• четверг, 18 Апреля, 06:25
  • Baku Баку 12°C

Кризис отменяется

17 декабря 2016 | 15:46
Кризис отменяется

ПЕРСПЕКТИВЫ
Реалии экономики Азербайджана частично отменяют незыблемые теоретические постулаты, согласно которым не только вся мировая система финансов, но и производственных отношений, товарооборота взаимосвязана, то есть, если уж начался фундаментальный кризис, то рецессия обязательна для всех участников цепочки.
Ясное тому доказательство - ближайшие перспективы даже Евросоюза, не говоря о ведущих странах постсоветского пространства, на нуле, зато нашей стране международное рейтинговое агентство Moody`s прогнозирует рост ВВП в следующем году на уровне 1,1%.
Еще не вечер
Кстати, независимые эксперты, заглядывая чуть вперед, полагают, что годом позже рост национального ВВП ускорится до 1,9%, так как вырастут цены на углеводороды, восстановится рост банковского кредитования при ожидании начала добычи газа в рамках второй стадии разработки газоконденсатного месторождения «Шахдениз». Что касается текущего негативного прогноза по суверенным рейтингам, он отражает различные риски для экономического роста, в том числе влияние девальвации маната и высокой инфляции, слабое состояние банковского сектора плюс его воздействие на инвестиции. При этом агентство положительно оценивает действия национального правительства, направленные на бюджетную консолидацию.
Кроме того, аналитики отмечают, что солидный рейтинг страны («Ва1») поддерживается низким государственным долгом и значительным запасами нефтегазовых ресурсов, которые обеспечивают страну существенными доходами. Да и модифицированный бюджет на этот год говорит о сильной приверженности к фискальной консолидации - в этом году впервые ожидается превышение удельного веса налоговых поступлений над прочими направлениями пополнения казны, а в следующем году они превысят трансферты из государственного нефтяного фонда на миллиард с лишним манатов.
Понятное дело, глобальный финансово-экономический кризис, особенно сильно ударивший по нефтедобывающим странам, не обошел стороной и Азербайджан, в то же время, как с удовлетворением отмечают эксперты, темпы этого падения «тормозят» третий месяц подряд. Об этом говорят и беспристрастные цифры Госкомстата по макроэкономике. В целом объем ВВП за январь-ноябрь составил более 54 млрд манатов, то есть на душу населения почти 5,7 тыс., что означает относительно умеренный, некритический спад производства, или замедление темпов экономического роста. Спад производства характеризуется нулевым ростом ВВП (стагнация) или его падением на протяжении более полугода.
Рецессия - одна из фаз экономического цикла, которая следует после бума или продолжительного плавного роста и сменяется депрессией. Что вызывает особую тревогу, так это ненефтяной сектор страны, ведь именно на этот сегмент на время поступательных реформ стали делать ставку в правительстве.
Конечно, в основном на такое снижение влияют низкие цены на нефть, но и ненефтяной сектор смог в этот кризисный период несколько оправиться, тем более, что только перед аграрной сферой в это время распахнули двери все бескрайние российские рынки. Наши сельхозпроизводители, конечно, воспользовались такой возможностью, и, надеемся, в следующем году, предприятия агропрома по полной воспользуются рычагами лоббирования, предоставленными им национальным правительством.
Невзирая на минусы
Хотя все приведенные факты и свидетельствуют о некотором спаде в экономике страны, но в то же время они показывают, что темпы спада заметно снижаются. Значит, осуществляемые реформы в экономике уже дают свои плоды. Даже международные рейтинговые агентства не упустили этот фактор.
Так, Fitch Rating снизило прогноз падения ВВП страны в этом году с 3,3% до 3%, а прогнозы роста на следующие два года оставило позитивными: на 2017 год - 1,5%, на 2018 год - 2,1%. Снижены и прогнозы по индексу потребительских цен: в этом году - с 14% до 11,5%, а в следующем и вовсе ожидается 6%, как в лучшие докризисные времена. И это при том, что за январь-ноябрь ползучая инфляция составила 10,5%.
Кроме того, сейчас уже зима, когда цены на продукты питания, особенно на сельхозпродукцию, соответственно сезону относительно высоки. По традиции ближе к зиме они должны вырасти и привести к еще большему росту инфляции. Но, как видно из прогнозов рейтинговых агентств, которых трудно обвинить в близости к властям, инфляция, наоборот, должна пойти на снижение. На эти прогнозы, безусловно, оказывают также влияние более или менее стабилизировавшиеся нефтяные цены, что имеет важное значение для отечественной экономики.
Не менее важное значение, конечно же, имеют и те глубокие экономические реформы, которые осуществляются в стране с начала прошлого года, а ведь это только начало разморозки. И если принимаемые правительством меры в течение нескольких месяцев смогли остановить рецессию, то нетрудно догадаться, какой эффект они принесут еще через год-два…
Как по писаному
Кстати, последний экономический обзор Европейского банка реконструкции и развития прогнозирует Азербайджану экономический рост уже по итогам этого года, а Moody’s Investor Service в одном из своих отчетов любезно отмечает, что проведенная в феврале и декабре прошлого года девальвация маната существенно смягчила воздействие шока от упавших цен на нефть, сделав ненефтяную продукцию республики более конкурентоспособной на международном уровне. Ну, и правильно, судя по собственному признанию аналитиков агентства, стратегические резервы в размере $ 38,5 млрд представляют собой надежный буфер от внешних шоков, на этом основании они и обещают поступательный экономический рост, и ничего в этом удивительного нет.
Далее, агентство Fitch Ratings, подтверждая в минувшем месяце рассчитанный ранее суверенный рейтинг Азербайджана, предположило, что нынешние темпы экономического роста, основанные на динамике ненефтяного сектора, непременно сохранят стабильность до конца года, а на будущий год эксперты предсказывают даже повышение цен на нефть и стабилизацию добычи углеводородного сырья, за счет чего ускорение экономического роста составит 3,5%.
Рейтинговое агентство Standard & Poor’s также подтвердило суверенный рейтинг Азербайджана, и на основании своих выкладок динамики нефтецен ($50 за баррель в этом, что уже подтвердилось) предположило, что производство ВВП в стране увеличится в текущем году только на 1,9% - при условии, что государственные инвестиции в основной капитал не повысятся, а оно к этому и ведет.
Больше всех оптимизм излучают отчеты по Азербайджану Азиатского банка развития (АБР) в отчете Asian Development Outlook о развитии региона. Их авторы ожидают, что инвестиции из государственных средств будут равны по итогам финансового года в объемах, достаточных, чтобы разогнать экономику республики аж до 2,8% и удерживать динамику роста валового внутреннего продукта.
Впрочем, не будем спешить с выводами о доброй оценке банком возможностей, думается, наиболее объективен показатель рейтинговых агентств, чем международных финансовых структур на фоне отсутствия заинтересованности в дружбе.
Производство как зеркало эволюции
Надо полагать, что Всемирный банк «знает все». И это закономерно, особенно если напомнить читателю, что эта авторитетная структура почти четверть века прямо или косвенно задействована практически во всех действующих либо реализованных институциональных и экономических проектах, реализуемых на территории нашей страны. То есть, если мыслить гипотетически, получая ежеквартальные и годовые отчеты по ним, ВБ имеет возможность выстроить теоретическую последовательность прогрессивных шагов и рассчитать их логическое следствие в макроэкономическом масштабе. То есть, это касается той самой теории, которая завязана на стратегических направлениях работы банка и их же определяет.
Собственно, к какому выводу можно прийти, изучая приведенные выше прогнозы: каждая структура и организация рассматривает экономические перспективы Азербайджана под своим углом зрения. Даже оставляя в стороне политические мотивы, ожидаемо, что результаты оценки будут разниться.
Однако перечислим основные факторы, которые, по мнению экономистов, способны повлиять на динамику ВВП. Это цены на нефть, конкурентоспособность на мировом рынке национальной валюты (а еще точнее, продукции), это способность госбюджета к инвестициям, и ненефтяные источники наполнения казны. Но если напрямую воздействовать на нефтецены, а значит, на объемы валютной выручки от экспорта сырья, мы не можем, то усиливать национальную промышленность и производство в неэнергетическом секторе - вполне в состоянии.
Уместно здесь указать, что по данным Госкомстата, только за ноябрь месяц номинальный объем промышленного производства в Азербайджане вырос на 40,5%, хотя за три четверти текущего года рост производства оценивался статистикой в 3,7%, а это гораздо более половины общего показателя внутреннего валового продукта за рассматриваемый отчетный период.
Даже делая скидку на потери в стоимостном выражении от падения нефтецен - это весьма хороший признак, поскольку экономическая безопасность прямо зависит от авторитета производственной сферы. К тому же, по подсчетам статистиков, реальный ненефтяной ВВП в январе-ноябре составил примерно две трети совокупного объема всей выработки.
Будем откровенны: в условиях кризиса рывок в наиболее важных для стабильности экономики отраслях произошел в последние три месяца, и от нас в преддверие Нового года уже мало зависит, сохранятся ли до победного конца взятые темпы - осталась пара недель, потому констатируем - национальная экономика не оступилась даже при наиболее неблагоприятной экономической конъюнктуре.
Фидан САЛМАНЛЫ
Статья публикуется в рамках проекта Фонда государственной поддержки развития СМИ при Президенте Азербайджанской Республики
banner

Советуем почитать