• среда, 24 Апреля, 00:27
  • Baku Баку 14°C

Рухани в Ереване: новый этап в ирано-армянских отношениях?

24 декабря 2016 | 10:49
Рухани в Ереване: новый этап в ирано-армянских отношениях?
По поводу визита главы Ирана Хасана Рухани в Армению проводятся различные анализы. Армянская пресса с пафосом говорит о достигнутых соглашениях. Но в целом при аналитическом подходе к опубликованным материалам можно заметить здесь предвзятость. Между Ираном и Арменией подписано несколько документов. Стороны говорят о намерении в дальнейшем развивать отношения. Так, речь в том числе идет и о региональных проектах. Все это почему-то представляется армянскими экспертами в антиазербайджанском и антитурецком духе. Будто Иран начал отдавать предпочтение формату сотрудничества, направленного против Турции и Азербайджана. Такой шаг со стороны армян ожидаем, так как они никогда не рассуждали объективно. Вместе с тем и реалии показывают, что отношения между Ираном и Азербайджаном находятся на высоком уровне, и речи о каком-то противостоянии быть не может. Руководство обеих стран намерено развивать сотрудничество. Геополитический анализ этого вопроса представлял бы интерес.
Подписанные документы: приоритет энергетической и транспортной сфер
Обычно визит Президента Ирана в Армению воспринимается нормально. В современную эпоху налаживание отношений между странами соответствует международному праву. Но армянские средства массовой информации пытаются освещать визит Хасана Рухани в Ереван односторонне, представляя его как событие, направленное против Азербайджана и Турции. Мы попытались подойти к этому вопросу с объективных позиций.
Президент Ирана подчеркнул в Ереване, что «между двумя народами издревле существуют братство и сотрудничество» (см.: Президенты Армении и Ирана подвели итоги переговоров / «www.president.am», 21 декабря 2016 г.). Х.Рухани отметил, что «живут с армянами в одной цивилизационной и культурной среде» (см.: предыдущий источник). Глава иранского государства сказал это неслучайно. Действительно, в 90-е годы прошлого века Иран был для Армении «дорогой жизни». Об этом официальные лица говорили прямо и открыто. Причем официальный Ереван за это неоднократно выражал благодарность Тегерану.
Руководители двух стран совершали взаимные визиты, подписывали различные документы. Но только малая их часть была реализована. В связи с этим, находясь в Ереване, Х.Рухани говорил: «Отношения Ирана и Армении имеют большой потенциал, но до сих пор только малая его часть использована, остальную же часть мы должны запустить в ближайшие месяцы или годы» (см.: предыдущий источник).
Что конкретно имел в виду руководитель Ирана, говоря «запустить остальную часть»? Содержание подписанных документов и проведенных обсуждений показывает, что стороны готовы к широкому сотрудничеству. Подписаны соглашения в сфере спорта, туризма, торговли, инвестиций, энергетики, науки, банковского дела и технологий, экологии (см.: предыдущий источник).
На фоне сказанного ряд формул подразумевающегося сотрудничества в сфере транспорта и энергетики свидетельствуют о том, что Иран и Армения думают о совместных действиях в региональном и глобальном масштабе. И стоило бы подробнее остановиться на том, к каким последствиям это может привести в плане динамики геополитических процессов.
Ясно, что Тегеран заинтересован в создании определенной геополитической конфигурации с Ереваном. Страны пытаются, в частности, реализовать совместные проекты по энергетике и транспортным маршрутам. При этом важное место занимает выход в Россию и Европу по коридору Север-Юг, используя Армению. В этом плане Президент Ирана говорил: «У нас есть хорошие отношения в энергетической сфере, в том числе и в увеличении объема экспорта газа, транспортировке туркменского газа через территорию Ирана, подаче электрической энергии» (см.: предыдущий источник).
Следовательно, Иран и Армения хотят реализовать не только энергетические проекты, касающиеся двух стран, но и проекты с участием других государств. При этом упоминаются Туркмения, Россия и Грузия. Предусматривается доставка туркменского газа через Иран в Армению, а оттуда через Грузию в Черное море. Некоторые эксперты Армении заинтересованы в том, чтобы представить это в качестве составной части проекта «Новый Шелковый Путь».
А официальные круги Ирана ведут речь о коридоре, соединяющем Персидский залив с Черным морем. «Армения и Иран могут быть составной частью транспортного коридора Персидский залив-Черное море» (см.: предыдущий источник). При этом возможно налаживание торгово-экономических связей по автомобильным и железнодорожным путям. Причем стороны оценивают вопрос в контексте регионального сотрудничества. Таким образом, Тегеран и Ереван намерены реализовать проект, предусматривающий развитие энергетических и торговых связей.
