• четверг, 28 Марта, 16:44
  • Baku Баку 16°C

Гнев Евфрата

08 ноября 2016 | 10:43
Гнев Евфрата


ПОЛИТИКА


Как и предполагалось, началась операция с целью изоляции и дальнейшего освобождения центра самопровозглашенного «Исламского государства» (ИГ) на захваченных территориях Ирака и Сирии.


Условно назвали ее «Гневом Евфрата», а первыми приступили к реализации планов коалиции во главе с США курдские отряды народной самообороны, привязанные к партии «Демократический союз». Структура, по сути, являющаяся сирийским филиалом террористической организации Курдская рабочая партия (КРП) даже коммюнике распространила, в котором просит мировые и региональные державы «внести достойный вклад в ликвидацию центра мирового терроризма, оказывая все виды поддержки - логистическую, моральную и политическую». То есть, если кто не поддержит курдских террористов в борьбе с интернациональным беспределом, - враг человечества.


Подбадривать идущих на смерть



Можно было бы сомневаться в реальности такого посыла, однако накануне даже министр обороны США Эштон Картер подтвердил сообщение о старте зачисток. Правда, приветствуя курдскую инициативу, он не сообщил, насколько интенсивным будет вклад его страны в общее дело - скорее, американцы будут подбадривать идущих на смерть и помогать материально по принципу ленд-лиз. Вообще-то, усилия, призванные изолировать и в конечном счете освободить Ракку - очередной шаг в плане борьбы с ИГ, выработанном западной коалицией, но, как и в Мосуле, перспективы туманны. И все же усилия необходимы хотя бы для того, чтобы покончить с домыслами о существовании «халифата» в современном мире, хотя очевидно, что начальной стадией операции по освобождению Ракки будет ее полная изоляция, на что может уйти более двух месяцев. То есть под угрозой окажется несколько тысяч человек из числа местного населения. Это подтвердил и председатель объединенного комитета начальников штабов США Джозеф Данфорд по итогам встречи с турецким коллегой Хулуси Акаром. «Мы всегда говорили, что на фазу изоляции уйдут месяцы», - признался он, добавив, что повсеместное наступление на цитадель ИГ преждевременно. Кроме того, многие местные войска до сих пор находятся на стадии тренировки, да и «легионеры» умирать за чьи-то интересы не готовы. А ведь помнится, тот же Вашингтон очень хотел начать наступление на Ракку по мере разворачивания битвы за Мосул с тем, чтобы военные формирования террористов не начали отступление на территорию Сирии. Любопытен в этой связи ответ Картера, когда пару дней назад его спросили напрямую, будут ли американские спецназовцы входить в Мосул с разведывательными целями или в погоне за «высокопоставленными» террористами. Из его ответа следовало, что не будут, так как их войска сопровождают иракские силы безопасности и «пешмерге», и вообще, они не собираются становиться частью оккупации. Но кто в таком случае собирается наступать на Ракку и брать окончательно Мосул? Неужели американцы отдадут все преференции кому-то на откуп? Кстати, Хиллари Клинтон в ходе дебатов озвучила идею американского наступления на Ракку, но это может быть исключительно в случае ее поселения в Белом доме в качестве «хозяйки Капитолия».


Турция против объединения сил


Пока еще как такового штурма Мосула нет, а захват мелких населенных пунктов по дороге к нему - не в счет. По мнению членов экспертной группы газеты «Каспiй», скорее всего, ИГ не стало удерживать городки, не входящие в его идеологическую зону контроля, тем не менее коалиция уже начала «тормозить». Например, ассирийское ополчение, захватив несколько «своих» поселений, остановилось ввиду отсутствия дальнейшей мотивации. Да и официальная Анкара заявила, что не будет участвовать в операции «Гнев Евфрата», поскольку курдские вооруженные формирования на самом деле не что иное, как ответвление террористической КРП. Ее позиция, озвученная устами вице-премьера Нумана Куртулмуша, близка и понятна - на поле боя, будь то Сирия или Ирак, должны присутствовать местные силы, поддерживаемые (и не более того) коалицией. А то получается, одни террористы освобождают территории, подконтрольные другим террористам. Основное условие для участия Турции в этих операциях - это недопущение к ним сил ОНС. Вроде простая и доступная позиция, но почему американцы так прочно вцепились в идею задействования курдов? Если с целью их ослабления посредством физического разрежения, это еще как-то понять можно, ну, а вдруг они реально возьмут стратегически важный пункт? Тогда они точно потребуют, причем справедливо, своей части неразделенного пирога. Может, «гринго» и устраивает такой вариант, но турецкой армии лишняя головная боль ни к чему. Есть тут и такой момент - для того, чтобы взять Ракку, ОНС необходимо пройти с боями около 50 км, что вряд ли им под силу, тем более, что их боеспособность - мыльный пузырь, раздутый усилиями европейской левой печати на фоне ее симпатий к курдским сепаратистам. Реально же в условиях общевойсковых боев эта партизанщина теряется, начинает суетиться, возникает хаос, растут потери, после чего они останавливаются, так как совершенно не заинтересованы в разгроме противника. Их лидеры, и в первую очередь Барзани, стремятся только выторговать себе новые политические и экономические преференции непосредственно в так называемом «Курдистане». С другой стороны, масштабное участие курдов в операции «Гнев Евфрата» проблематично еще и потому, что Ракка - по сути арабский город, откуда местное население было изгнано сирийскими войсками. Да и Багдад не горит желанием участвовать в этой операции, так как его вторжение будет расценено Дамаском как объявление войны, к тому же иракское правительство не настолько зависимо от США, чтобы совершить самоубийственный шаг.



В Багдаде не все спокойно



Вообще-то, багдадские лидеры в последний год приобрели привычку, если что не так, бежать в Кремль. По их стопам движутся и иракские курды, обратившиеся к России с просьбой о военной и привязанной к ней гуманитарной помощи. Во всяком случае глава МИД автономии Фалах Мустафа Бакир встречался в Москве с замглавы внешнеполитического ведомства РФ Михаилом Богдановым, на что тот заявил, что «изучат запросы и постараются помочь». То есть Вашингтону сложно будет побудить иракскую армию двигаться вдоль Евфрата в другую страну непонятно зачем, и даже если американский план предусматривает продвижение не вдоль Евфрата на север, а прямо от Мосула на запад по кратчайшей линии, все равно передовые части иракцев выйдут из пустыни куда-то в район Аш-Шаддади. А до Ракки снова будет голая пустыня, причем пострашнее пройденной. И все это - территория Сирии, перемещение по которой - прямая агрессия. А без Багдада в данном случае США обойтись не могут, так что придется им опять уповать на курдскую «пешмерге», бессильную и партизанскую по определению.


Салех БАЯТ

banner

Советуем почитать