аппетит приходит во время еды, не случайно появилась информация, что турки спешно сооружают несколько военных баз и центров логистики в Азазе, Эль-Бабе и коридоре Джараблус.
Эрдоган также заявил о намерении непременно создать «зоны безопасности» на освобожденных территориях. Уже два года он с переменной периодичностью выступает за создание беспилотной зоны, которая рассматривается правительством как способ защитить свою границу от всех территориальных и прочих притязаний и поползновений. Кроме того, в соответствии с планами Анкары создание такой зоны должно способствовать решению проблемы беженцев.
Кстати, предыдущий президент США Барак Обама выступал против создания таких зон, мотивируя это тем, что невозможно обеспечить их безопасность без широкого военного присутствия и привлечения многочисленного контингента сухопутных войск и систем ПВО. Однако новый президент заокеанской державы Дональд Трамп является сторонником создания «зон безопасности».
Возможные шаги Анкары
Сложилась пикантная ситуация, как в кинофильме «Не та, так эта», когда купец Мешади Ибад не знает, как одеть папаху, чтобы не выглядеть нелепо. Так вот, если Турция начнет наступление на Ракку, у нее на пути встанет армия Асада, которая находится южнее от Эль-Баба, тем самым Анкара поставит в сложное положение Москву. Если же она решит развивать наступление на Мюнбич, столкнется с курдскими ОНС, контролирующими город, что поставит в тупик Вашингтон. Понятно, что дальнейшая эскалация невыгодна ни одному участнику конфликта, и потому здесь для Эрдогана появляется возможность политического торга.
Как отметил в интервью газете «Каспiй» руководитель Исследовательского центра «Атлас», политолог Эльхан Шахиноглу, высказанное Эрдоганом намерение продолжить операцию «Щит Евфрата» и развить наступление одновременно в направлении Ракки и Мюнбича - это месседж, адресованный и Путину, и Трампу:
- Думается, Анкара в одиночку не решится начать наступление на Ракку. Это главный оплот ИГ, а, как известно, городские бои сопряжены с большими потерями со стороны наступающих. Кстати, в боях за Эль-Баб даже турецкие вооруженные силы, не говоря о сирийских повстанцах, уже понесли серьезные потери (примерно до 70 военнослужащих). Ракка же гораздо больше, да и стратегически важнее, чем Эль-Баб.
К тому же там больше живой силы противника, и он гораздо сильнее укреплен. Так что потерь там будет неизмеримо больше, и вряд ли это будет встречено с пониманием турецким обществом. Правда, Эрдоган обещал, что операция «Щит Евфрата» завершится взятием под контроль турецкой армией территории в 5 тыс. кв. км, чтобы создать на этих территориях «зоны безопасности».
Скорее всего, в данном случае имеют место элементарное зондирование почвы (реакция Вашингтона и Москвы) и политический торг (излюбленный прием Трампа). Одним из предметов торга, по всей вероятности, является Мюнбич, откуда турки хотят выбить ОНС, который пользуется поддержкой США. Что касается штурма Ракки, то Анкара может решиться на такой шаг, но только в составе коалиции. Правда, разговоры об этом идут около двух лет, арабские страны создали свой союз, американцы - свой, но пока никаких реальных шагов с их стороны не видно.
Впрочем, гипотетически возможен и долгосрочный союз с «коллективным Путиным». Совсем недавно мы были свидетелями беспрецедентного в истории НАТО случая, когда член Североатлантического альянса ведет боевые действия в единой связке с Россией. Почему бы сторонам не начать совместную операцию в Ракке? Думаю, такой сценарий возможен, но это будет означать переформатирование отношений в Североатлантическом альянсе, а ход истории подсказывает, что Брюссель - более прогнозируемый союзник для Анкары, чем Москва.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать