• пятница, 26 Апреля, 16:34
  • Baku Баку 23°C

Монолог не перерос в диалог

28 января 2017 | 11:19
Монолог не перерос в диалог

Зря рассчитывал глава внешнеполитического ведомства России Сергей Лавров на вчерашнюю встречу с руководством сирийской Национальной коалиции оппозиционных и революционных сил (так называемой Эр-Риядской группой). Они отказали ему, мотивируя решение тем, что им известны итоги монолога, по определению не могущего перерасти в диалог.
Что хотел министр

Лавров собирался проинформировать представителей сирийской оппозиции о видении Кремлем того, во что перерастут переговоры в Астане в свете дальнейшего урегулирования общественно-политической жизни в Сирии. Вообще-то, можно было и выслушать визави, авось предложит что-то дельное, однако те уперлись.
На первый взгляд, такое поведение не укладывается в рамки нормальной логики. Но дело в том, что на встречу также была приглашена так называемая Московская группа, сформированная из лояльных Асаду сил, и Каирская, также достаточно лояльная к режиму и находящаяся в тесном альянсе с Отрядами народной самообороны (военное крыло партии «Демократический Союз», что равнозначно террористической «Курдской рабочей партии»).
Обе эти группы рассматриваются как карманная оппозиция Башару Асаду, поэтому был сделан вывод о том, что Россия и Иран однозначно хотят видеть тирана во главе страны как минимум до президентских выборов 2018 года. Каково это тем, кто шесть лет без устали воюет с режимом? Представляете, половина территории в руинах, полмилиона граждан убито только в ходе гражданской войны, вдвое больше людей мается за границей в унизительных условиях, в которые их поставили власти Евросоюза. И вот теперь две чужие страны (кстати, арабы не признают в отношениях первенства ни русских, ни персов) решили оставить во власти виновника всех бед. Кроме того, никакой реальной силы (ни военной, ни политической) Московская и Каирская группировки из себя не представляют. А ведь буквально вчера Кремль декларировал, что главной идеей Астаны было включение в переговорный процесс именно реальных акторов сирийского кризиса.
Зачем огород городить?
Понятно, что русские пытаются усадить «своих» переговорщиков за один стол с реальными силами оппозиции из желания придать всем легитимность, нивелировать антиасадовскую направленность диалога, а заодно вновь вынести на повестку дня вопрос о курдской автономии в Сирии (по образу и подобию этнического образования в Ираке). А такая постановка вопроса ставит под сомнение заявленную приверженность России суверенитету и территориальной целостности ближневосточной страны.
Впрочем, оппозиция не стала даже читать подготовленный МИД РФ проект Конституции, который, по словам ее руководства, сродни документу, который США в свое время разработали для Ирака после свержения режима Саддама Хусейна. Понятно, что все это не могло не вызвать раздражения Москвы, желающей смазать маховик мирного урегулирования любой ценой, но исключительно на приемлемых для нее условиях.
Как сказал в беседе с корреспондентом газеты «Каспiй» руководитель клуба политологов «Южный Кавказ» Ильгар Велизаде, по логике, проекты Конституции в таких конфликтных ситуациях согласовываются со всеми участниками конфликта, точнее - пишутся с их участием:
- А главное, начинается этот процесс лишь после того как достигнуто политическое соглашение. Здесь же эта последовательность не соблюдена, так что, как говорится, телега была поставлена впереди лошади. Именно поэтому дальше процесс не идет. Подходы договаривающихся сторон в Сирии не только несовершенны, но и провальны, примером чему может служить разработка проекта Конституции без участия оппозиции. Почти вся она состоит из арабов, страна называется «Сирийская арабская республика», а в московском проекте вообще нет упоминания об этом. Ясно, что для ушей и глаз автохтонного населения сочетание «Сирийская республика» звучит дико, почти как Советский Союз, и вообще, когда Основной закон написан в другой стране, он не сработает.
Кроме того, не умаляя значения саммита в Астане, следует признать, что его формат был неполным и незавершенным. У сирийцев нет проблем с Конституцией, их проблема в том, что их убивают долгое время: просто во время гражданской войны действия стали интенсивными, а в последние годы и бесконтрольными.
Есть еще один щекотливый момент для арабов - согласно российскому проекту Конституции, президент Сирии должен был избираться на семь лет без права переизбрания (в случае с Асадом это могло бы растянуться до 2025 года). При этом глава государства, судя по проекту, не обязательно должен быть мусульманином, а шариат утрачивал статус «основного источника законодательства в стране».
Так вот, самим сирийцам решать, будет ли там автономия, федерация или конфедерация. Эти народы живут там тысячелетиями, перетерли, как говорится, все между собой, но вот почему-то в 1969 году Политбюро ЦК КПСС вместе с иранским шахом решило поставить над ними алевитов, коих в Сирии мизер в сравнении с основной массой.
Москва эти моменты недооценила. Что получилось в конечном итоге? Сырая Конституция, сырой формат переговорного процесса, который не включает основных акторов. Потому предлагаемые половинчатые решения на создавшуюся ситуацию не оказывают реального влияния. Конечно, могут быть возражения, что на фоне того, что не предлагается ничего лучшего, это хоть что-то. Но на самом деле подобные действия, подобно хвосту собаки Алкивиада, служат отвлечению внимания от главных вопросов. И делается это, скорее всего, осознанно.
Cалех БАЯТ
banner

Советуем почитать