• пятница, 29 Марта, 18:42
  • Baku Баку 14°C

Цивильный налог

23 декабря 2016 | 15:16
Цивильный налог

Главное налоговое ведомство Азербайджана, призванное в следующем году обеспечить более половины планируемых поступлений государственного бюджета, осваивает новые сферы налогообложения.
Возможность применения единого налога на добавленную стоимость (НДС в размере 18%) к торговле в интернете рассматривалась и раньше, но в этом году идея обрела четкие контуры. Соответствующий пункт предусмотрен в поправках в Налоговый кодекс и закон «Об электронной торговле», принятых в минувшую пятницу на пленарном заседании Милли Меджлиса.
На рассмотрение парламентариев
Как сообщается на официальном сайте Министерства налогов, пока речь идет о банковских нерезидентах - иностранцах либо гражданах страны, проживающих за рубежом более полугода на постоянной основе. То есть при платежах, осуществляемых физическими лицами, не состоящими на налоговом учете в Азербайджане, местный банк либо здешний филиал зарубежного банка или национальный почтовый оператор должны начислять НДС на сумму, которая должна быть перечислена нерезиденту. Эти деньги будут удерживаться с покупателя и перечисляться в госбюджет. В министерстве считают, что эти поправки позволят устранить дискриминацию между местными и зарубежными участниками электронной торговли.
По мнению директора юридической фирмы IJS Law Firm, члена Коллегии адвокатов АР Акрама Гасанова, главное фискальное ведомство понять можно, потому что оно пытается выполнить возложенные на него обязательства и пополнить государственную казну. «Однако, согласно законодательству, НДС платит продавец, и, скорее всего, этот элемент уже включен в стоимость товара, когда мы покупаем его онлайн. Просто налог платит продавец в стране, где он зарегистрирован. Если введут такой закон у нас, то это будет означать, что мы платим этот налог дважды. Уж если так не хватает этого налога, то государство либо должно обязать продавца перечислить его в казну, или, если взимает его с нас, обязать продавца возвращать тот налог, что мы ему уже уплатили», - пояснил эксперт.
Тем временем защитники налоговых поправок ссылаются на объективность решения по принципу: почему местный производитель должен облагаться налогом, а иностранный нет? «Это возражение заслуживает внимания, однако всему свое время. Нам бы сперва развить эту сферу широко, привить населению культуру безналичных расчетов и т.п., а уж потом облагать, когда привыкнут так, что и не заметят налога. Но сейчас, боюсь, объем интернет-покупок резко упадет. К тому же, мы ведь еще и не развили собственное производство, чтобы говорить о помощи местным производителям, конкуренции и т.п. Следовательно, производителям местным не помогли, а потребителя местного ограничили. Доходы людей и без того падают, манат дешевеет, покупки за рубежом в инвалюте все равно обходятся все дороже и дороже, а тут еще НДС будет. Таким ходом интернет-закупки просто сократятся», - уверен специалист.
Нагрузка на конечных плательщиков
Отвечая на этот вопрос корреспонденту газеты «Каспiй», юрист Эльдар Меджидов аргументировал решение переложить НДС на покупателя тем, что потребители являются конечными плательщиками налога на добавленную стоимость. «Покупатель является конечным плательщиком НДС вне зависимости от размера этого налога, - сказал наш собеседник. - В нашей стране сумма этого налога не дифференцирована и составляет 18%. Это значит, что в итоге покупатель оплачивает часть налога в конечной стоимости продукции, и если завтра правительство отменит НДС, почти все товары, включающие эту сумму, станут дешевле», - уточнил Э.Меджидов. Все начинается с того, что коммерческие объекты пытаются компенсировать собственные траты, взвинчивая цены на продукцию. В итоге сумма налога заложена в цене товара, а бремя НДС ложится на покупателя - потребитель выплачивает его из собственного кармана. При таком стечении обстоятельств своеобразный подход налогового ведомства не таит в себе ничего предосудительного и уж тем более не нарушает потребительских прав.
В результате применения НДС конечный потребитель товара, работы или услуги уплачивает продавцу налог со всей стоимости приобретаемого им блага. Однако в бюджет эта сумма начинает поступать ранее конечной реализации, так как налог со своей части стоимости, «добавленной» к стоимости приобретенных сырья, работ и (или) услуг, необходимых для производства, уплачивает в бюджет каждый, кто участвует в производстве товара, работы или услуги на различных стадиях. Вопрос, кто платит НДС - продавец или покупатель, всегда интересует участников сделки, облагаемой этим налогом. Вопрос в определенной мере философский. Ведь в общем случае продавец предъявляет НДС своему покупателю, и покупатель, оплачивая покупку, перечисляет продавцу стоимость товаров, работ или услуг, включающую в себя налог. После этого продавец перечисляет сумму НДС в бюджет. То есть бремя самого НДС фактически лежит на плечах покупателя. В то время, как непосредственно в бюджет этот налог уплачивает продавец.
