• пятница, 19 Апреля, 10:05
  • Baku Баку 13°C

Грызня за кормушку

20 декабря 2016 | 13:10
Грызня за кормушку

ПОЛИТИКА
«Хоть раз надо объединиться, встать плечом к плечу и не допустить, чтобы результаты выборов были фальсифицированы». «Единство необходимо нам, как вода и кислород». Автор этих пылких заявлений - бывший начальник управления по реализации уголовных наказаний Мушег Сагателян, прозванный в народе «костоломом».
Цитаты позаимствованы из его недавнего интервью одной из газет, в котором бывший начальник колоний поделился мыслями о демократии и народном единстве (?!).
Человек, который ныне ратует за демократию и народное единство, получил прозвище «костолом» за жестокую расправу над представителями оппозиции 90-х. Той самой, оппозицией, которая протестовала против тотальной фальсификации результатов парламентских выборов и референдума по принятию Конституции в 1995 году и против официальных итогов президентских выборов в 1996-м. Тогда кандидат объединенной оппозиции Вазген Манукян де-факто одержал победу, но де-юре эту победу удержать не удалось: против танков на улицах нет приема, особенно в том случае, когда попытка протеста заканчивается избиением депутатов от оппозиции в зале пленарных заседаний парламента и это избиение транслируется в прямом телевизионном эфире для устрашения недовольных.
События 25-26 сентября 1996 года многие уже не помнят, как не помнят «подвиги» Сагателяна на допросах оппозиционных деятелей, эксперименты Гранта Багратяна с отечественной экономикой и многое из того, что следовало бы помнить сегодня, когда до парламентских выборов в Армении остались считанные месяцы.
О бедственном положении армянской оппозиции сегодня говорят и пишут все, кому не лень. Положение у оппозиции действительно катастрофическое. «Вы разрушили отечественную оппозицию и заняты тем, что выращиваете ложную оппозицию!» - заявил, обращаясь к председателю парламента Галусту Саакяну руководитель фракции АНК Левон Зурабян.
И он прав. Однако, думается, что оппозиция должна состояться как дееспособный и влиятельный политический институт не благодаря горячей заботе, а вопреки желанию властей. Тем более власти такой бездарной, во главе которой стоят Саргсян и его ватага. Армянская оппозиция сама утеряла свои позиции. Возьмем, к примеру, Армянский национальный конгресс (АНК). Некогда влиятельное всенародное движение, ее лидер Левон Тер-Петросян превратил в партию. А потом, в погоне за наживой, сделал свою политическую структуру прицепом ППА («Процветающая Армения») Гагика Царукяна. Или что помешало оппозиции объединиться и совместно пойти на выборы в Гюмри и Ванадзоре?
В армянском политическом истеблишменте есть свои особенности. Редко в какой стране встретишь оппозиционное политическое поле, наполовину оккупированное бывшими должностными лицами. Судите сами: в весенних выборах примут участие три бывших министра иностранных дел, причем двое в качестве партийных лидеров - Раффи Ованнисян («Наследие») и Вардан Осканян («Консолидация»), Александр Арзуманян - в качестве члена руководящего органа АОД (Армянское общенациональное движение).
Кроме того, в предстоящих выборах примут участие два экс-премьера - Грант Багратян («Свобода») и Арам Саркисян («Республика»). Экс-президент Левон Тер-Петросян возглавляет партию АНК, в одноименной парламентской фракции восседает бывший военный прокурор Гагик Джангирян. Ну а партию «Армянское возрождение» поведет на выборы экс-секретарь Совбеза Артур Багдасарян. Список бывших депутатов, министров, мэров и прочих должностных лиц можно продолжить, поскольку в Армении нет традиции цивилизованного ухода из действующей политики.
Возможно, это и есть ответ на вопрос, почему армянская оппозиция не может прийти к власти. Дело в том, что это вовсе не оппозиция, а бывшие высокопоставленные должностные лица, которые стосковались по сытой жизни, а потому жаждут вернуться к кормушке и, чтобы ускорить процесс, критикуют власть и называют себя оппозицией. А ведь народ помнит их «подвиги» на руководящих постах, потому и не голосует за возвращение к прошлому.
Результаты последних соцопросов в Армении показали, что большая часть населения считает оппозицией главным образом новые партии «Гражданский договор» и «Лусавор Айастан». И хотя лидер первой из них Сасун Микаэлян был когда-то мэром Раздана и депутатом парламента, однако в народной памяти оставил след как участник войны в Арцахе, полевой командир. К тому же неформальным лидером партии, как известно, считается Никол Пашинян. Доверие к нему простые люди испытывают не потому, что он - самостоятельная политическая фигура.
Все прекрасно знают, что его покровителем является главный эмиссар Кремля владелец «Электросети Армении» Самвел Карапетян. Но простые армяне выбирают из двух зол меньшее: возненавидя карабахский клан, они обратили свои взоры на группировки, контролируемые Москвой. Благодаря чему в стране может установиться хоть какая-та стабильность.
Вышеуказанные партии объявили о предварительной договоренности пойти на выборы в 2017 году в альянсе с партией «Республика». Не исключено, что к ним примкнет и «Наследие» Раффи Ованнисяна. В этом случае руководство предвыборного альянса будет состоять наполовину из партий бывших должностных лиц (экс-премьера Арама Саркисяна и экс-министра иностранных дел Раффи Ованнисяна) и наполовину из партий-новичков.
Разумеется, новизна не есть гарантия победы на выборах, но избиратели, скорее, проголосуют за новичков, нежели за тех, кому уже давно пора очистить оппозиционное поле и заняться чем-нибудь другим, потому что партий с нулевым рейтингом в Армении пруд пруди.
Политизированная общественность давно уже стосковалась по новым политикам, по «свежим мыслям». Народ желает видеть в лагере оппозиции новые лица, слышать созвучные времени идеи и программы. Однако в лагере бывших должностных лиц, которые действуют под вывеской оппозиции, нет людей, способных предложить подобные идеи.
Фуад ПАШАБЕЙЛИ
banner

Советуем почитать