• четверг, 18 Апреля, 10:07
  • Baku Баку 12°C

Компромиссный вариант

26 января 2017 | 11:55
Компромиссный вариант

ВЗГЛЯД
В рамках переговоров в Астане было множество споров между представителями сирийского правительства и военно-политической оппозиции, потому российские юристы в рамках разделения полномочий подготовили собственный проект новой конституции для этой страны.
Что можно сказать по нему?
Если без обиняков
По идее авторов, новый основной закон должен быть принят «либо через референдум, либо в другой приемлемой форме при волеизъявлении сирийского народа». Кроме того, для преодоления кризиса необходимо «последующее проведение парламентских и президентских выборов». То есть Москва ни в коем случае не хочет навязывать свое видение решения многолетнего конфликта, но лишь предлагает сторонам присмотреться к своему варианту, таким образом рассчитывая ускорить мирный процесс.
Российский проект настаивает на сохранении территориальной целостности и суверенитета Сирии, а также на сохранении светского характера управления, что тоже немаловажно. В сущности, он не предполагает кардинального изменения существующей конституции и государственного строя Сирии. Новым является увеличение численности вице-президентов, а также расширение представительств и полномочий самоуправления на местах.
Кроме того, это значит, что так называемая «федерация северная Сирия» провозглашенная курдскими сепаратистами примерно год назад в условиях отсутствия контроля со стороны Дамаска, не может заявлять ни о каком суверенитете. Максимум, на что они могут претендовать - относительное расширение автономии, да и то не до уровня иракских собратьев. Это очень важно для Турции, которой угрожает крайний беспредел Курдской рабочей партии и которая вот уже несколько десятилетий вынуждена вести в стране активную антитеррористическую деятельность.
Что касается представителей сирийской оппозиции, то ее не устраивает роль Ирана в предстоящем урегулировании, который не собирается выводить вооруженные формирования из Сирии, не желая ослабления своих позиций. А их там немало в лице Корпуса стражей исламской революции, спецназа КСИР «Аль-Гудс», отрядов «Хизболла», а также хазарейцев из Афганистана, которые оказывают поддержку действующему режиму.
На фоне разногласий
Фактические претензии оппозиции к Тегерану ставят в сложное положение Кремль, потому уже назрел ряд тактических разногласий по поводу правил урегулирования, так что мы можем стать свидетелями в ближайшем будущем усугубления противоречий между этими игроками. Проблема еще и в том, что Россия не может пойти на односторонние уступки Ирану и «Хизболла», поскольку это может быть расценено в глазах других игроков (той же Турции и даже США) как слабость.
Как сказал в беседе с корреспондентом газеты «Каспiй» руководитель Центра политических исследований «Атлас» Эльхан Шахиноглу, о том, что никаких реальных документов в Астане подписано не будет, было ясно задолго до встречи:
- Сирийский конфликт с колоссальными жертвами зашел далеко. Поэтому за столь короткий промежуток времени достичь этой цели между режимом и вооруженной оппозицией (а их десятки групп) невозможно. Поэтому до воцарения там даже относительного замирения еще далеко. Но все же, по моему мнению, встреча в Астане - первый этап на этом пути, и он достиг своей цели. Как бы жестко ни критиковали противоборствующие стороны друг друга, в столице Казахстана они говорили между собой хотя бы через посредников, приняв решение о продолжении хрупкого перемирия.
Встреча была знаменательна и тем, что впервые Россия, Иран и Турция выступили с единых позиций за столом переговоров. Во-первых, нужно сохранить достижения, во-вторых, нужно и дальше вместе продолжать борьбу против террористов на территории Сирии. Думаю, что процесс в Астане будет и дальше продолжаться. Теперь нужно договариваться о таких важных деталях будущего мира, как выборы, коалиционное правительство, и о новом государственном устройстве. Но это уже темы других переговоров. Сейчас главное, чтобы стороны придерживались итогов Астанинского процесса.
Гошгар АЛИЕВ
banner

Советуем почитать