• пятница, 29 Марта, 10:24
  • Baku Баку 5°C

Ваагн Карапетян: «Рано или поздно Азербайджан восстановит контроль над Карабахом»

19 декабря 2016 | 19:22
Ваагн Карапетян: «Рано или поздно Азербайджан восстановит контроль над Карабахом»

Сегодняшний гость haqqin.az — известный советский писатель, а ныне главный редактор альманаха «Литературная Канада», член Союза армянских писателей, член Союза писателей Англии, член Союза журналистов Украины, автор тринадцати книг Ваагн Карапетян.
Имя Ваагна Карапетяна упоминалось в международной, советской и постсоветской периодике более чем в 100 газетах и журналах. Он основатель более десятка общественных и профсоюзных организаций, первый председатель Федерации независимых профсоюзов Армении, первый председатель Союза русскоязычных писателей Великобритании «Русский Альбион», первый председатель литературно-творческого объединения «Кленовый лист» (Канада) и др.
Ваагн Карапетян поддержал мирные усилия азербайджанского гражданского общества, направленные на активизацию народной дипломатии и устремления Азербайджана заключить с Арменией компромиссный мир в рамках территориальной целостности Азербайджана.
Представляем вашему вниманию беседу с Ваагном Карапетяном.
— Некоторое время назад в Баку состоялась конференция с участием армянских и азербайджанских гражданских активистов. Участники приняли Бакинскую декларацию по созданию армяно-азербайджанской миротворческой платформы. Готовы ли вы присоединиться к усилиям гражданского общества по активизации мирного урегулирования проблемы? Как относитесь к этой инициативе?

