• пятница, 29 Марта, 14:30
  • Baku Баку 14°C

Плата за принципиальность,

21 декабря 2016 | 13:23
Плата за принципиальность,

МНЕНИЕ
Украина назвала условия, при которых она может возобновить импорт газа напрямую из России. В этой связи редакция газеты «Каспiй» обратилась к российскому эксперту в области внешней политики, обороны и безопасности Григорию Трофимчуку с просьбой прокомментировать ситуацию и ответить на вопросы редакции.
- Что означает для Украины разрешение «Газпрому» увеличить прокачку газа через трубопровод Opal?
- Для Украины это означает, что она все сильнее привязывается к реверсным поставкам газа из Евросоюза, так как отрезок OPAL - это практически прямая газовая ветка из России в Германию. Причем углубление зависимости Украины от Запада в этом стратегическом вопросе позволит со временем диктовать Киеву любые цены и условия. Видимо, основной диктат будет идти со стороны Берлина, для этого и обсуждалась возможность увеличения объемов прокачки сырья по данной ветке. Тем более что и кредиты на покупку этого реверсного газа на Украину тоже идут с той, западной стороны. Но в данный момент Украина предпочитает не думать о плохом. Она воодушевлена процессом полного обрыва российских «шлангов» и выходом на «сырьевую независимость от Москвы».
- Почему данное решение создает угрозу для энергетической безопасности стран Центральной и Восточной Европы? В чем опасность?
- Угроза энергетической безопасности для стран этой зоны идет от того, что они попадают в зависимость от решений, принимаемых на этот счет в Вашингтоне, а также узкой группой членов «старой Европы». К их мнению внутри ЕС мало кто прислушивается, поэтому и они тоже получат проблемы с поставками сырья, так как энергетическая политика ЕС мешает им получать дешевое сырье из России, как это было всегда. Искусственные барьеры в этой сфере в итоге приведут к хаотизации, ненужному усложнению всей трубопроводной системы и, соответственно, росту дестабилизации в экономике и социальной сфере. Восточные европейцы об этом не любят говорить вслух, но отдают себе отчет в том, что лет тридцать назад они вообще не осознавали, что дармовой советский газ или бензин может когда-то стать недоступным товаром. А если еще и новая администрация США ужесточит свою политику в отношении «бездельников» из Евросоюза, то здесь возникнут проблемы по всем направлениям, включая регулярное снабжение этого континента сырьем.
- Каковы последствия реализации «Северного потока 2», и «Турецкого потока» для Украины?
- Если эти проекты будут реализованы в полном объеме, Украина по факту будет отрезана от всех поставок из России. Сама Россия этого, в принципе, и не скрывает, открыто говоря о своих планах. Как только указанные трубы будут запущены в работу, цена реверсного газа из Европы вырастет для Украины минимум в два-три раза. Благотворительность на Западе - это только для красивых журналов, в жизни все гораздо сложнее. Киев не раз заявлял о небывалых украинских месторождениях сырья. Поэтому скоро придется ориентироваться только на них, вне зависимости от того, есть ли там что-то на самом деле.
- Сумма взаимных исков между Москвой и Киевом астрономическая. Смогут ли стороны прийти к соглашению в этом вопросе?
- Теоретически, да. В постсоветской истории есть много примеров с гораздо более серьезной задолженностью одних стран другим, тем не менее практическое решение по этим проблемам так или иначе было найдено - вплоть до полного списания сумм. В случае с Украиной может быть найден какой-то баланс между экономическими и политическими проблемами, который позволит снизить имеющиеся долги. Понятно, что сегодня в наличии имеются неизвлекаемые «мины», такие как Крым и Донбасс, что не позволяет вести обычные диалоги по экономике. Тем не менее при большом желании выход можно найти и отсюда. Может быть, не сегодня, при действующих властях. Но завтра возможно все.
- Какие вопросы следует отрегулировать Украине с «Газпромом», чтобы покупать газ у России?
- Представители «Газпрома» об этом говорили не раз: это возврат долгов, которые выражаются в абсолютно точной цифре. После этого следуют договоренности о новых поставках по новой согласованной цене. Эта цена не может быть высокой, так как «Газпрому», безусловно, выгодно заново привлечь Украину к долгосрочному сотрудничеству. Технических проблем здесь нет никаких. Но Украина на это не пойдет в силу чисто политических соображений. Во всяком случае, пока, так как Киев еще должен будет прояснить для себя позицию новой администрации США.
- Несмотря на попытки Польши заблокировать проект «Северного потока-2» и активные протесты со стороны Украины, в Европе ищут обходные пути для финансирования строительства газопровода. Что вы можете сказать по этому поводу?
- Европе, в целом, хотелось бы одновременно иметь и российский газ, и диктовать России свои условия, в том числе в политической сфере. Но так не бывает. Надо иметь в виду и то, что Европа находится под регулярным давлением со стороны США, а также в котле круглосуточных антироссийских призывов со стороны таких стран, как Украина. Поэтому «старая Европа» все время пытается найти какие-то тихие, обходные варианты по взаимодействию с Россией и получению собственной прибыли. Речь, прежде всего, идет о Берлине, который негласно доминирует над всем ЕС, тем более после того, как фактически отдалился Лондон и временно ослабли Париж с Римом.
Отсюда исходят и попытки Германии сосредоточить в своих руках все жизненно важные системы, значительную часть европейской инфраструктуры, чтобы потом диктовать свои условия уже не России, а Польше и остальным своим соседям. И, надо сказать, Германия уже близка к своей цели, если, конечно, ей не помешает все та же непредсказуемая ситуация с новой американской администрацией. Но надо иметь в виду и европейские факторы по противодействию Берлину, если он получит возможность реализовать свои цели. Например, против него могут возникнуть такие экзотичные, как кажется на первый взгляд, союзы, как Польша-Украина.
- Может ли Украина остаться вообще без транзита?
- Это вполне возможно. Украине надо быть хитрее и заранее диверсифицировать поставки сырья из-за рубежа. Если она будет завязана только на Запад, то из этой энергетической западни ей уже не выбраться. Запад - это не старый добрый и уже давно мертвый СССР, который многое делал за просто так, что бы сегодня ни говорили о тех временах.
Тамилла НУРИЕВА
banner

Советуем почитать