• четверг, 25 Апреля, 03:51
  • Baku Баку 19°C

Ощутить свою причастность,

16 мая 2013 | 12:18
Ощутить свою причастность,

С заслуженным художником Азербайджана Гейюром Юнусом мы встретились в поселке Амираджан - на родине великого Саттара Бахлулзаде, которого взрастила эта же земля. Работы известного отечественного живописца выставлялись в Париже, Лондоне, Нью-Йорке, но в мастерской они производили несколько иное впечатление, в них как-то по особому звучал колорит родной земли и несравненного азербайджанского мугама. Откуда это? Думается, будет лучше, если об этом расскажет сам автор.
- Интересная картина. Как она называется?
- Это картина называется «Arzu» (Мечта). На ней я изобразил набеленное лицо женщины с нежным закругленным овалом и огромными глазами. Помните: «И создал Господь-Бог женщину из ребра Адама…». Это моя хвала Аллаху, воплощенная кистью художника! Мои картины прославляют Аллаха, более того, во всем моем творчестве в целом отражаются все 99 имен Всевышнего: Всемилостивый, Справедливый, Творец, Надежный… Человек должен ощущать свою причастность к Бытию и к Аллаху.
- Как вы начали свой путь в творчестве?
- Мне было года три или четыре... У нас был большой дом, нижний этаж которого родители сдавали в аренду детскому саду. Однажды спустившись в одну из нижних комнат, я взял уголь и стал рисовать на стенах деревья, птиц, рыб и почувствовал себя поистине счастливым, пока не пришла воспитательница и не обрушила на меня свой справедливый гнев. Но помню восторг, захлестнувший меня в тот момент, когда я создавал эти рисунки, это чувство навсегда останется со мной, и, видимо, именно тогда я впервые почувствовал себя художником. Родители очень хотели, чтобы я пошел в музыкальную школу, даже купили мне тар, но уроки музыки я забросил очень рано, не по мне это было. Тайком бегал в мастерскую Саттара Бахлулзаде и смотрел, как он работает. Как-то раз, идя на урок, я просто выбросил тар далеко, у озера Шор-Гель, и когда он раскололся, почувствовал какое-то облегчение. Родители тоже поняли меня, за что я им благодарен.
- Я вижу у вас портрет Саттара Бахлулзаде…
- Да, это портрет Саттара, я давно писал с него этот портрет, еще в 1972 году.
- Прошло столько лет, а вы помните своего учителя?
- Помню ли я Саттара? Да все мое детство, юношество прошли рядом с ним. Саттар был необыкновенным человеком. Он жил для живописи и дышал своими картинами. Представляете, он при работе смешивал краски пальцами, и получались такие цвета, такие сочетания, что невозможно даже дать им определение. Саттар мог подарить свою картину человеку, с которым был знаком всего два часа.
- Странно... Вы выбросили тар, а он поет в ваших картинах. Как это возможно?
- Вы знаете, я учился… Учился у Саттара, все свободное время пропадал у него в мастерской. Я вам сейчас кое-что покажу. Вот альбомы с зарисовками для поэмы Физули «Лейли и Меджнун», сделанные им тушью, карандашом. Альбомы подарил Саттару я, а он вернул их мне, заполнив своим чудом. Это уже само по себе было для меня школой мастерства.
- И надпись, конечно, сделана рукою Мастера?
- Да, эти строки он написал для меня в 1969 году: «Уважаемому брату моему Гейюру на память, старайся всегда достигать вершин и создавать истинные произведения». Саттар Бахлулзаде 17.01.1969 год.
- В ваших картинах чувствуется необычный синтез. Что-то напоминает роспись Дворца шекинских ханов, что-то есть от Пиросмани, и в то же время вспоминаются голландские живописцы… Это поражает!
- Я учился в Художественном училище имени А.Азимзаде, затем поступил в Тбилисскую государственную художественную академию. Когда в 1974 году «Джоконду» Леонардо да Винчи привезли и в Москву, мне удалось увидеть этот шедевр. Неизгладимое впечатление оставил во мне этот образ, никогда его не забуду. На меня большое влияние оказала также Каджарская школа живописи. Художник должен изучать, познавать, сравнивать и находить свой путь. Изучение и воплощение своих идей это одно, бездумное подражание западным художникам - совсем другое. Абстракционизм - это путь в живописи, у него есть свои поклонники. Но к чему имитировать уже написанные полотна? Наши молодые художники, к сожалению, этим сильно грешат. И это меня огорчает!
- А что помогает вам в работе? Что настраивает на нужный творческий лад?
- Очень люблю мугамы, никогда не устаю их слушать, в особенности в исполнении покойного Гаджибабы Гусейнова, ныне здравствующих Алибабы Мамедова и нашего земляка Агахана Абдуллаева. В мугаме наша сила, радость, грусть и жизнеутверждающая основа жизни!
- Так вот почему я слышу звуки тара в ваших картинах! А этот пейзаж, где видны серые, голубые, перламутрово-белые, нежно-фисташковые тона, изображающие озеро, - это поселок Амираджан? Там, вдали, видны отраженные в водах озера минареты мечети, построенной Муртузой Мухтаровым…
- Я писал картину с другого берега. Работал в ранние утренние часы. Вообще, я много писал наш поселок, и каждый раз по-разному получалось. Здесь мой дом, который достался мне от предков, это моя родина, моя земля, жизнь и работа на которой меня сильно вдохновляет. Художник должен быть трудолюбивым и дисциплинированным. Да, конечно, на первых порах вдохновение должно превалировать. Но в дальнейшем, по мере роста, он должен работать. Если я буду ждать вдохновения, то, возможно, оно меня так и не посетит, и что же тогда? Весь день бездельничать? Или упускать время, отпущенное нам Аллахом? Рано утром я просыпаюсь, совершаю намаз, потом - работа. С утра иду в мастерскую и начинаю писать картину, и все дома знают, что в такие часы меня нельзя отрывать от мольберта.
- Расскажите, пожалуйста, об этом интересном полотне. Что за женщина изображена на нем в платье жемчужно-белого цвета, опоясанном ярко-алым поясом? Рядом с ней маленький ребенок. Грустный взгляд женщины направлен куда-то вдаль, она погружена в раздумье, смотрит как бы внутрь себя. Слева два карлика с застывшими в безмолвном крике ртами и глазами, полными скорби…
- Картина называется «Надежда Карабаха». Многие видят решение этой проблемы в деятельности ОБСЕ, ООН и других организаций, управляемых людьми. Но, поверьте, зря! Только Творец может помочь в решении этой проблемы. Видите, рука поднята к небесам, где выписано имя Аллаха? Все усилия людей - тщета, если они не будут знать, что все в Его руках. Повторяю, человек должен ощутить свою причастность к Богу. К этому я стремлюсь в своем творчестве!
Наида РАХМАН
banner

Советуем почитать