• четверг, 25 Апреля, 12:23
  • Baku Баку 23°C

Асимметричный ход

16 ноября 2016 | 10:08
Асимметричный ход

КОНТЕКСТ
Итак, завершен визит спикера Совета Федерации РФ Валентины Матвиенко в Тегеран, где она во главе парламентской делегации встретилась с руководством Исламской республики Иран.
Об уровне встреч можно судить хотя бы по пестрому калейдоскопу рандеву с президентом Ирана Хасаном Роухани, главой МИД Мохаммадом Джавадом Зарифом и председателем Меджлиса Исламского совета Али Лариджани.
Официальная информация мало интересна широкому кругу читателей - обсуждены перспективы расширения двусторонних отношений и торговли, возможности укрепления сотрудничества между законодательными органами, вопросы проведения прямых переговоров между регионами двух стран, углубления межпарламентского взаимодействия в контексте реализации договоренностей, которые были достигнуты президентами России и Ирана в августе текущего года в Баку.
Официально и не вполне
В ходе этих встреч был затронут и ряд тем, связанных с вопросами безопасности и совместной борьбы с терроризмом. Нам более интересен блок под названием «развитие двустороннего взаимодействия в международных организациях».
По всей вероятности, речь зашла о координации действий в связи со специальным посланием 11 арабских стран в ООН, в котором говорится «о поддержке шиитским теократическим режимом террористических организаций «Хизбаллах» и террористических ячеек в Саудовской Аравии, Бахрейне, Ираке и Кувейте». То есть арабский мир взбунтовался военизированной активностью «пятой колонны» в их стане.
Вообще-то по многим международным и региональным вопросам позиции России и Ирана либо близки, либо совпадают, что создает условия для сотрудничества двух стран на международных площадках. Но не это главное - Москва и Тегеран вплотную приблизились к достижению договоренностей о поставке южным соседям вооружений на $10 млрд, а это немалая сумма, заставившая озаботиться всех соседей по региону.
Кстати, одним из основных аспектов развития отношений этих стран остается военно-техническое сотрудничество, которое стало восстанавливаться после того, как президент РФ Владимир Путин полтора года назад снял запрет на поставку ЗРК С-300 в Иран. Вообще следует отметить, что все нынешние прорывы в вопросе военно-технического сотрудничества России и Ирана - лишь движение в сторону восстановления былых связей, утраченных в 2010 году после того, как «проклюнулись» западные санкции, после чего большинство контактов было свернуто.
По оценкам экспертной группы газеты «Каспiй», в результате введения запрета на поставку вооружения в эту страну Кремль недосчитался порядка $10-13 млрд, не учитывая судебных издержек и потери прибыли. Запрет касался практически всех видов обычных вооружений по классификации Регистра ООН - боевых танков, боевых бронированных машин, артиллерийских систем большого калибра, боевых самолетов, боевых вертолетов, военных кораблей, ракет и ракетных систем, а также запчастей и средств материального обеспечения к этой технике. А до этого, начиная с января 1990 года, СССР, а затем и РФ продали по ту сторону Араза огромное количество вооружения, и запрет поставил крест не только на дальнейших поставках, но и на долгосрочных контрактах по обслуживанию. И теперь, когда глава комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров, находящийся в Иране в составе делегации, заявляет о намерении Тегерана закупить вооружение на $10 млрд, следует воспринимать подобные заявления прежде всего как возможность для российского ВПК восстановить былые отношения.
Почва для такого реверанса действительно существует, поскольку обширен перечень продукции военного назначения, не подпадающий под действующие ограничения ООН. Правда, Иран желает покупать любое вооружение, в том числе то, в отношении которого до сих пор действуют ограничения Совбеза ООН. Кстати, через четыре года и эти ограничения будут сняты, и тогда на улице муллократии начнется праздник.
А что думают оппоненты?
Очевидно, что возможность этих поставок прежде всего будут блокировать США и Израиль, однако русские и иранцы все же постараются ради обоюдной выгоды обойти запретительные положения упомянутой резолюцию Совбеза ООН. Есть еще один момент - Москва в настоящее время находится в ожидании того, как изменится политика Вашингтона при республиканской администрации в отношении Ирана. Как известно, эта консервативно настроенная партия всегда жестко критиковала любую сделку с Тегераном, так что этот момент может стать еще одной из тем будущих разногласий между державами.
Более того, в Тель-Авиве также крайне обеспокоены решением Кремля начать массированные поставки наступательного оружия Ирану. И почва для этого не нова - израильские политики и военные были, в частности, встревожены неожиданным визитом министра обороны России Сергея Шойгу в Тегеран в феврале нынешнего года. В ходе этой поездки, как полагают в Израиле, стороны достигли принципиальной договоренности по поводу снабжения Ирана современным российским оружием. При этом правительство Беньямина Нетаньяху обращает внимание на крайне вялую реакцию со стороны западных стран, хотя речь идет о явном нарушении положений ядерного договора.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать