• пятница, 29 Марта, 19:43
  • Baku Баку 14°C

Он мечтал о вечно счастливом Азербайджане

29 октября 2016 | 13:04
Он мечтал о вечно счастливом Азербайджане

РАЗМЫШЛЕНИЯ
Если рассматривать деятельность
Нариманова не с идеалистических
позиций, а в контексте обстоятельств
исторической и политической реальности,
то Нариманов делал все, что было в его силах,
во имя сохранения национального
существования Азербайджана.

Анар, «Раздумья об азербайджанстве»
Эти строки из «Раздумий…» уважаемого писателя мне вспомнились сразу, как только я взяла в руки книгу «Нариман Нариманов, основатель Советского Азербайджана и первый руководитель Союза ССР». Ее автор, российский ученый, профессор Рудольф Николаевич Иванов, - известный в нашей стране человек, исследователь, перу которого принадлежит ряд посвященных истории Азербайджанского государства и его национальным героям произведений. И вот теперь - изданная в нынешнем году в Москве книга о Наримане Нариманове…
Тут я вновь обращусь к Анару. Помнится, в одной части своего трактата «Право на жизнь», той, что рассказывала о Нариманове, Анар назвал его, врача по профессии, писателя по пристрастию к литературе, политика по судьбе, трагической фигурой в истории Азербайджана ХХ столетия. Думаю, тем, кто хоть чуточку знаком с жизнью и многогранной деятельностью нашего выдающегося соотечественника, трудно не согласиться с таким утверждением. А уж тем более прочитав книгу Р.Иванова…
Да, пожалуй, главная ценность нового труда в том и состоит, что создателю его удалось показать, как в самых сложных условиях политической жизни, подчас при самых трагических обстоятельствах Нариман Нариманов, интернационалист по сути своей, всегда оставался верным сыном азербайджанского народа, борцом, делавшим все во имя сохранения национального существования своей Родины. А донести эту святую истину до читателя автору помогли прежде всего исторические документы, более половины которых, увы, рассекречены лишь недавно. Судя по содержанию книги, Рудольф Николаевич Иванов преодолел довольно трудный процесс сбора архивных материалов о своем герое - официальные и неофициальные свидетельства всей его многосторонней деятельности, статьи и речи Нариманова, взятые из редких изданий, многочисленные сопровождающие текст иллюстрации.
Все эти материалы, долгие годы скрываемые от народа, а ныне ставшие общим достоянием, вскрывают правду о том, как и почему предавалось забвению славное имя Наримана Нариманова, великого гражданина и патриота, до мозга костей преданного Азербайджану, о вечном счастье которого он, по его собственному признанию, всегда мечтал.
Вопреки логике, разговор о строго основанной на официальных документах книге Р.Иванова начну с ее заключительной части, названной автором «Возрожденный из пепла», и прежде всего с приведенного в ней интервью «Размышляя о прошлом», которое дал одному печатному органу в I990 году великий Гейдар Алиев. Делясь воспоминаниями, наш общенациональный лидер рассказал, как более двух лет понадобилось ему в начале 70-х годов прошлого столетия, чтобы добиться разрешения на празднование, хоть и с опозданием, 100-летия Наримана Нариманова, заклейменного как «националист», сколько усилий пришлось приложить, чтобы снять запрет с показа фильма об этом общественно-политическом и государственном деятеле, добиться установления ему памятника…
Хотелось бы подчеркнуть еще и то, что именно Гейдар Алиев стал первым, кто обоснованно и начисто опроверг якобы крамольный характер известного письма Нариманова Ленину, названного им «прекрасным письмом», в котором говорилось о необходимости установления нового строя в Азербайджане с учетом национальных особенностей и национальных традиций азербайджанского народа. Нельзя, писал Нариманов, российский метод слепо насаждать в Азербайджане. Именно в этом заключалась основная идея письма, ставшая, однако, надуманным поводом для того, чтобы на долгие годы повесить на его автора позорное клеймо «националиста».
