• пятница, 29 Марта, 18:07
  • Baku Баку 14°C

Сергей Марков: «Экстрадиция Лапшина подорвала ресурс Еревана и сепаратистов Нагорного Карабаха»

15 февраля 2017 | 15:19
Сергей Марков: «Экстрадиция Лапшина подорвала ресурс Еревана и сепаратистов Нагорного Карабаха»

Минувшая неделя ознаменовалась рядом событий в жизни Азербайджана, которые обратили на себя внимание СМИ и экспертного сообщества. Президент Азербайджана посетил с официальным визитом Бельгию, где встретился с руководством ЕС и среди прочих вопросов обсудил подготовку нового соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Азербайджаном и ЕС, Минск экстрадировал по запросу Азербайджана блогера Александра Лапшина, появились новые подробности о предстоящих визитах президента Ирана в Россию и президента Азербайджана в Иран на фоне агрессивной политики американского лидера Дональда Трампа в отношении Тегерана. В интервью «Москва-Баку» политолог Сергей Марков дал оценку событиям.
– Сергей Александрович, на прошлой неделе президент Азербайджана Ильхам Алиев посетил с официальным визитом Бельгию, где встретился с руководством Евросоюза. Как известно, глава государства во время своего визита отменил намеченную встречу с президентом Европарламента Антонио Таяни из-за дебатов в структуре о нарушениях прав человека в Азербайджане. Согласитесь, не каждый глава государства может позволить себе отказать в такой встрече…
– Азербайджан – одна из немногих стран, которые стремятся к сотрудничеству с Евросоюзом и при этом не боятся вести независимую внешнюю политику и открыто заявлять об этом. Отказ президента Азербайджана Ильхама Алиева от встречи с главой Европарламента произошел в ответ на антиазербайджанскую политику структуры, в ответ на антиазербайджанские резолюции, базирующиеся на непроверенных фактах. Ильхам Алиев таким шагом показал, что Азербайджан не приемлет давления и вмешательства в свои внутренние дела, что он может диктовать свои условия. И твердая позиция Ильхама Алиева в тех ситуациях, когда другие подстраиваются, вызывает уважение.
– Господин президент посетил Брюссель в том числе в связи с готовящимся новым Соглашением о партнерстве и сотрудничестве между Азербайджаном и ЕС. Это cоглашение придет на смену подписанному еще в 1996 году. Стороны говорят о новой странице в отношениях. Кому будет более выгодным данное соглашение?
– Как известно, в свое время Азербайджан отказался подписывать договор об ассоциации с Евросоюзом, который Украина подписала после госпереворота, а государственный переворот произошел в стране после того, как президент Виктор Янукович отказался от подписания этого самого документа. Азербайджан же не пошел на заключение полуколониального договора, а ограничился соглашением о партнерстве, выгодным ему же самому, а не кому-то другому.
Буквально в конце прошлого года президент Азербайджана комментировал вопрос интеграции в Европу. На одном из заседаний Ильхам Алиев прямо сказал: «Спрашивается, в какую Европу мы должны интегрировать? Сегодняшняя Европа перед глазами. Они сами признают, самые большие руководители Европейского союза признают, что сегодня европейское пространство переживает глубокий кризис. Туда ли мы должны интегрироваться, в кризис ли должны интегрироваться?!»
Поэтому и здесь позиция президента Азербайджана вызывает уважение. Сотрудничество с ЕС как для Азербайджана, так и для России необходимо. Никто этого не отрицает. Евросоюз – это огромное пространство, огромный рынок, которому Азербайджан продает свои энергоносители, доход от которых составляет огромную часть бюджета страны. Как Азербайджан, так и Россия на протяжении столетий перенимают европейские технологии, я имею в виду не только промышленные, но и технологии обеспечения свободы слова, правового государства. Поэтому как Азербайджан, так и Россия заинтересованы в налаживании отношений с Евросоюзом, от этого все выиграют, это всем сторонам выгодно, но заинтересованы в отношениях, которые носили бы равноправный, а не полуколониальный характер. А именно так сейчас можно охарактеризовать отношения Украины и Грузии с ЕС.
Желание руководства Азербайджана поддерживать отношения с Евросоюзом в Москве встречают с пониманием. Понимают и то, что Азербайджан отстаивает свою позицию в том, чтобы эти отношения были не в формате господства и подчинения, а основывались на партнерском уважении.
– Другое нашумевшее событие минувшей недели – экстрадиция блогера Александра Лапшина. Как вы считаете, может ли произошедшее – я имею в виду то, как себя вел Лапшин в принципе по отношению к Азербайджану, как он искал деньги на то, чтобы «обновить дату посещения» Нагорного Карабаха, чтобы стать № 1 в черном списке Азербайджана, и то, что потом произошло – я имею в виду экстрадицию, быть чьим-то проектом, как считают некоторые эксперты. Или это стечение обстоятельств?
– Я не считаю это чьим-то проектом. Безусловно, это стечение обстоятельств. Но при этом, конечно, факт, что Армения ведет какую-то работу, привлекает людей для пиара оккупированных территорий с тем, чтобы люди их посещали, и делает это систематически.
В случае с Лапшиным разные обстоятельства сложились воедино в один момент. Лукашенко поссорился с Россией из-за цен на газ и нефть, Лапшин оказался в Минске. В общем, наложилось одно на другое.
Думаю, что сейчас российский МИД по закрытым каналам добивается того, чтобы Лапшина передали России, возможно, после судебного процесса. Скорее всего, это будет выглядеть так, что в Азербайджане будет вынесено решение суда, после Лапшина помилуют и произойдет передача России.
Важно отметить, что в Москве с пониманием воспринимают желание Азербайджана бороться за свои оккупированные территории, запрещать посещение этих территорий. С особым пониманием в России к этой ситуации относятся и потому, что в свое время по нагорно-карабахскому конфликту должен был быть подписан временный большой договор на основе Казанской формулы, но руководство Армении сорвало эту договоренность. Поэтому в Москве понимают действия Баку, но при этом стараются договориться, чтобы Лапшина освободили.
Вообще, дело Лапшина – это большой успех Азербайджана. Показав, что экстрадиция в таких случаях как с Лапшиным, работает, Баку, я уверен, добился на будущее уменьшения числа визитов на свои оккупированные территории. Представители разных стран, кем бы они ни были, просто будут опасаться, что окажутся на месте Лапшина.
Ситуация вокруг Лапшина является хорошим примером того, как последовательная политика, в данном случае Азербайджана, в какой-то момент начинает приносить успех. Ведь до случая с Лапшиным Азербайджан не подавал запросы в Интерпол, связанные с посещением оккупированных территорий. И вдруг ситуация сама по себе повернулась так, что все механизмы сработали и человек, неоднократно посещавший оккупированные территории, озвучивавший призывы против государства, оказался экстрадирован.
Случай с Лапшиным подорвал ресурс Еревана и сепаратистов Нагорного Карабаха – своеобразную форму международного признания, выражающуюся в посещении оккупированных территорий иностранными гражданами. После того, что случилось с Лапшиным люди будут опасаться туда ездить. Такая ситуация, как с Лапшиным, может быть, никогда больше не повторится. Но люди все равно будут бояться ездить – высказываться то многие могут радикально, а если до дела доходит, начинают кардинально противоположным образом себя вести. Никто не хочет оказаться в тюрьме.
– Мы видим, как активно Армения вмешивается в дело Лапшина. Полиция проверяет, действительно ли подавался запрос на розыск Лапшина в Интерпол, армянские журналисты поднимают вопрос его судьбы. Но ведь Лапшин не является гражданином Армении…
– Армения вмешивается в дело Лапшина, потому что стремится сохранить ресурс, о котором я сказал – число визитов на азербайджанские оккупированные территории. Если бы экстрадиция Лапшина не произошла, Армения показала бы всему миру: вот, можно посещать азербайджанские оккупированные территории, дескать, смотрите, это был один маленький инцидент, который ни на что не влияет, и вы можете спокойно приезжать в Нагорный Карабах без азербайджанской визы.
– Как вы считаете, может ли политика Дональда Трампа в отношении Ирана повлиять на треугольник России-Азербайджан-Иран, который начал формироваться после трехстороннего саммита президентов этих стран в Баку летом прошлого года? Или все же взаимодействие трех стран будет укрепляться, не смотря на такой фактор. Важно отметить, что в марте планируется встреча президентов Азербайджана и Ирана на полях 13-го саммита Организации экономического сотрудничества в Пакистане, также готовятся визиты Хасана Роухани в Москву и Ильхама Алиева в Тегеран. Отмечается, что в ходе этих контактов может обсуждаться подготовка нового саммита Россия-Азербайджан-Иран…
– Агрессивная политика Трампа в отношении Ирана – проявление его произраильской позиции. У нынешнего президента США всегда были тесные связи с израильской диаспорой, она – один из его важнейших союзников, с помощью которого Трамп смог справиться с предвыборной кампанией, всеми информационными атаками, которые в отношении него велись, и стать президентом. Можно сказать, что во многом именно благодаря Израилю Трамп и возглавил США, и за это Трамп Иерусалиму благодарен. Ко всему прочему играет тот фактор, что Трамп считает Израиль оплотом цивилизованности в хаосе Ближнего Востока.
Жесткая позиция Трампа в отношении Ирана, несомненно, негативно скажется на сотрудничестве России, Азербайджана и Ирана в рамках именно складывающегося треугольника. Но важно отметить, что этот треугольник существует не как формирующийся геополитический союз (в этом отношении, то есть с геополитической точки зрения, большие перспективы имеет треугольник Россия-Азербайджан-Турция), он скорее имеет консультативный характер, то есть его задачей является решение ряда проблем, связанных с реализацией проектов, прежде всего экономического характера, к примеру, транзитного проекта «Север-Юг». Также это вопрос статуса Каспия, проблема недопущения радикализма.
И санкции Вашингтона в отношении Ирана могут задеть совместные проекты Москвы, Баку и Тегерана.
– Уже которую неделю обсуждается вопрос возможной встречи глав МИД Азербайджана и Армении. Встреча может произойти на Мюнхенской конференции по безопасности 17-18 октября. Баку, как и в декабре прошлого года, дал свое согласие на встречу, Армения не дает четкого ответа. Также с предложением о трехсторонней встрече выступал глава МИД России Сергей Лавров. Какие перспективы, как вы считаете?
– Встреча глав МИД Азербайджана и Армении при посредничестве сопредседателей МГ ОБСЕ может произойти на конференции. Думаю, что Россия, другие страны-сопредседатели на Армению все-таки надавят, чтобы она приняла участие.
Вместе с тем, с сожалением прогнозирую, что, скорее всего, эти переговоры ни к чему не приведут, поскольку момент, когда можно было подписать временное большое соглашение на основе Казанской формулы, упущен. Прошлым летом этот механизм был полностью выработан. Но руководство Армении от подписания отказалось. Думаю, что после встречи должны произойти какие-то большие события, которые повлияют на ситуацию. С опасением должен отметить, что одним из таких событий может стать вспышка военных действий или нечто иное. Но вплоть до этого, думаю, руководство Армении не изменит свою позицию по нагорно-карабахскому урегулированию.
banner

Советуем почитать