• пятница, 19 Апреля, 16:56
  • Baku Баку 25°C

Предвыборное противостояние,

25 декабря 2016 | 10:16
Предвыборное противостояние,

«Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет»... Эти строки сегодня как нельзя более кстати применимы к армянскому политполю. Накануне стало известно, что позиции ключевых фигур партии «Наследие» - Заруи Постанджян и Армена Мартиросяна - разошлись.
На сей раз противостояние обозначилось в вопросе участия партии в парламентских выборах. Постанджян считает, что «Наследие» должно пойти на парламентские выборы самостоятельно, а Мартиросян выступает за предвыборный блок с другими силами. Что по этому поводу думает основоположник партии Раффи Ованнисян, неизвестно, потому что он опять упорхнул в США, где будет наслаждаться рождественскими праздниками.
Появление на предвыборной карте оппозиции первого блока вызвало изрядное замешательство в лагере противников власти. В частности зампредседателя АНК (Армянский национальный конгресс) Левон Зурабян дал понять, что консультации между партиями еще продолжались, когда «Гражданский договор», «Республика» и «Лусавор Айастан» вдруг объявили о решении совместного хождения на выборы. В самом деле, как это они могли принять столь судьбоносное решение, не дожидаясь указаний Тер-Петросяна? Они даже не дождались заявления о возвращении Гагика Царукяна в активную политику!
Парламент не самоцель?
Интенсивные переговоры с инициаторами нового альянса вел зампредседателя партии «Наследие» Армен Мартиросян. В итоге он пришел к неутешительному выводу: альянс трех партий не в состоянии решить вопрос смены власти, стало быть, партии борются только за места в следующем парламенте. А это руководству «Наследия» представляется чересчур узкой задачей. Понятно, когда в партии осталось полтора человека, самое время мыслить масштабно...
«Наследие» продолжает межпартийные консультации с целью формирования многопартийного предвыборного альянса, который смог бы составить конкуренцию правящей силе, ибо только посредством мощного предвыборного объединения можно решить задачу отлучения РПА (Республиканская партия Армении) от власти. «Мы не примкнули к новому предвыборному блоку по той причине, что упомянутые три партии при поддержке «Наследия» не смогут решить вопрос власти», - заявил Мартиросян. По его словам, если идея многопартийного альянса не будет реализована, то оппозиционные силы вновь будут вынуждены бороться друг с другом, как это было в Гюмри и Ванадзоре.
Подопечный главного эмиссара Кремля, московского миллиардера Самвела Карапетяна, Никол Пашинян считает, что партии должны объединяться вокруг единого видения будущего страны, то есть вокруг московского клана.
Однако в условиях крупного многопартийного альянса достичь такого единства весьма затруднительно. В ответ на это Мартиросян заявил, что идейные разногласия между политическими партиями преодолеть гораздо легче, чем межличностный антагонизм. По его словам, позиции партий по вопросам внутренней политики в целом схожи, разногласия больше касаются внешнеполитических ориентиров.
Альянс трех партий не провозгласил что-либо конкретное в плане внешней политики, его лидеры ограничились заявлением о построении государства европейского типа. Мартиросян считает, что для решения внешнеполитических вопросов необходимо вначале решить проблемы внутри страны. Так почему же при столь очевидном сходстве внутриполитических целей и задач идея мощного многопартийного объединения, которое способно составить конкуренцию РПА на парламентских выборах, никак не воплотится в жизнь?
«Всему виной прошлое политических сил, - считает зампредседателя партии «Наследие», который выступает за то, чтобы оппозиционные силы объединились, оставив в стороне политические разногласия, личную неприязнь, взаимные обиды и ошибки прошлого. - Инстинкт самосохранения должен вынудить оппозицию к широкой консолидации».
Этот инстинкт может сработать только в том случае, если оппозиция в самом деле нацелена на решение вопроса смены власти. Но говорится об этом только на словах, а на деле участники гонки за мандатами решают всего лишь вопрос собственного присутствия в парламенте.
Чистоплюйство
Оппозиционные партии и их блоки гонятся всего лишь за несколькими мандатами, а не парламентским большинством. При этом они делают вид, будто готовятся взять власть. Межпартийные консультации продолжаются. Мартиросян сам знает, что говорит о фантастическом развитии событий, проповедуя на публике идею создания глобального оппозиционного полюса. Но такого не будет никогда! По определению.
Армянская оппозиция объединяется только во имя решения личных или узкогрупповых задач, а отнюдь не для свержения власти. К тому же лидеров некоторых оппозиционных сил эта власть вполне устраивает. Любопытный штрих: когда один из журналистов спросил, готов ли Мартиросян на переговоры с партией «Армянское возрождение» ради воплощения идеи многопартийного альянса, он в ответ только улыбнулся. Да, на словах они все готовы к консолидации, смене власти, победе на выборах и прочим подвигам. Впрочем, Мартиросян - не такой уж чистоплюй, он же вел переговоры с Варданом Осканяном. А Осканян вел переговоры с лидером партии «Свободные демократы» Хачатуром Кокобеляном и почти склонил его к совместному участию в выборах, но против такого расклада выступил бывший начальник ГУНБ Давид Шахназарян. Он заявил, что не будет баллотироваться в парламент в одной упряжке с партией Осканяна. Мартиросян же преследует единственную цель - во что бы то ни стало пройти в парламент.
Фуад ПАШАБЕЙЛИ
banner

Советуем почитать