«Кем был Нариман Нариманов для Азербайджана и СССР» - так называется первая глава повествования о человеке, историческая правда о котором буквально вырвалась на свет божий, как пишет автор книги, и поведала об этом замечательном азербайджанце…
В ней прежде всего даны штрихи к биографии героя, появившегося на свет в Тифлисе в апреле 1870 года в бедной, состоявшей из девяти детей азербайджанской семье. Нариман был самым младшим из них. Несмотря на материальные трудности, родители, пожелавшие, чтобы сын учился в русской школе, определили его в Закавказскую учительскую семинарию. Продолжить учебу в учительском институте, как было задумано, юноше не удалось: умер отец, надо было заботиться о семье…
В 90-х годах ХIХ столетия Нариман учительствовал. Переехав в Баку, служил сначала в так называемой прогимназии, а затем в Бакинской мужской гимназии. В этот период, можно сказать, началась также его литературная деятельность. Но, возможно, главным событием этих лет в биографии Нариманова было открытие им уникальной народной общедоступной библиотеки-читальни, состоявшей из пожертвованных книг и газет, поступавших сюда в качестве оплаты корреспонденций, которые создатель библиотеки-читальни писал в константинопольские и калькуттские газеты. Библиотека обрела широкую популярность, сюда приезжали из ряда городов Закавказья, чтобы познакомиться с постановкой дела, встретиться с работниками культуры среди тюрок, прочитать новые произведения на тюркском языке, наконец, стать свидетелем проходивших здесь репетиций благотворительных спектаклей в пользу бедных учеников и студентов, в которых нередко выступал в главных ролях и сам Нариманов.
По мере роста популярности этого уникального очага культуры, о котором писала в январе 1898 года авторитетная бакинская газета «Каспiй», росло и недовольство его деятельностью мусульманского духовенства. И в том же году по указу властей, а точнее - по политическим соображениям, библиотека-читальня была закрыта.
Конец ХIХ и первые годы ХХ века - время напряженной деятельности Наримана Нариманова, связанной с составлением учебников тюркского языка, самоучителей русского языка для азербайджанцев и азербайджанского для русских, с созданием литературных произведений. Именно в этот период им написаны пьеса «Невежество», историческая драма «Надир шах», роман «Бахадур и Сона» и др. Именно тогда состоялся и перевод на тюркский язык гоголевского «Ревизора». В связи с этим скажу и о том, что Нариманов, в самые смутные времена пропагандировавший в своих произведениях идею братства между народами, активно сотрудничал в единственной в то время российской газете «Переводчик» - «Tərcüman», которая издавалась на русском и тюркском языках. Первое десятилетие ХХ столетия ознаменовалось для Нариманова окончанием медицинского факультета Новороссийского университета, в который уже тридцатилетний Нариманов поступил после успешно выдержанных выпускных экзаменов в гимназии и запоздалого получения аттестата зрелости. Однако осуществить мечту о работе в клинике доктору Нариманову было не суждено: его ждала государственная и политическая деятельность…
I905-й… Нариманов - член социал-демократической организации «Гуммет»…
I906-й… Он - активный участник событий Первой русской революции…
I909-й… Уже пользовавшийся политической популярностью врач Нариман Нариманов, пытавшийся основать лечебную клинику, но главным образом для ведения под ее крышей подпольной революционной работы, арестован за поддержку национально-освободительного движения в Иране и как международный революционер заключен сначала в Метехский замок Тифлиса, а позже выслан в Астрахань…

Рудольф Иванов довольно подробно рассказывает об астраханском периоде жизни своего героя, развернувшего в этом городе весьма широкую культурно-просветительскую деятельность.
Несколько страниц в книге российского ученого-исследователя о нашем выдающемся соотечественнике посвящено его семье - Гюльсум ханым, женщине, ставшей верной спутницей его жизни и подарившей ему счастье любви, сыну Наджафу, к сожалению, пятилетним ребенком потерявшему отца. Нариманову-старшему не довелось узнать о том, что его сын, став танкистом, с первых дней Великой Отечественной войны находился в рядах действующей армии, воевал в Сталинграде. В 1943-м отважный воин, чьи боевые заслуги отмечались Родиной, геройски погиб в Донецкой области Украины, где прах его, гвардии старшего лейтенанта Нариманова Наджафа Наримановича, покоится и поныне…
Следует, думаю, отдать должное автору книги о нашем замечательном земляке, большом общественно-политическом и государственном деятеле, которым по праву признан Нариман Нариманов, в первую очередь - за огромное количество собранной в ней малоизвестной информации о герое и о тех, с кем сталкивала его жизнь, чуть ли не каждая из которых находит документальное подтверждение.
Страница за страницей в книге Р.Иванова, со свойственной этому автору скрупулезностью, прослеживается весь жизненный путь Наримана Нариманова. Его работа в партии «Гуммет», вошедшей в 1917 году в состав РСДРП(б), его редакторская деятельность в газете «Гуммет», а чуть позже - в должности комиссара городского хозяйства Бакинского Совета народных комиссаров. Приводятся тексты его статьи «С каким лозунгом мы идем на Кавказ?» и других публикаций.