Геополитический аспект: грезы армянских экспертов и региональные реалии
Заведующий кафедрой иранистики Ереванского Государственного Университета Вардан Восканян заявил российскому изданию «Независимая газета», что в отношениях двух стран идет процесс синтеза политических и экономических аспектов. Стороны пытаются усилить сотрудничество в коммуникационном и энергетическом коридоре Север-Юг, что имеет геополитический смысл. Соединение Персидского залива с Черным морем через Армению и Грузию – событие регионального значения. Косвенно к этому имеет отношение и Россия. Так, на повестке дня стоит вопрос о создании льготных экономических связей с Евразийским Экономическим Союзом (ЕАЭС). Здесь имеет место и идея создания зоны свободной торговли в армянской части армяно-иранской границы (см.: Армения свяжет Иран с ЕАЭС. Ереван и Тегеран рассматривают новые экономические проекты и реанимируют существующие / «www.ng.ru», 21 декабря 2016 г.).
Но странно, что армянский ученый оценивает эти шаги не как объективную потребность, а как ответ на отношения Азербайджана и Израиля. В связи с этим он говорит: «После визита в Баку премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху отношения с Тегераном расстроились. Активное сотрудничество в военной сфере между Азербайджаном и Израилем направлено, с одной стороны, против Армении, с другой – против Ирана» (см.: предыдущий источник). На самом деле это – позиция официального Еревана, и полностью предвзятая. Здесь нет ни одного слова, которое бы отражало реальность.
Во-первых, как неоднократно говорил в Ереване Хасан Рухани, Иран и Азербайджан – дружественные страны. Сотрудничество между ними в конкретных областях находится на высоком уровне, и стороны заинтересованы в его дальнейшем развитии. Два государства сумели даже наладить тесные отношения в сфере безопасности. Наилучшим тому подтверждением стали обсуждения между президентами России, Азербайджана и Ирана в Баку и достигнутые соглашения. Президент Азербайджана назвал этот формат сотрудничества историческим событием, подчеркнув, что он будет эффективным. Прежде всего данный формат имеет большое значение для реализации коридора Север-Юг.
Кроме того, Иран и Азербайджан сотрудничают и в рамках проекта «Новый Шелковый Путь». Переговоры между ними в направлении определения статуса Каспия продолжаются. Наконец, Азербайджан и Иран объединяют и общая история и этнические узы. Между людьми этих стран существуют родственные отношения. Это неотделимо. На встрече с Хасаном Рухани Серж Саркисян выразил благодарность за хорошее отношение к армянской общине и удовлетворенность сохранением армянского культурного наследия в Иране. Но армянский политик забывает об одном: если в Иране армяне – община, то азербайджанцы (турки) – само общество. Несмотря на продажность, предательство и неблагодарность армян, народы в Иране (в том числе и азербайджанцы) охраняют армянскую культуру, и никто не трогает армянскую общину. Но фактом является и то, что именно это и отличает нас исторически от армян. Тогда не бессмысленны ли абсурдные попытки противопоставить Иран и Азербайджан друг против друга? Не является ли это фальсификацией фактов?
Во-вторых, почему отношения Израиль-Азербайджан могут быть направлены против Ирана или Армении? Можем ли мы утверждать, что сотрудничество Армения-Россия или Армения-Иран направлено против Азербайджана или Турции? Конечно, нет, так как Азербайджан проводит цивильную, демократическую политику, основанную на мультикультуральном мышлении. Сотрудничество других стран вовсе не может вызывать беспокойство у Баку. США, европейские страны, Россия сотрудничают с Арменией даже в военной сфере. Официальный Баку не смиряется только с позволением агрессору продолжать оккупацию, а во всех остальных сферах Азербайджан не имеет ничего против. Баку даже заявляет: «если агрессии будет положен конец, сотрудничество с Арменией будет восстановлено в полном объеме. Это признает даже бывший глава Армении Левон Тер-Петросян. Но руководство Армении далеко от такого цивильного и конструктивного способа мышления. Оно еще не модернизировалось.
Все это свидетельствует о том, что, как всегда, официальный Ереван вновь пытается строить отношения с той или иной страной в духе антиазербайджанской и антитурецкой риторики и представить их в такой форме. Но такая крупная держава, как Иран, не пойдет на поводу других государств.
Newtimes.az
banner

Советуем почитать