• четверг, 28 Марта, 16:37
  • Baku Баку 16°C

Ильхам Алиев. Портрет Президента на фоне перемен

26 ноября 2016 | 09:34
Ильхам Алиев. Портрет Президента на фоне перемен
ЛИЧНОСТЬ
Как уже сообщалось («Каспiй», №190, 15 ноября с.г.), в московском издательстве «Политическая энциклопедия» вышла в свет на русском языке книга депутата Милли Меджлиса Азербайджанской Республики, писателя, заслуженного журналиста Эльмиры Ахундовой «Ильхам Алиев. Портрет Президента на фоне перемен».
В книге, изданной в изящном полиграфическом оформлении, известный писатель-публицист Эльмира Ахундова ярко и убедительно, просто и доступно, с привлечением большого количества материала и фактов рассказывает об одном из самых успешных и прагматичных политиков на постсоветском пространстве - Ильхаме Алиеве, анализирует феномен его успеха. Автор пытается найти ответ на вопросы «Как становятся успешными, влиятельными личностями, президентами?», «Что это за миссия - быть лидером своего народа?»
Факты, события и отзывы, собранные в книге, в которой использованы документы из открытых источников, десятки уникальных интервью, взятых лично автором у людей из окружения общенационального лидера Гейдара Алиева и Президента Ильхама Алиева, представляют широкую информацию о Президенте Азербайджана.
Учитывая повышенный читательский интерес, мы решили представить вашему вниманию отдельные главы из книги с некоторыми сокращениями.
Начало биографии
…Хорошо, когда у человека есть родословная и крепкие генетические корни. Еще лучше, когда у него вдобавок к родословной есть собственная состоявшаяся биография, все вехи которой вычерчены благодаря собственному таланту, трудолюбию и харизме. Именно эти ценностные ориентиры, счастливо сочетающиеся в личности Ильхама Гейдар оглу Алиева, привели его в возрасте 42 лет на вершину политического олимпа…
В одной из своих статей я написала, что в моем представлении Ильхам Алиев - это политик, разрушивший множество стереотипов, которые отложились в массовом сознании. Вот, например, один из них: сыновья и дочери высокопоставленных чиновников живут в тепличных условиях, не ведая забот и проблем, и потому вырастают инфантильными, бесхарактерными. Любая жизненная неурядица способна выбить их из колеи. Если этот постулат и верен отчасти, то к Ильхаму Гейдаровичу он абсолютно не применим.
Во-первых, быть сыном известного во всем мире политика - это ведь не только привилегия. Это еще и колоссальная ответственность. Ильхам Алиев ощущал тяжесть этой ответственности всегда - с самых юных лет. В школе, рассказывают, Ильхам никогда не кичился положением отца, никогда не пользовался его авторитетом. Не жаловался дома на своих обидчиков и мог дать сдачи сам, если попадал в передряги. Он с удовольствием рассказывал анекдоты и вообще обладал тонким чувством юмора, в общении с однокашниками был прост, доступен и раскрепощен. Словом, ничем не напоминал отпрыска главного партийного руководителя своей республики.
Правда, по свидетельству близко знавших Ильхама Алиева в те годы, в нем рано проявились лидерские качества. Шестая школа, в которую он пошел учиться, по праву считалась одной из лучших в городе. В классе он выделялся - отличными показателями в учебе, прекрасным знанием английского языка, которым занимался дополнительно с одним из лучших педагогов-практиков того времени Исмиханом Рагимовым, успехами в спорте.
Любопытный эпизод: всем своим ученикам Исмихан Рагимов давал английские имена или определял их должности в соответствии с особенностями характера и психологии. Так вот Ильхам Алиев в своей группе получил должность «general manager». Удивительная прозорливость! Ибо талант менеджера, то есть руководителя, управленца высокого класса, умеющего правильно формулировать задачу и принимать единственно верное решение, будет впоследствии ощущаться на протяжении всей деятельности Ильхама Алиева.
Всем запомнился его выпускной вечер, на который пришел сам Гейдар Алиев. Он искренне радовался успехам сына, благодарил педагогов и своим вниманием, фантастической простотой и общительностью буквально очаровал всех.
В 1977 году в неполные 16 лет Ильхам Алиев стал студентом МГИМО, за несколько лет постиг многие премудрости дипломатии и политики, обрел в стенах этого прославленного вуза прекрасных друзей. Как и в школьные годы, он был очень скромен, доступен, никогда и ничем не давая другим почувствовать, сколь ответственный пост занимает в Москве его отец.
Собирая материал о периоде учебы и последующей работы будущего президента Азербайджана в МГИМО, я нашла интересные факты в спецвыпуске журнала «Баку», посвященном Ильхаму Алиеву (декабрь 2011 года), а также в репортаже азербайджанского журналиста Бахрама Батыева, опубликованном 23 декабря 2011 года на страницах новостного портала vesti.az («Ильхам Алиев стойко перенес трудные времена» - репортаж из МГИМО). Ниже широко использованы эти источники.
Вот как, к примеру, вспоминала об Ильхаме Алиеве Раиса Васильевна Полевая, один из старейших работников МГИМО. В качестве заведующей отделом периодических изданий библиотеки ей приходилось часто общаться с Ильхамом Гейдаровичем:
«Передо мной прошла целая вереница студентов, среди которых очень много достаточно ярких личностей. Хочу сказать, что в череде ярких личностей Ильхам Гейдарович, которого я знаю еще с конца 1970-х годов, занимает особое место. Это необыкновенный человек. Ильхам Гейдарович настолько доброжелательно относился всегда к студентам, сотрудникам, преподавателям, что нас это даже несколько удивляло. Сами понимаете, вуз наш непростой, здесь учились дети из элитных семей. Ильхам Гейдарович выделялся из всей студенческой массы. Мы познакомились с ним в студенческой библиотеке, где я работала. Все студенты, которые в будущем хотели что-то из себя представлять профессионально, естественно, проводили очень много времени в библиотеке. В том числе и Ильхам Гейдарович.
Больше всего его интересовала иностранная периодика, хранившаяся в бывшем спецфонде МГИМО. Поскольку Ильхам Гейдарович занимался Великобританией, то он читал американские и британские издания. Мы часто общались с ним, ведь он почти каждый день приходил поработать в библиотеке. Читал Ильхам Гейдарович очень много, что в последующем помогло ему защитить диссертацию. Руководителем у него был наш бывший ректор Николай Лебедев. Кстати, Лебедев не у каждого был руководителем, и выбирал он только тех студентов, с которыми интересно было работать в профессиональном плане. Наше знакомство с ним продолжалось и после того как Ильхам Алиев стал работать в местном парткоме.
Прошли годы, но Ильхам Гейдарович менялся лишь в лучшую сторону. К нему можно было зайти и просто попросить совета, так как он никогда никому не отказывал в помощи. Причем не как работник парткома, а просто как человек. Вокруг него сформировалась такая группа людей, которая уважала его именно за личные качества. Вы же знаете, что когда вокруг фамилии Алиев в Политбюро ЦК КПСС образовался вакуум, то Ильхама Гейдаровича это тоже коснулось. Но мы всеми силами поддерживали его в тот нелегкий период. Друзья ведь познаются в беде. Но Ильхам Гейдарович стоически перенес тот период. Надо было видеть, с какой любовью и теплотой он говорил о своем отце. Как сейчас помню его добрую улыбку.
Его преподаватель Наталья Кирилловна Капитонова до сих пор говорит о нем лишь в восторженных тонах. Нам очень приятно, что Ильхам Гейдарович не забывает нас даже сейчас, являясь президентом независимого государства. Посещая в последний раз МГИМО, он попросил позвать меня. То есть человек остался прежним. В наше сложное время это действительно большая редкость - обладать умением располагать к себе и отличаться человеческой скромностью».
Преддипломную практику Ильхам Алиев проходил в Великобритании. Фактически это была первая нетуристическая возможность соприкоснуться с жизнью совершенно другого мира. А заодно и возможность собрать материал для кандидатской диссертации. Не все в ней было гладко с точки зрения официальной советской идеологии: оценки английской внутренней и внешней политики порой отличались от общепринятых. Защита ее в МГИМО не стала простой формальностью: она вызвала настоящие дебаты по поводу концепции автора и ее права на существование. По словам декана факультета международных отношений МГИМО Юрия Булатова, не все профессора были согласны с выводами Ильхама, другие, наоборот, бурно выражали свою солидарность с его точкой зрения. Получилась настоящая творческая дискуссия, из которой молодой аспирант вышел победителем.
Здесь, пожалуй, впервые публично проявилась свойственная Ильхаму Алиеву своеобразная манера ведения дискуссии, которой он будет придерживаться всю последующую жизнь. Он всегда предельно внимательно выслушивает любую точку зрения, формируя в процессе выступления оппонента собственный подход и отношение к существу излагаемых вопросов. Потом в подчеркнуто вежливой и предельно деликатной манере представляет свои аргументы. Чаще всего они бывают настолько обоснованы, что с ним, как правило, вынуждены согласиться.
На страницах журнала «Баку» ректор МГИМО МИД СССР в 1974-1985 годах и одновременно научный руководитель Ильхама Николай Лебедев так вспоминает о своем ученике и аспиранте:
«…Как-то мы разговорились. Я спросил: «Как считаешь, Ильхам, что даст тебе институт?». Он ответил: «Я получу здесь нужные знания, но при этом должен научиться мыслить самостоятельно». Его ответ мне очень понравился, ведь я сам всегда жил по этому принципу и старался привить его студентам…
Надо сказать, что я был не только ректором, но и научным руководителем Алиева. И когда он приступил к работе над кандидатской диссертацией, я убедился: он остался верен идее о том, что человек должен отстаивать собственное мнение. Началось с того, что тему работы он выбрал сам - на мой взгляд, она была бесперспективной: «Либеральная партия Великобритании». Эта маленькая партия проявила себя в первую очередь тем, что играла на разногласиях между основными соперниками - консерваторами и лейбористами. И зачем же писать кандидатскую о таком невнятном явлении? Ильхам сумел убедить меня, что тему менять не стоит: либеральная партия - малоизученный материал, можно написать интересную работу. Затем Алиев отдал мне первый вариант диссертации, а я сделал кое-какие замечания. Другой аспирант сказал бы: «Обязательно исправлю, Николай Иванович!» Были у меня такие, которые готовы были согласиться с научным руководителем, даже если факты подтверждали их правоту. А Ильхам заявил: «Николай Иванович, я должен подумать над вашими замечаниями».
В такой позиции была принципиальность и истинно научный подход. В итоге диссертация у Алиева получилась очень достойной и защитил он ее с блеском. После этого я понял, что у Ильхама большое будущее. Это человек, о котором на Западе говорят selfmademan. Он пробьет себе дорогу в самых тяжелых обстоятельствах.
Мне нравились сдержанность и тактичность Ильхама. Он никогда не перебивал собеседника - со студентом ли он разговаривал, или с преподавателем. И как истинный интернационалист одинаково приветливо общался и с русскими, и с немцами, и с монголами, и с болгарами. С некоторыми дружил. И целенаправленно, упорно шел к своей цели».
Декан факультета международных отношений МГИМО Юрий Алексеевич Булатов вспомнил и об активной общественной работе Ильхама Алиева: «У нас была очень мощная партийная организация на правах райкома партии, и Ильхам Алиев как инструктор парткома возглавлял очень важный участок по работе со студенческими партийными организациями. Хочу сказать, что Ильхам Гейдарович пользовался авторитетом у студентов и у своих коллег. Во-первых, как молодой перспективный преподаватель. Во-вторых, как вожак студенческой молодежи. Его подготовка, его отношение к людям, стремление вникать в существо проблемы и не только сигнализировать о ней, но и предлагать свои варианты ее решения, причем нестандартные, мы использовали в своей работе. И потому для нас совершенно не удивительно, что сейчас именно Ильхам Алиев находится на самом высоком посту в суверенном Азербайджане».
***
Ранее уже говорилось, что летние каникулы Ильхам Алиев - студент, как правило, проводил в Баку, вместе с родителями. Вот как вспоминал об этих своеобразных каникулах Александр Иванов, ныне директор агентства «Интерфакс-Азербайджан», а тогда сотрудник охраны первого секретаря ЦК КП Азербайджана:
«Я познакомился с Ильхамом Алиевым в 1978 году. Узнал его как человека незаурядных способностей: за какое бы дело он ни взялся, всегда доводит его до конца.
Когда во время летних каникул все учащиеся отдыхали, Ильхам Алиев, возвращаясь в Баку после сессий, не только не отдыхал, а наоборот: в 17-18 лет он вместе со своим отцом разъезжал по районам и городам, принимая участие во всех плановых мероприятиях Гейдара Алиева. И если учесть, что рабочий режим Гейдара Алиева начинался с 7 утра и продолжался до поздней ночи, то можно представить, насколько Ильхам Алиев выкладывался».
Конечно, во время этих поездок Гейдар Алиев преподносил сыну нескончаемые мастер-классы государственного управления, делился опытом общения с самыми разными слоями общества. Конечно, весь этот опыт впоследствии пригодился будущему президенту. Думаю, что Гейдар Алиев держал своего сына в постоянном поле притяжения и по другой причине: он безумно любил Ильхама и отчаянно по нему скучал. Особенно когда тот уехал учиться в Москву. Поэтому драгоценные летние месяцы они всегда проводили вместе. Вообще, как мне кажется, между отцом и сыном существовала очень сильная внутренняя связь. Если Гейдару Алиеву иногда и изменяла его железная выдержка, то только в критические минуты, когда его близким угрожала реальная опасность».
Об одном таком эпизоде, где ярко проявился характер молодого Алиева, вспомнил в разговоре со мной Александр Иванов, с 1982 по 1987 год возглавлявший личную охрану члена Политбюро ЦК КПСС Гейдара Алиева.
Переехав на работу в Москву, Гейдар Алиев старался летний отдых совместить с поездкой в Азербайджан. Размещались с семьей в Загульбе, в том самом деревянном коттедже номер 5, в котором он жил, будучи 1-м секретарем ЦК. Даже став членом Политбюро и занимая один из высших государственных постов в СССР, он не соглашался поселиться в Доме гостей, который сам же и выстроил незадолго до своего переезда в столицу. Удивительная щепетильность!
«Гейдар Алиевич обожал плавание и плавал так, что за ним никто угнаться не мог, - вспоминает А.Иванов. - Кямран Багиров (преемник Гейдара Алиева на посту 1-го секретаря ЦК КП Азербайджана) предпочитал плаванию теннисный корт, а уж если плавать, то на катере. Когда в Баку в первый раз приехали, в Загульбе катера появились. При Гейдаре Алиевиче таких излишеств не было».
Итак, первый секретарь ЦК предложил Гейдару Алиеву прокатиться на катере. Катер небольшой, прогулочный. Поднялись они на него вдвоем, следом - телохранитель. Багиров говорит: «Саша, может, не надо? Мы как-нибудь сами». «Не положено», - ответил Иванов и взобрался на катер. Гейдар Алиев улыбнулся, знал, что переубеждать начальника охраны бесполезно - инструкция! Поплыли они вдоль берега к Дому отдыха МВД. А Гейдар Алиев возьми да скажи: «Махнем в пансионат КГБ, я давно там не был». Погода хорошая, народу на берегу полно: загорают, купаются!
