• пятница, 19 Апреля, 12:40

Тайна грязевых вулканов

18 ноября 2016 | 15:54
Тайна грязевых вулканов

ИССЛЕДОВАНИЯ
Вот уже четвертый год ученые-вулканологи Азербайджана и Украины ведут совместную научно-исследовательскую работу по изучению грязевых вулканов обеих стран по теме: «Сравнительное изучение грязевых вулканов Азово-Черноморского и Кавказского регионов, включая акватории Черного и Каспийского морей». С украинской стороны ее возглавляет руководитель отделения морской геологии и осадочного рудообразования НАНУ, известный ученый, академик Евгений Федорович Шнюков, с азербайджанской - заведующий отделом грязевого вулканизма Института геологии и геофизики НАНА, доктор геолого-минералогических наук, заслуженный деятель науки профессор Адиль Алиев.
В 2016 году эта работа продолжилась уже в рамках нового научного направления исследований согласно имеющемуся официальному договору по совместному изучению вулканов. Что составляет суть этой работы?
Об этом корреспонденту газеты «Каспiй» рассказывает профессор Адиль Алиев.
- Адиль муаллим, какие задачи, зафиксированные этим договором, уже выполнены и что еще придется вам решать?
- Мы провели сравнительный анализ грязевых вулканов в обоих изучаемых нами регионах уже на новом витке развития научных интересов. В частности, надо было найти ответы на ряд вопросов: например, выяснить, как развивался грязевой вулканизм в Азербайджане и Украине, почему активность азербайджанских вулканов продолжается, а вулканов Азово-Черноморского региона затухает, в чем сходство и различие вулканов в их проявлении и т.д. Вообще вулканы - чрезвычайно ценный и интересный источник сведений о мало или вовсе недоступной нам информации обо всем, что связано с происходящими на больших глубинах, где залегают более древние геологические образования, процессах. Необходимые сведения мы можем получить во время их извержения, когда на поверхность выносится материал из глубин до 8-10 км и более. В частности, в оценке нефтегазоносности глубокопогруженных палеоген-миоценовых отложений в Азербайджане нам помогают грязевые вулканы. Работая с украинскими коллегами, мы впервые изучили и сезонную минерализацию на грязевых вулканах, выявлены новые минералы, имеются совместные научные публикации. И теперь также впервые будем изучать акцессорную минерализацию вулканической (сопочной) брекчии.
- Что это означает?
- То, что создается новое научное направление, которое может привести к неожиданным открытиям, как это произошло у украинских ученых. В прошлом году, работая одновременно с нами, украинские коллеги во время исследования грязевых вулканов Черного моря вдруг обнаружили в их выбросах самородные золото, серебро, медь, железо, ряд других минералов. Потом они были установлены и на некоторых вулканах Керченского полуострова. Это была своего рода сенсация. В январе этого года, когда я по приглашению академика Шнюкова был в Киеве, он показал мне все материалы и сказал: «Появились некоторые вопросы - откуда это в вулканах» и предложил такие же исследования проводить у нас. Азербайджанские вулканы характеризуются многообразием по форме проявления и активной деятельности, поэтому их изучение поможет в решении этого вопроса.
- То есть до сих пор, за всю историю исследований, эти минералы в вулканических извержениях не выявлялись?
- Нет, это впервые, может, потому, что до сих пор подобные исследования ни в одном регионе мира не проводились. Обычно в выбросах грязевого вулкана, при его извержении, мы изучаем вынесенные на поверхность разновозрастные и разнотипные обломки пород, особенно нефтеносные, связанные с поиском их местоскоплений в недрах. Вулканическую грязь изучали с точки зрения использования ее в грязелечении. Теперь же, когда в сопочной брекчии грязевых вулканов Украины обнаружилось самородное золото, у нас практический интерес, связанный с поиском нефтегазовых месторождений, уступил место научному. И если раньше нам достаточно было брать для исследования небольшой кусок высохшей вулканической грязи, то теперь мы делаем выжимки из 30-40 кг сопочной грязи в различных фракциях для более глубокого, всестороннего изучения ее состава.
- Вы говорите о самородном золоте. А чем оно отличается от обычного?
- Самородное золото - это не само золото, это тот материал, к разработке которого сразу приступают. Просто оно входит в состав минералов наряду с самородными серебром, железом и другими элементами, поэтому называется самородным. Вопрос в том, как они были привнесены сюда, как образовались там, где их не могло быть? Каковы были условия для этого? Вопросов множество, и перед нами стоит задача найти все ответы, а это значит - открыть новое направление в науке. В марте этого года при обсуждении данного вопроса в отделении наук о Земле НАНА нам дали «добро» на это, и мы уже приступили к работе. Для исследований выбрали 20 вулканов, отличающихся своей спецификой, т.е. расположенных в различных тектонических зонах, в разных регионах Азербайджана - на Абшеронском полуострове, в Гобустане, в районе Шамахы, юго-восточном Ширване. Такой выбор сделан для того, чтобы выяснить, в чем различие их составов, какие химические элементы, минералы свойственны каждому из них. Нас ждет очень большая и сложная работа. Мы уже сделали обработку сопочной грязи из четырех вулканов. Просмотрев ее результаты с нашими украинскими коллегами, обнаружили интересные моменты.
- Какие, если не секрет?
- В сопочной грязи наших вулканов обнаружены самородные железо, медь, титан и некоторые минералы, отсутствующие в брекчии украинских вулканов. И вновь вопросы: почему, откуда, в чем причина такого различия составов и т.д? Ныне мы выборочно готовим для анализа 16 из отобранных нами для исследования 20 вулканов. Недавно академик Шнюков прислал мне свою книгу «Флюидогенная минерализация грязевых вулканов Азово-Черноморского региона», где описывает весь процесс проделанной украинскими учеными работы с определенными научными выводами. Украинские ученые считают, что грязевые вулканы связаны с более глубокими горизонтами, лежащими ближе к мантии Земли. Я пока воздерживаюсь от такого вывода. Дело в том, что исследователи грязевых вулканов их генезис связывали с осадочными геологическими образованиями. А я образование и механизм проявления грязевых вулканов конкретно связывал с палеоген-миоценовым комплексом отложений. Эта точка зрения нашла свое подтверждение и в изданном нами «Атласе грязевых вулканов мира». Однако если дальнейшие исследования выявят неизвестные доселе факты, то мне придется поменять свою точку зрения, потому что факты - убедительная вещь. Думаю, что результаты наших новых исследований наверняка внесут ясность в этот вопрос.
Франгиз ХАНДЖАНБЕКОВА