Не изобретая велосипед
Если отойти от философских рассуждений, то уплата данного налога - в первую очередь обязанность плательщиков НДС. «Такого рода государственные сборы есть практически во всех государствах. Ставка НДС находится примерно в пределах 20%, причем в одних странах она может быть выше, в других ниже. В Азербайджане она находится на уровне 18%. Этот налог взимается за то, что предприниматель, получая добавленную стоимость, должен поделиться с государством», - отметил Э.Меджидов.
В бюджет идут многие налоги, и все они имеют разную базу для налогообложения: это и прибыль, и доходы с физических лиц, т.е. нас с вами, и НДС, и акцизы, и прочее. Из этих налогов и складывается доходная часть «народного кошелька», идущая на развитие экономики, дотации, субсидии, ликвидацию катастроф, строительство олимпийских объектов, армию и социальные нужды.
Надо отметить, что наш бюджет «похудел» в результате девальвации. Он предполагает получение доходов на 15,955 млрд манатов, а на расходы выделяется сумма до 16,6 млрд манатов. Даже поверхностного взгляда достаточно, чтобы заметить, что он не из лучших за последние годы. Для сравнения достаточно привести показатели госбюджета-2013, когда доходы госбюджета составили 19,494 млрд манатов, а расходы 19,112 млрд манатов. В долларовом же выражении доходная часть госбюджета 2013-го составила $25 млрд, то есть комментарии, как говорится, излишни, а бюджет пополнять надо хотя бы во исполнение социальных программ, которые неизменно реализуются правительством в полной мере.
Другая причина решения обложить налогом на добавленную стоимость торговлю в интернете диктуется защитой интересов местных предпринимателей. Министерство налогов полагает, что негативное влияние на развитие сектора е-торговли налогообложение не окажет, а доходы от предпринимательской деятельности вне зависимости от вида должны облагаться налогом. Вообще-то, как показывает мировой опыт, в долгосрочной перспективе освобождение от налогов какого-либо сектора не может быть фактором, способствующим его развитию. Следует ли понимать, что стремление главного фискального органа обложить 18-процентным налогом сегмент электронной торговли направлен на развитие этой сферы?
Уравновесив конкуренцию
По мнению Э.Меджидова, скорее всего, это решение диктуется целью уравновесить конкуренцию между товарами, физически ввозимыми в страну в рамках внешнего товарооборота, и продукцией, пересекающей границу посредством заказов через интернет. Таким образом, в целях установления эффективного налогового контроля над сферой электронной коммерции прорабатывается механизм учета движения денег в е-торговле. Специалистами Министерства налогов ведется серьезная работа над созданием эффективного механизма привлечения к налогообложению электронной коммерции.
Соответствующая задача указана в распоряжении Президента Азербайджана Ильхама Алиева «Об утверждении направлений реформ в налоговой сфере в 2016 году и усовершенствовании налогового администрирования». Для того чтобы установить налоговый контроль над электронной торговлей, в первую очередь все интернет-ресурсы страны, созданные в коммерческих целях, должны быть поставлены на учет и их доходы должны декларироваться. По мнению налогового ведомства, «виртуальные деньги», используемые в электронной коммерции, усложняют налоговый контроль в этой сфере. Кроме того, такие операции являются транснациональными, что создает дополнительные проблемы для налогового контроля.
«Опыт показывает, что во многих случаях главная проблема налоговых органов заключается в том, что продавец и покупатель являются резидентами разных стран, а сервер находится на территории совершенно другого государства», - говорится в сообщении Минналогов.
Международные организации неизменно отмечают, что Азербайджан обладает наибольшим в регионе потенциалом для привлечения электронной торговли к налогообложению с учетом роста числа интернет-пользователей и объемов электронной торговли, а также мер, принятых для стимулирования безналичных расчетов. В последние годы в республике наблюдается рост масштабов экономической деятельности, связанной с электронной торговлей, за счет рекламы в соцсетях или на интернет-сайтах внутри страны. С учетом более низких расходов продукция е-торговли предлагается по более низкой цене. Учет налогоплательщиков, занятых электронной торговлей, окажет положительное влияние на процесс защиты прав потребителей, создав условия для регулирования отношений между продавцом и покупателем.
Тамара ХАЙРУЛИНА
banner

Советуем почитать