Особо рассматривает автор книги взаимоотношения Ленина и Нариманова, бурная политическая деятельность которого привлекла внимание вождя международного пролетариата. В результате именно по его инициативе революционер Нариманов был в 1919 году приглашен в Москву и привлечен к работе в Совнаркоме. В книге приводится ряд документов, свидетельствующих об этом. Вот лишь некоторые из них: протоколы Политбюро, записки наркомата иностранных дел о кандидатуре Нариманова, о назначении мусульманина для заведования восточными делами и т.д.
Выражая свое отношение к книге «Нариман Нариманов, основатель Советского Азербайджана и первый руководитель СССР», не могу не подчеркнуть абсолютную честность ее автора в оценках событий, происшедших в нашем, с точки зрения истории, не таком уж и далеком прошлом. Пусть они, эти события, не всегда созвучны с нашими нынешними взглядами, но ведь они имели место и в какой-то мере оставили свой след в последующей жизни. Поэтому когда я читаю у Р.Иванова, к примеру, о том, что, готовя в апреле 1920 года операцию по низложению Азербайджанской Демократической Республики, в которой особое место было отведено азербайджанцу Нариманову, возглавившему по личному указанию Ленина созданный в Москве Азербайджанский революционный комитет, я почему-то хочу думать о том, что факт этот, скорее всего, является следствием высокой оценки личности Нариманова, который по своим духовным взглядам, общечеловеческим качествам и политическим принципам резко выделялся среди тех, кто его окружал, чем, естественно, вызывал их ревностное отношение к себе, даже зависть. Подтверждением этому могут послужить хотя бы нашедшие место в книге дерзкие, полные раздражения послания Серго Орджоникидзе с требованием немедленного приезда в Баку работавшего в Москве Нариманова, назначенного председателем Совнаркома Азербайджана.
Книга изобилует фактами, подтверждаемыми официальными документами и свидетельствующими о конкретных шагах, предпринимаемых Н.Наримановым во имя восстановления промышленности, и прежде всего нефтяной отрасли, сельского хозяйства республики, во имя предотвращения охватившего многие российские губернии голода.
А тем временем представители армянской национальности в руководстве Азербайджаном во главе с Левоном Мирзояном, стремясь вовлечь в борьбу против Нариманова, и небезуспешно, председателя Кавбюро Орджоникидзе, чинят его деятельности всяческие препятствия. Сказалось это, увы, и при рассмотрении в те годы карабахского вопроса.
С сожалением читаются страницы о борьбе Нариманова, тончайшего интеллигента, с чуждыми ему групповщиной и национализмом в Азербайджане, с теми интриганами из числа, увы, руководящих работников-армян, которые прилагали огромные усилия, чтобы вытеснить его, мешавшего им вести антитюркскую политику, не только с должности предсовнаркома, но и вообще изгнать из Азербайджана, а потом и из Закавказья, пусть даже с выдвижением на более высокие должности. И им это удалось. Судя по приведенным в книге Р.Иванова документам, в марте 1922 года Нариманов возглавил созданную принятой в Тифлисе декларацией Закавказскую Федерацию Советских Социалистических Республик, а в декабре того же года, по рекомендации Ленина, стал первым из четырех равноправных председателей Президиума ЦИК СССР.
В книге, посвященной Н.Нариманову, он предстает еще и как тонкий знаток восточного вопроса. Интересен его доклад «К истории нашей революции в окраинах», текст которого тоже предложен читателю. Этому вопросу посвящена почти вся вторая глава. Читаешь ее, и страшно становится! Вон ведь в какой далеко не однозначной политической атмосфере работал отстаивавший свои высокие принципы Нариманов, которому приходилось преодолевать сопротивление армянской группировки в составе Микояна, Мирзояна - с одной стороны, и некоторых представителей азербайджанского народа, оказавшихся на поводу у нее, - с другой…
Положение усложнилось с болезнью Ленина, когда был дан старт расправе над Наримановым. По поручению И.Сталина, главного дирижера организации деятельности Центральной контрольной комиссии в тот период, в Азербайджан для проверки выдвинутых Наримановым в докладе обвинений против ЦК РКП была направлена комиссия. Вооруженная тремя подготовленными в Центре документами, - а именно «Основные обвинения, выдвинутые тов.Наримановым против Бакинского комитета АКП, ЦК АКП и тов.Орджоникидзе», «Критика тов.Наримановым центральных органов и линии партии» и «Список лиц, которых тов.Нариманов касается в своем докладе» - комиссия, еще даже не выехав из Москвы, сформулировала свои выводы, сочтя и доклад Нариманова в ЦК РКП, и заявление его в ЦКК необоснованными, содержащими ряд клеветнических, порочащих достоинство не только отдельных лиц, но и всей коммунистической организации Баку и Азербайджана утверждений.