Гейдар Алиев с Багировым спрыгнули с катера в воду и поплыли к берегу. Отдыхающие узнали их, поднялся шум, переполох. Весь пляж сбежался! Еще то зрелище: член Политбюро и 1-й секретарь ЦК в одних плавках! Гейдар Алиев со всеми здоровается, шутит, многих чекистов сразу вспомнил. Директор дома отдыха Халилов на своей «Волге» тоже к берегу подкатил. В общем, пообщался Гейдар Алиев с народом, порасспросил, кто как живет. Пора возвращаться. Подплыли они к катеру, а он не заводится. Что делать? «Волга» Халилова пока на берегу стоит. Решили в обход к даче добираться.
«Мокрые, в плавках, садимся в машину, - улыбается Александр Алексеевич. - Они вдвоем сзади, я - рядом с водителем. Подъезжаем к «первой» даче, шофер сигналит. А там ворота закрыты, охрана-то знает, что Алиев на берегу с Багировым… Продолжаем сигналить. Выходит милиционер, рукой машет, нельзя, дескать. Потом разглядел меня на переднем сидении в плавках, растерялся. Я ему говорю: «Двери открывай скорее». Гейдар Алиевич смеется. Тут погода начала портиться. На берегу «первой» дачи народ собрался. Мы возили из Москвы в Баку свои машины и брали московских водителей. Гляжу, стоят на берегу наши водители, заместитель мой - Виктор Иванович Немушков, а также Юра Камаев (Юрий Петрович Камаев - многолетний помощник Гейдара Алиева, заведовавший всеми хозяйственными делами в его резиденциях). Все стоят и смотрят в море. Гейдар Алиевич шепчет: «Тихо, сейчас подъедем, для них сюрпризом будет». Они оборачиваются нам навстречу, и мы видим, что на лицах тревога. «Что случилось?». Отвечают: «Ильхам за вами отправился».
И вот тогда я впервые в жизни услышал, как Гейдар Алиевич выругался. Оказывается, Ильхам лодку вызвал из соседнего турлагеря «Гянджлик», какую-то плоскодонку, и поплыл за нами. А погода-то испортилась. Плоскодонка легко может перевернуться, с Каспием, сами знаете, шутки плохи. Гейдар Алиевич на Юру Камаева напустился, я тоже своих ругаю, как могли парня одного отпустить. Гейдар Алиевич спрашивает у меня: «Что делать?». Я говорю: «Сейчас машину в Загульбу загоню, и кого-нибудь пошлем искать». Вдруг слышим, катер тарахтит, кто-то из отдыхающих сумел его завести. И на нем Ильхам возвращается».
Так что азарта, рисковости и просто чисто мужской смелости Алиеву-младшему было не занимать. В связи с этим вспоминается эпизод, когда Ильхам Алиев, уже в качестве президента страны, принимал руководителей погранслужб стран СНГ. В это время на Каспии произошло довольно сильное землетрясение. Затрясло и резиденцию, где проводились переговоры. Когда толчки повторились несколько раз, гости стали растерянно озираться, по всей видимости, ожидая команды «на выход». Ильхам Алиев с улыбкой наблюдал за состоянием своих визави, а потом своеобразно «успокоил» их: «Наверное, в море тряхнуло… Такое бывает у нас время от времени, но это не должно отвлекать нас от работы…» И как ни в чем не бывало продолжил свою речь. Видеоролик с этого заседания, запущенный тогда в YouTube, собрал сотни тысяч просмотров. А я и все мои соотечественники испытали чувство гордости за своего президента, у которого такие железные нервы.
Продолжение следует
Эльмира АХУНДОВА,
депутат Милли Меджлиса,
заслуженный журналист
Азербайджана
banner

Советуем почитать