— Естественно, положительно. Практика показывает, что неправительственные, общественные организации чаще добиваются успеха там, где власти не могут договориться. Я убежден в правильности этого решения.
Остается пожелать армяно-азербайджанской миротворческой платформе зеленой дороги, чтобы как можно больше граждан конфликтующих сторон влились в ряды этой благородной инициативы. Уверен, многие мои, во всяком случае, здравомыслящие соотечественники не останутся по ту сторону баррикад и примкнут к этому движению. В свою очередь хочу выразить благодарность азербайджанским активистам за то, что именно они стали инициаторами этого благого начинания.
— В Азербайджане, да и в некоторых кругах самой Армении убеждены, что нынешняя власть в Армении не готова и всячески торпедирует усилия для мирного решения карабахской проблемы. Как вы думаете, почему власти в Армении не заинтересованы в окончательном решении проблемы?
— Ответ и простой, и сложный. Начнем с того, что у власти в Армении находятся чужие люди, в прямом смысле этого слова, и они, умело манипулируя общественным сознанием, в открытую грабят местное население. Чтобы удержаться у власти, прикрываются проблемой Карабаха как щитом.
Отвлекая население от насущных проблем, от ужасающей нищеты высокопарными заявлениями о единстве армянского и карабахского населения, высасывают последние соки и с тех, и с этих. Ни для кого не является секретом, что поток уезжающих и из Армении, и из Карабаха принимает угрожающие размеры, но это нисколько не волнует власть предержащих, прихлебателей, скопившихся у трона. Понимая, что их век не долог, они лихорадочно занимаются обогащением, без стеснения, в неприкрытой форме.
— Одним из главных тезисов политического дуэта Кочарян-Саргсян является тезис о генетической несовместимости армян и азербайджанцев. Дескать, эти народы не смогут жить вместе. Чем обусловлена эта убежденность?
— Данное утверждение — абсолютная ложь. Даже если изначально у нас были разные корни, то совместное проживание на одной территории порядка двух тысяч лет не могло не сказаться на этносе каждого народа. Уверен, в каждом армянине есть капля азербайджанской крови и в каждом азербайджанце — армянской. Нас объединяет гораздо большее, чем разъединяет. Это быт, культура, музыка, кухня — список можно бесконечно продолжать.
Я бы сказал, мы не просто братья, а братья-близнецы. Мы ведь помним те времена, когда жили душа в душу. Не было армян и азербайджанцев, были плохие и хорошие. Месяц назад скончался мой одноклассник Гамза Мирзаев, мы называли его совестью нашего класса, он пользовался непререкаемым авторитетом. Для нас это большая, очень большая потеря. Вместе с нашим классом скорбела вся школа. И никто из нас никогда не задумывался о том, кем был по национальности наш дорогой Гемик.
А что касается Кочаряна с Саргсяном, то на публику они могут и не такое сказать, внутренне они убеждены, что в сравнении с карабахцами и армяне, и азербайджанцы — люди второго сорта. Они не сомневаются в том, что армяне и азербайджанцы существуют лишь для того, чтобы подчеркнуть их «величие». Вот и вся доктрина этой пары.
— Почему вы уехали из Армении?
— В конце прошлого века в Армении образовалось альтернативное профсоюзное объединение «Федерация независимых профсоюзов Армении», в которое вошли семь профсоюзов. Я был избран председателем. Среди прочих дел мы подняли вопрос об объявлении первого года третьего тысячелетия годом социальной справедливости в Армении. Это переполнило чашу терпения тех властей. Меня обманным путем завлекли в одну из гостиниц, и на память об этой встрече у меня остался шрам на левой щеке. Дали понять, что это лишь цветочки. Пришлось уехать.
— Если вернуться к истокам карабахского конфликта, почему интеллигенция допустила кровавую войну? Можно ли было избежать этой войны? В чем вы видите главную ошибку интеллигенции?
— Причина карабахского конфликта имеет глубокие корни, когда большевики, свергнув царя, стали нарезать республики. Этим занималось вплотную уже сталинское правительство. Обратите внимание: при образовании республик все, буквально все грузинские поселения оказались в составе Грузинской ССР. Даже в том случае, если между грузинским селом и основной территорией приходилось до двадцати азербайджанских или армянских сел, учитывались интересы в первую очередь этого, грузинского поселка.
Другое дело происходило при определении границ Армении и Азербайджана. Работа была проведена крайне неряшливо, без учета реальной картины. К примеру, азербайджанонаселенный Зангезур был передан Армении, а Шаумяновский район — Азербайджану и т.д. Что послужило тому причиной: злой умысел или неграмотный подход — сейчас трудно сказать. Но совершенно очевидно, что все попытки перекройки границ никогда ни к чему хорошему не приводили. В истории немало негативных примеров: в 1830 году Мексика задалась целью перекроить границы, в результате потеряла половину своей территории, включая и штат Техас. В 1939 году Германия пошла тем же путем, в результате потеря 30 процентов территории и 13 миллионов погибших солдат. Теперь на эти же грабли наступила Армения.
Рано или поздно Азербайджан восстановит свой контроль над Карабахом, в этом никаких сомнений быть не может, но чем дольше будет упорствовать Армения, тем тяжелее станет расплата за содеянное зло. Мудрость народа и должна заключаться в том, чтобы суметь обуздать свои аппетиты, принять за данность существующие, принятые мировым сообществом границы. И жить в согласии со своими соседями. Апеллировать к интеллигенции Армении по поводу происшедшего нет смысла, так как мало кто представлял, каковыми будут последствия. Эйфория заглушила все. Ведь интеллигент — это всего лишь образ жизни.
Да, интеллигент может сочувствовать, сопереживать, признавать, но лишь в рамках приобретенных им знаний. К сожалению, ошибаются не только люди, но и народы. Мы, армяне, должны признать, что совершили чудовищную ошибку, вторгнувшись на территорию соседнего государства, и сделать все возможное, чтобы исправить свой неверный шаг, а после молить господа Бога, чтобы азербайджанцы не были столь злопамятны. А это самое сложное.
Скажите, как должен относиться к армянам молодой азербайджанец из, к примеру, Агдама, родившийся в изгнании и в свои 25 лет никогда не видевший своей Родины? Не только ему, но и сыну его это будет сделать крайне сложно. Дай Бог, чтобы нам его внук простил. Сегодня же мы можем только сожалеть о происшедшем и прилагать усилия, чтобы кровопролитная война больше не повторилась. И искать пути решения конфликта мирным и только мирным путем.
— Готовы ли вы приехать в Баку? Что лично могли бы сделать для примирения народов?
— У меня вышло 13 книг, я бы очень хотел, чтобы следующая книга вышла на азербайджанском языке и весь доход я бы с особым волнением передал в фонд помощи Агдама или Шуши. Я с удовольствием приехал бы в Баку, и не потому, что ни разу там не был, а потому, чтобы, встретив на улице пожилую женщину, поклонился ей и попросил прощения.
banner

Советуем почитать