Автор книги очень подробно рассказывает о работе откомандированной в Баку комиссии по проверке положений доклада и записки Нариманова в ЦК РКП, представляет протоколы состоявшихся в связи с проверкой заседаний комиссии, текст резолюции, принятой на собрании ответственных работников Азербайджанской коммунистической партии, материалы конференции Бюро ячеек Бакинской организации, которые позволяют увидеть явную предвзятость в оценке деятельности Нариманова и в целом в отношении к нему забывших о совести членов комиссии, посланцев его недоброжелателей. И даже тогда, когда клеветническая антинаримановская кампания вроде бы подошла к концу, склочная возня по части расследования «деяний» Нариманова продолжалась еще довольно долго.
Однако, будучи членом Президиума ЦИК СССР, Нариман Нариманов продолжал трудиться в верховном законодательном органе страны, не щадя сил…
И все же, реально оценив ситуацию, как пишет Р.Иванов, «еще не отдышавшись от бесчисленных вопросов по его заявлению и докладу, гордый и независимый Нариман Нариманов решил подать заявление в Политбюро РКП(б) об освобождении его от должности члена Президиума ЦИК, с тем чтобы вообще покинуть государственную службу, …вплотную заняться литературной и общественной деятельностью», а решив, сделал это, обратившись к Сталину. Но это не входило в планы клеветников и их покровителей, всеми силами старавшихся не допустить появления Нариманова в Азербайджане. Пришлось созвать Политбюро, констатировать, что Нариманов, мол, пользуется полным доверием ЦК, и предложить ему взять заявление об отставке обратно…
После этих, не самых лучших в жизни героя книги, событий ему довелось прожить, к сожалению, лишь два года. В I925-м, через год после смерти Ленина, Нариман Нариманов, великий гражданин, патриот, созидатель, ушел из жизни. Смерть наступила, по официальному признанию, в результате «разрыва сердца». Но обстоятельства того трагического дня, все происшедшее после случившегося вечером 1925 года, опровергают официальное заключение о причине смерти, в котором, впрочем, сомневается и автор книги о Нариманове. А мне, человеку, с интересом и благодарностью к Р.Иванову прочитавшему это произведение, хотелось бы, с позволения автора, дополнить его фактом, вычитанным из статьи Анара «Трагедия Наримана Нариманова» и показавшимся мне весьма достоверным.
Как оказалось, в тот последний день своей жизни, когда ничто не предвещало беды, Нариманов отведал у своего, так называемого «друга» Серго Орджоникидзе присланной ему из Баку долмы, после чего с диагнозом «диарея и резкая диспепсия» и попал в больницу. Как стало известно позже, буквально перед самой кончиной он успел сказать, что его отравил Серго. Но этого никто не услышал… Или не захотел услышать…
После траурных заседаний, прошедших во всех высоких органах страны, после лицемерных, восхваляющих ушедшего из жизни Нариманова речей, которые произносили те, кто всячески травил его, Нариманова похоронили… в братской могиле у Кремлевской стены. Так решил И.В.Сталин, на целых полвека наложивший позже вето даже на упоминание имени этого славного сына азербайджанского народа. Однако вспомним строчки из рубаи Омара Хайяма: «Бог, простивший не сделавших доброго дела, не простит сотворившего зло подлеца»…
…Прошли десятилетия, на смену веку ХХ, пришел ХХI, а имя выдающегося азербайджанца, прославившего свой народ и Родину, живет в нашей благодарной памяти - ему посвящены литературные произведения, кинофильмы, в ряде городов высятся памятники ему…
И, конечно же, одним из таких замечательных свидетельств доброй памяти о нашем соотечественнике - несгибаемом борце за вечное счастье родного Азербайджана - стала и посвященная многогранной деятельности Наримана Нариманова книга Рудольфа Николаевича Иванова, российского ученого-исследователя, искренне и, по-моему, навсегда полюбившего нашу Отчизну. Спасибо ему за это!
На фото:
Нариманов с сыном Наджафом; февраль 1925 г.
Памятник Нариман Нариманову в Ульяновске. Дар солнечного Азербайджана городу Ленина
Супруга и сын прощаются с родным человеком (из коллекции Мемориального музея
)
Эльмира АЛИЕВА,
заслуженный журналист Азербайджана
banner

Советуем почитать