• пятница, 29 Марта, 08:39
  • Baku Баку 5°C

Гарантийная «тройка»

22 декабря 2016 | 10:17
Гарантийная «тройка»

ПОЗИЦИЯ
Россия, Турция и Иран намерены стать всеобъемлющим гарантом замирения между официальным Дамаском и сирийской оппозицией. Во всяком случае, так говорится в совместном заявлении министров иностранных дел трех стран, согласованных накануне в Москве.
В этом ключе естественными выглядят также консультации министров обороны, судя по настрою которых, решимости им не занимать. На Ближнем Востоке все переплелось настолько, что вряд ли трем сторонам удастся гарантировать мир, однако поверим на слово, тем более что политический вес Турции в арабском мире нарастает на фоне падения англосаксонского статуса.
Реанимируя процесс
Итак, упомянутые внешнеполитические ведомства договорились реанимировать замерший было политический процесс с целью прекращения сирийского конфликта в рамках суверенитета, единства и территориальной целостности этой страны, а также выразили готовность способствовать соглашению правительства Сирии и оппозиции. В их планы входит также совместная борьба с так называемым «Исламским государством» (ИГ) и «Джабхат Фатх аш-Шам», отмежевав от них местные группировки вооруженной оппозиции.
Примерно с такими заявлениями выступали раньше политики в рамках различных форматов, но все прежние попытки договориться о совместных действиях, предпринятые США или их партнерами, были обречены на провал, поскольку никто из них не обладал реальным влиянием на ситуацию «на земле».
По словам министра обороны РФ Сергея Шойгу, вооруженным силам России и Турции «общими усилиями» удалось отделить террористов от умеренной оппозиции в Алеппо без участия заокеанской державы. «Мы выполнили ту работу, которую нам долгие месяцы обещали выполнить наши коллеги из США - отделить умеренную оппозицию от боевиков, от террористов», - внес ясность в вопрос высокопоставленный чиновник.
Против кого дружим?
Однако, несмотря на бодрые заявления, трудно рассчитывать, что позиции Ирана, России и Турции сблизились настолько, что их сотрудничество будет не ситуативным, а долговременным. Главным достижением тройки явилось создание до формального прихода 20 января Дональда Трампа к правлению Белым домом искомого формата, способного оказывать влияние на события в Сирии, выстроить позиционную расстановку, чтобы поставить Вашингтон перед свершившимся фактом, и вообще устранить его влияние в полыхающей огнем стране. С этой целью главы внешнеполитических ведомств трех стран договорились обеспечить дипломатическую поддержку прекращения огня в Сирии с оговоркой, что этот режим не будет распространяться на террористические группировки ИГ и «Джабхат Фатх аш-Шам».
Впрочем, стороны объединяет еще один «момент» - все они в последнее время дружно выступают за сохранение территориальной целостности Сирии, поливая водой мельницу действующего правительства. А патриотично настроенная оппозиция тоже не желает раздела страны и хочет ее сохранить в целости, но навязчиво требует ухода действующего президента, чья власть распространяется лишь на несколько населенных пунктов. Потому, по всей вероятности, обсуждаемый «тройкой» план урегулирования в общих чертах должен соответствовать резолюции 2254 Совбеза ООН, принятой в начале этого года. А это означает необходимость проведения новых выборов в Сирии. Какими они будут: президентские или парламентские, или и те и другие одновременно, будет определяться в ходе контактов сторон. Но при этом ранние цели участников московской встречи тоже никуда не делись.
Так, цели Анкары по-прежнему: установление своего протектората над северо-западом Сирии, чтобы не допустить создания курдского образования и, наконец, программа максимум - покончить с режимом Башара Асада. Но это не в интересах Москвы и Тегерана, так как они в таком случае должны будут смириться с появлением квази-государства (наподобие иракского Курдистана), которое будет находиться в резкой конфронтации с Дамаском. Но и это частности.
Судя по всему, сторонам все же удалось достичь некоторого взаимопонимания. По-видимому, речь идет о том, что Анкара согласилась с тем, что требовать ухода Асада в качестве предварительного условия переговоров - значит остановить дипломатический процесс. Нужно хотя бы вновь усадить за стол переговоров представителей оппозиции и Асада. Именно это и есть главная задача на ближайшее время.
России и Ирану, наоборот, нужно, чтобы если не лично Асад, то, по крайней мере, дамаскский режим оставался в относительной сохранности. Первая хочет контролировать объекты военной инфраструктуры, в частности военно-морскую базу в Тартусе и, возможно, авиабазу в Хмеймим, Ирану же необходим выход на Ливан, на «Хизбаллах».
Не без горькой пилюли
Кстати, в ходе переговоров глава турецкого МИД Мевлют Чавушоглу не преминул отпустить иранскому коллеге Джаваду Зарифу «купоросную пилюлю», поставив «Хизбаллах» на один уровень с террористическими движениями и потребовав прекратить какую-либо поддержку в Сирии.
«Сегодня мы говорим о прекращении огня и о том, что оно должно распространяться на всю страну, но мы не считаем, что этот режим будет распространяться исключительно на такие террористические организации, как «Джебхат ан-Нусра» и ИГ. Сюда же входит, например, «Хизбаллах», поддерживать которое преступно», - предельно ясно заявил он.
Все это говорит о шаткости ситуации, но, так или иначе, стороны, похоже, договорились о проведении условных границ, которые, возможно, потом станут реальными.
Впрочем, даже если Турция, Россия и Иран сейчас договорятся, подпишут соглашение, то рассчитывать на то, что кризис в Сирии скоро прекратится, не приходится. Для этого потребуется время и усилия, да и то, если «тройка» будет учитывать интересы других игроков в регионе: в частности, Саудовской Аравии и Катара. При таком раскладе в более или менее обозримой перспективе может наступить стабилизация обстановки. На несколько лет конфликт может быть заморожен, при этом время от времени будут происходить инциденты, поскольку полностью контролировать ситуацию сегодня не может ни одна из стран.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать