• среда, 24 Апреля, 02:54
  • Baku Баку 14°C

Инструмент давления

11 ноября 2016 | 12:03
Инструмент давления

ПОЗИЦИЯ
Если раньше о взаимоотношениях Турции и Евросоюза все больше высказывались главы МИД небольших стран типа Лихтенштейна и Австрии, на днях «заговорила тяжелая артиллерия» в лице председателя Еврокомиссии Жан-Клода Юнкера. Он напрямую переложил ответственность на президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в случае, если крупнейшая часть Старого Света не предоставит братскому государству безвизовый режим.
Выступая в колледже Европы в бельгийском городе Брюгге, он так и сказал: «Действия Турции демонстрируют ее нежелание соблюдать европейские правила, и если ее гражданам будет отказано в предоставлении безвизового режима, это будет ошибкой отнюдь не европейских властей».
Все против всех
Судя по сросшимся двусторонним интересам, такая позиция смахивает на шантаж, хотя накануне глава дипломатии ЕС Федерика Могерини раскрыла карты недовольства. Их беспокоят последние события, инициированные официальной Анкарой, типа дискуссии о снятии моратория на смертную казнь, арестов депутатов от Партии демократии народов, а также чрезвычайного положения в юго-восточных областях Турции.
С высокой колокольни сытого и относительно стабильного надгосударственного образования оно, может, и понятно, но как быть стране, где фактически ежедневно происходят террористические акты, причем радикалы пользуются оружием с маркировкой «сделано в ЕС»? Брюссель фактически защищает права депутатов от политической структуры, напрямую привязанной к террористической организации Курдская рабочая партия (КРП), после чего …призывает к защите демократических норм, а также основных прав и свобод человека.
Хотя чего ждать от политиков, напрямую унаследовавших традиции и правила иезуитов? Ради собственных интересов они могут и софистикой воспользоваться, и даже попытаться поставить оппонента в зависимое положение, но в случае с Эрдоганом такие номера не проходят по определению.
МИД Турции уже распространил коммюнике, в котором назвал заявление Могерини неприемлемым, и отметил, что Евросоюз потерял доверие турецкого народа по вопросу борьбы с терроризмом, так как он однозначно поддерживает КРП.
С калейдоскопической скоростью
Похоже, европейцы намерены раскрутить триллер разрыва отношений с нынешними союзниками по военно-политическому блоку НАТО с калейдоскопической быстротой. Не успела отговорить Могерини, в полемику ввязался еврокомиссар по политике соседства и переговорам по расширению ЕС Йоханнес Хан, представивший ангажированный годовой доклад о прогрессе на пути в ЕС всех стран-кандидатов, в том числе Турции.
Судя по документу, Анкара и Брюссель чуть не отменили взаимно визовый режим с 1 октября этого года, однако после неудачной попытки госпереворота против администрации Эрдогана все пошло наперекосяк. В частности, Евросоюз настаивает на смягчении антитеррористического законодательства для того хотя бы, чтобы перечислить обещанную финансовую помощь в размере €3 млрд, которая должна пойти на поддержку сирийских беженцев, бегущих сначала в Грецию, а затем и в другие страны ЕС. Прямо скажем, эти крохи в сравнении с теми средствами, что затратила братская страна на содержание лагерей для мигрантов, комом встали в горле у турков - целый год европейцы машут миллиардами перед носом правительства вначале Ахмета Давутоглу, а затем и Бинали Йылдырыма и никак не отмашутся.
Притязания на роль арбитров в вопросах демократии и прав человека, конъюнктурные манипуляции этими ценностями для реализации своих прагматических политических целей давно стали визитной карточкой Запада, особенно в странах, представляющих для него особую геополитическую значимость, но не вписывающихся в предписанные роли. Для них отыскивается соответствующий компромат, позволяющий при необходимости осуществлять политическое давление.
В отношении стремительно развивающейся и наращивающей самостоятельность Турции в качестве такой «уязвимой точки» издавна используется тема «армянского геноцида», и каждый раз, когда возникает необходимость побудить Анкару к тем или иным шагам, Запад извлекает из своего политического арсенала старую мифологему.
Всем христианским миром
В 1987 году, когда Анкара подала официальную заявку на вступление в ЕС, Европарламент тут же принял решение о признании «геноцида армян» в Османской империи 1915-1917 годов. Тогда же и Совет Европы принял решение, согласно которому, отказ Турции признать миф становился непреодолимым препятствием на пути ее вступления в ЕС. Затем, как по мановению волшебной палочки, в парламентах целого ряда стран Запада стали приниматься соответствующие резолюции, причем застрельщиком выступила Государственная дума России в 1995 году. За ней последовали парламенты прочих христианских государств, и это несмотря на то, что в конце 2004-го страны Европы все же согласовали рамки переговоров с Турцией о ее вступлении в Евросоюз, которые ведутся без особого энтузиазма и успеха по сей день.
Историкам и политикам прекрасно известно, что «армянский вопрос» был инспирирован европейскими державами и Россией еще во второй половине XIX века с целью раздела османского наследства. Позже армянская и курдская «проблема» использовалась СССР, а в конце прошлого века армяне вновь оказались востребованы - на этот раз для развала Советского Союза была инспирирована карабахская проблема. Позже Россия стала активно использовать армянский фактор для сохранения своего контроля на Южном Кавказе, а страны Запада - в качестве инструмента давления на Турцию. Теперь же Запад поднимает на щит курдский сепаратизм.
Компетентное мнение
Как сказал в беседе с корреспондентом газеты «Каспiй» глава исследовательского центра «Атлас» Эльхан Шахиноглу, вооруженная борьба КРП с турецким государством с точки зрения военного успеха бесперспективна:
- Несмотря на очевидное несоответствие провозглашаемых целей и возможностей, большинство активистов сепаратистского движения уверены, что ситуация в регионе складывается в их пользу, и готовы следовать примеру иракских и сирийских курдов, добившихся ощутимых успехов в борьбе за автономию. Причем значительное число не только активистов КРП, но и рядовых курдов считают вооруженную борьбу за идеалы курдского национализма не просто законной, но и эффективной. Потому террористы не откажутся от своих методов до тех пор, пока позиции курдского национализма в Турции не укрепятся настолько, чтобы вести переговорный процесс с позиций силы.
Достаточно посмотреть на регион Ближнего Востока, чтобы убедиться в возможности подобного сценария: за последние десять-двадцать лет курды смогли сформировать дееспособную армию в Сирии, в Ираке де-факто создана курдская автономия, а сейчас уже активно действуют в Иране. Не думаю, что Запад перестанет поддерживать курдский сепаратизм, но эта политика может привести к тому, что Анкара еще больше будет отделяться от него и укреплять партнерские отношения с Россией, хотя хрен редьки не слаще.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать