• четверг, 25 Апреля, 09:34
  • Baku Баку 14°C

«Студенческий» конфликт

17 ноября 2016 | 13:17
«Студенческий» конфликт

СИТУАЦИЯ
Похоже, Афганистан с поголовно ортодоксальным мусульманским населением все больше втягивается в орбиту влияния США и Саудовской Аравии. Далеко за примерами ходить не надо.
Официальный Эр-Рияд на днях выделил этой стране «по мелочи» $600 млн на строительство двух теологических вузов, пообещав дать гораздо больше в случае стратегического партнерства. Не случайно ни с того ни с сего спикер парламента Фазль Хади Муслимъяр официально заявил, что разговоры о сотрудничестве Ирана и России с талибами ведутся давно. И естественный оргвывод - большой начальник обязал сенатскую комиссию по вопросам обороны во взаимодействии со спецслужбами прояснить этот вопрос.
Практика показывает, что слухи, хотя обычно и подтверждаются, не всегда самый надежный источник информации. Скорее всего, Москва и Тегеран сотрудничают с талибами против так называемого «Исламского государства» (ИГ) в том смысле, что хотят их руками отвести угрозу дестабилизации в регионе. Причина проста - Иран намерен подчистить свои границы, Россия - не дать перекинуться радикальной заразе в Центральную Азию.
Сообщения о том, что шиитский теократический режим наладил деловые отношения с талибами вплоть до того, что якобы на своей территории предоставляет им возможность обучать и готовить новых боевиков, появлялись в СМИ и ранее. Также в прессу поступали сообщения о сближении РФ с талибами вплоть до того, что не так давно делегация «студентов» посетила Москву с неустановленной целью.
Пресс-секретарь МИД ИРИ Бахрам Кассеми опроверг обвинения, впрочем, как и МИД РФ, да и сам Талибан. Однако все три стороны ранее неоднократно, на самых разных уровнях выражали тревогу в связи с деятельностью ИГ в Афганистане, настаивая на необходимости воспрепятствовать деятельности этой группировки. Возможно, это обстоятельство и привело некоторых сенаторов к не совсем правильному умозаключению. В частности сенатор от Пактии Джамалуддин Гиянвал сообщил, что, дескать, приходят люди из Фараха, Нимроза, Бадгиса и Гора, и говорят, что Иран поставляет талибам оружие, ракеты разных калибров, автоматы Калашникова.
Ранее из западных провинций, в первую очередь из Герата, также поступали сведения о том, что Иран наладил сотрудничество с талибами. Так, губернатор провинции Фарах Асиф Нанг заявил, что Иран предоставил руководству талибов жилье в Мешхеде, Кермане, Йезде и Бирдженде, а также создал на своей территории несколько тренировочных лагерей и учебных центров для подготовки бойцов. Кроме того, по его словам, у талибов имеется оружие и российского, и иранского происхождения.
На противоположном полюсе - интересы Эр-Рияда, протолкнувшего «пробный шар» в виде упомянутых $600 млн - особую интригу проекту придает не только объем прямых инвестиций в исламское образование, а то, что эта сумма равна всему национальному экспорту Афганистана за исключением неофициального вывоза героина. Строить исламские вузы королевский дом решил не в контролируемых официальным Кабулом провинциях, а на территориях, контролируемых афганским крылом ИГ, прежде всего, в приграничной провинции Нангархар. То есть это явная попытка поднять ставки в борьбе за специфический афганский ислам – недавно официальный Тегеран построил один из крупнейших исламских университетов в Кабуле. Именно шиитское присутствие выталкивает не «классических» суннитов, а радикальных ваххабитов в земли, контролируемые ИГ, - примеры раздробленных Сирии и Ирака показывают, что в таких местах Эр-Рияду гораздо удобнее.
В то время как «хомейнизмом» охвачены такие движения, как проиранская «Хезболла» (самая мощная негосударственная армия, противостоящая ИГ), ваххабизм принят в качестве религиозного базиса такими радикальными образованиями, как ИГ, «Аль-Каида» и прочие структуры, известные среди террористов. Кстати, Афганистан один из старейших «театров» длящейся веками войны между двумя конфессиями. Здесь борьба идет уже за каждую мечеть, за каждый поселок, потому решение Ирана прийти в Кабул, а Эр-Рияда - в провинции, подконтрольные «халифату», позволяет экспертам говорить о повторении сирийского сценария - шиитские силы, ориентирующиеся на Иран, будут все больше сближаться с официальным правительством и армией, ваххабитские сунниты будут искать опору в местных ячейках ИГ и «Аль-Каиды».
Конечно, Эр-Рияд будет клясться в обратном, тем более его незыблемый статус стратегического союзника США защищает от многих неприятных вопросов, в том числе и в самом Вашингтоне. Впрочем, в Афганистан тактика «экспансии медресе» в войне шиитов и суннитов перетекла из соседнего Пакистана, где из 285 исламских учебных заведений зарубежное финансирование две трети получают от Саудовской Аравии и других монархий Залива, другая треть спонсируются Ираном и частично Ираком.
Между тем позиция афганского правительства по отношению к «двухголовой» экспансии Тегерана и Эр-Рияда более чем поощрительная. Ведь большинство афганских студентов до сих пор выезжает в Пакистан для изучения ислама, где превращается в талибов. Потому, несмотря на то, что кабульские власти напуганы быстрым распространением «халифата», все же талибов они ненавидят и боятся еще больше.
Кстати, шииты и сунниты жили в относительном мире много столетий, пока не посетили их «силы зла» в лице Запада и не научили, как надо истреблять друг друга - за деньги ли, за власть или за мнимое влияние. Что же, Афганистан, пожалуй, становится еще одним станом вокруг Ирана, сжимающим американское «кольцо возмездия» за революцию 1979 года - в обозримой перспективе Тегеран ждет мало что хорошего…
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать