• среда, 24 Апреля, 21:35
  • Baku Баку 23°C

Максим Шевченко: «У России, Ирана, Азербайджана есть общая повестка, которую можно и нужно обсуждать»

07 февраля 2017 | 17:20
Максим Шевченко: «У России, Ирана, Азербайджана есть общая повестка, которую можно и нужно обсуждать»
То, что отношения с Израилем находятся в приоритетах Вашингтона при Трампе, не оставляет никаких сомнений. Как известно, первые контакты только вступившего на пост лидера государства являются показателем расставленных приоритетов.
С одним и первых после своей инаугурации на пост президента США Дональд Трамп провел переговоры с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху. Трамп пригласил главу Кабмина Израиля на встречу в Вашингтон, и вот уже идет подготовка к визиту Нетаньяху 15 февраля в Вашингтон.
В телефонном разговоре, состоявшимся между Трампом и Нетаньяху 23 января, премьер-министр Израиля «выразил желание тесно сотрудничать с президентом Трампом для формирования общего видения безопасности в регионе. Лидеры стран обсудили ядерную сделку с Ираном, мирные процессы в отношении Палестины и другие вопросы», – говорилось в заявлении пресс-службы Нетаньяху.
Предстоящую встречу с Трампом Нетаньяху назвал исторической. «Через две недели состоится моя встреча с президентом Трампом в Вашингтоне. Я всегда избегаю использования слова «историческая», но скажу, что встреча с ним имеет очень большое значение для Государства Израиль, для нашей страны, для нашего народа», - заявил Нетаньяху.
На фоне обмена взаимными любезностями с Израилем, администрация Трампа заняла резко агрессивную позицию в отношении Ирана. Кажется, что Иран Трамп выбрал «мальчиком для биться» и местом всех зол мира.
После инаугурации Трамп раскритиковал ядерное соглашение с Ираном, заключенное 15 июля 2015 года между Тегераном и шестью «контролирующими» странами – США, Россией, Францией, Великобританией, Германией, Китаем. Позже американский президент назвал сделку ужасной.
28 января Дональд Трамп подписал указ под названием «Защита страны от иностранных террористов, пытающихся въехать в США», приостанавливающий на 4 месяца программу приема беженцев в страну. Также указ ограничил на 90 дней въезд лиц из 7 стран - Ирака, Ирана, Йемена, Ливии, Сирии, Сомали и Судана.
МИД Ирана указ Трампа назвал «очевидным оскорблением исламскому миру и особенно иранской нации» и «большим подарком экстремистам и их покровителям» и в ответ заявил о прекращении выдачи въездных виз гражданам США.
Между тем в Израиле миграционная политика Трампа вызвала восторженную реакцию. Решение построить стену на границе с Мексикой Биньямин Нетаньяху назвал великим.
29 января иранские военные испытали баллистическую ракету, на что последовала жесткая реакция Вашингтона. Трамп посоветовал Тегерану «не играть с огнем», 3 февраля Вашингтон расширил экономические санкции против Ирана.
5 февраля в интервью каналу Fox News Дональд Трамп назвал Иран «террористическим государством № 1», после чего в американской газете Wall Street Journal вышел материал, в котором, высказывается мысль со ссылкой на источники в администрации Трампа, а также должностных лиц европейских и арабских стран, что Вашингтон намерен вбить клин в отношения Москвы и Тегерана, расколоть военный и дипломатический альянс двух стран.
В связи с этим под угрозой может оказаться выстраивающийся союз России, Азербайджана и Ирана, о котором заговорили после исторического саммита президентов трех стран в Баку в августе прошлого года. На фоне разговоров о том, что такой союз может дать трещину, интересным является тот факт, что в марте этого года президент Азербайджана Ильхам Алиев посетит Иран и в этом же месяце президент Ирана встретится в Москве с Владимиром Путиным. Посол России в Иране заявил, что не исключает возможность переговоров в ходе намеченных официальных визитов относительно нового саммита президентов России, Ирана и Азербайджана.
Журналист и общественный деятель Максим Шевченко рассказал «Москва-Баку», насколько правдоподобен тезис Wall Street Journal о том, что Вашингтон намерен расколоть альянс России и Ирана.
По мнению Шевченко, перспективы отношений России с Ираном после прихода к власти в США Трампа могут оказаться достаточно печальными. «Требования разрыва отношений как США, так и России с Ираном исходят от правого израильского лобби, которое поддерживает Трампа и давит на него. При Обаме отношения США с Ираном встали на путь урегулирования. Трамп бизнесмен – и он мыслит стратегически, исходя из выгоды».
По словам эксперта, с приходом Трампа правое израильское лобби в США только начинает борьбу. «Мы уже видим, что Биньямин Нетаньяху стал одним из первых, с кем Трамп провел телефонные переговоры и кого пригласил в Вашингтон. Очевидно, что Трамп смотрит в сторону Израиля и поэтому оказывает жесткое давление на Иран».
По мнению Шевченко, произраильские интересы Трампа могут отразиться на отношениях России и Ирана, по крайней мере, тот самый клин, о котором писала американская газета Wall Street Journal, уже сейчас начинает вбиваться в отношения Москвы и Тегерана.
На этом фоне, по мнению Шевченко, никакого сближения с Ираном, кроме формального, у России сегодня нет. «Поставить танки, вместе работать по Сирии - по большому счету это ни на что не влияет. Не думаю, что отношения России с Ираном в ближайшее время будут искренними. Чтобы они такими стали, нужно приложить невероятные усилия. На официальном уровне Москва и Тегеран будут раскланиваться, а на самом деле за этим ничего не будет стоять», - полагает эксперт.
По мнению Шевченко, Россия должна отказаться от этих эйфорических надежд на Трампа, что, по словам эксперта, было бы наиболее верным решением, или подстраиваться под нового главу Белого дома.
В свою очередь Иран, отмечает Шевченко, не будет ни под кого подстраиваться. «Иран, несмотря на либерализацию, не собирается отказываться от наследия имама Хомейни. А они просто пытаются сделать то, что не получилось у Горбачева – перестройку – то есть совместить идеалы Исламской революции с принципами современного открытого общества».
Между тем Шевченко подчеркивает важность плотного взаимодействия России с Ираном, Азербайджаном и Турцией. По словам эксперта, треугольник Россия-Иран-Турция может подарить мир Кавказу и Малой Азии. «Более того, союз с этими региональными державами выведет Россию из того исторического геополитического тупика, в котором она оказалась».
По его словам, достаточно сложно сказать сегодня, какие перспективы у союза России, Ирана и Азербайджана, поскольку сегодня геополитическая картина стремительно меняется, а мир находится на грани серьезных кризисов.
Между тем Шевченко назвал позитивным сигналом предстоящий визит президента Ирана Хасана Роухани в Москву, а также мартовский визит президента Азербайджана Ильхама Алиева в Тегеран.
«Очень хорошо, что президенты Ирана и Азербайджана совершат эти визиты. Мы будем этого ждать с нетерпением и надеяться на самые позитивные результаты.
Я искренне поддерживаю сближение России, Азербайджана, Ирана, мир между Россией, Ираном, Турцией, Азербайджаном, Арменией, мир на Кавказе в целом. Считаю, что это было бы прекрасно. Ильхам Гейдарович принимает правильное решение, планируя поездку в Иран. Сближение, безусловно, нам всем надо. Если в этом регионе мы сами без участия США, Израиля, Европы создадим самодостаточный механизм регулирования, тогда все конфликты будут решены, в том числе нагорно-карабахский. До тех пор, пока в дела региона будут вмешиваться внешние интриганы, конфликты будут постоянно разгораться.
После создания механизма урегулирования и Баку с Тегераном смогут договориться. Баку получит гарантии безопасности, что Тегеран не будет вмешиваться в дела Азербайджана, как он это делал, используя местных шиитов. Это ошибка иранцев. Иранцы в свою очередь также получат гарантии, что Баку сократит свои военные контакты с Израилем, которые Иран воспринимает как угрозу для себя. Очевидно, что у России, Ирана, Азербайджана есть общая повестка, которую можно и нужно обсуждать. Я считаю, что связка Тегеран и Баку – очень правильная, и чем больше представители двух стран будут встречаться, тем лучше для народов Азербайджана и Ирана. И для России тоже».
banner

Советуем почитать