• среда, 24 Апреля, 03:49
  • Baku Баку 14°C

Сплачивая исламский мир

19 ноября 2016 | 10:53
Сплачивая исламский мир

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, похоже, точно уже поставил крест на Евросоюзе и намерен переформатировать внешнюю политику, сплачивая страны исламского мира.
Так, накануне стартовало турне Эрдогана по Востоку - визит начался с Пакистана, затем турецкий президент прибыл в Узбекистан.
В отношениях между официальной Анкарой с Карачи все ясно - они стратегические партнеры, ближайшие союзники, поддерживающие позиции друг друга на всех международных площадках. А вот с Ташкентом у нее историческая напряженность, помноженная на современные трения, хотя, по факту, именно Турция в свое время одной из первых признала независимость Узбекистана. Заявить, что отношения между двумя государствами натянуты, все равно, что ничего не сказать.
Напряженный момент
Это первая встреча высших должностных лиц двух тюркоязычных стран за последние 13 лет. В последний раз бывший президент Узбекистана Ислам Каримов был с визитом в Турции в 1999 году, а Эрдоган по избрании премьер-министром посетил Узбекистан в 2003 году, но дальше взаимного обмена любезностями дело не пошло.
В последние годы их отношения переживали не лучшие времена. В 1999 году после серии взрывов в Ташкенте власти поспешили обвинить в терактах чохом и «Хизб ут-Тахрир», и «Исламское движение Узбекистана», и даже членов партии «Эрк», воглавляемой соперником Ислама Каримова на первых выборах президента Мухаммадом Салихом. Когда впоследствии выяснилось, что он и ряд других оппозиционных политиков находятся в Турции, Ташкент потребовал их экстрадиции, однако Анкара до сих пор отказывается выдать их, в частности Салиха, заочно осужденного на родине за госизмену, что обернулось резким охлаждением отношений между двумя странами. Так, в одностороннем порядке был отменен безвизовый режим, даже свернута программа по отправке узбекских студентов для обучения в вузах Турции. А в 2000 году в Узбекистане закрыли все турецкие лицеи, а их выпускники были обвинены в членстве в запрещенном там религиозном движении «Нурчулар» и приговорены к различным срокам тюремного заключения. Отношения ухудшились настолько, что турецкий парламент внес Узбекистан, и так отказавшийся от участия в работе Совета сотрудничества тюркоязычных государств, в список пяти недружественных стран.
Двусторонние экономические отношения тоже оставляют желать лучшего. В 2011 году обвинения в членстве гюленистского движения прозвучали в адрес руководителей ряда турецких предприятий, и, как следствие, многие турецкие бизнесмены потеряли свои активы. По данным МИД Турции, в прошлом году товарооборот между странами сократился до рекордно низких объемов, составив $1,2 млрд - для сравнения, только за один прошлогодний визит Ислама Каримова в Южную Корею страны подписали контрактов на $5,5 млрд.
Понять друг друга
И все же глава Турции, перешагнув через «не могу», посетил в Самарканде могилу Каримова, почтив его память. Да и на встрече с исполняющим обязанности президента Узбекистана Шавкатом Мирзияевым были вроде намечены перспективы дальнейшего развития двусторонних отношений.
Экспертная группа газеты «Каспiй» полагает, что команда Эрдогана пытается закрепить позиции в мусульманском мире, встав во главе группы лояльных стран, а Узбекистан исторически является одним из стратегически важных государств Центральной Азии, поэтому глупо игнорировать столь значимую геополитическую фигуру.
Сам президент Эрдоган на пресс-конференции в аэропорту Анкары «Эссенбога» так и заявил: «Мы хотим, чтобы наши отношения поднялись на уровень, соответствующий двум братским государствам. В данном вопросе наши узбекские братья также имеют сильную волю и решительность, поэтому надеюсь на открытие новой страницы отношений».
С учетом меняющейся после ухода Каримова политической атмосферы поддержка Турцией либеральной оппозиции типа «Эрк» может считаться простительной, хотя с представителями радикально настроенного исламского движения Узбекистана Анкаре, наверное, все-таки придется что-то делать. Тем более сегодня турки осознают, что допустили ошибку, когда в 90-х годах решили, что страна вот-вот войдет в Евросоюз. Тогда приоритетом турецкой внешней политики была реализация этого плана, а тюркские страны отошли на второй план. За этот период Турция потеряла свое влияние в тех регионах, где ее позиции были сильными, в том числе в Центральной Азии. Сегодня разворачивается геополитическая конкуренция с Ираном и Саудовской Аравией за влияние на мусульманский мир, налицо попытка вернуть былые позиции, в том числе усилить политическое взаимодействие с тюркскими странами. Так что визит Эрдогана в первую очередь рассчитан на перезагрузку отношений с Ташкентом, который, в свою очередь, очень нуждается в инвестициях. Активность же турецкого бизнеса в странах Центральной Азии достаточно высока - компании этой страны активно работают в Казахстане, Туркменистане и Кыргызстане. Почему бы не освоить узбекский рынок с покупательской способностью более 30 млн человек, к тому же и Шавкат Мирзияев в ходе предвыборной кампании представил свою программу экономического развития, в которой акцент делается на улучшение инвестиционной привлекательности страны и создание благоприятных условий для бизнеса.
Скорее всего, отношения будут хотя бы частично реабилитированы, тем более что помимо желания открыть новую страницу в отношениях Эрдоган повез с собой предложения по укреплению безо­пасности в регионе.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать