• вторник, 23 Апреля, 11:54
  • Baku Баку 20°C

Асад угрожает

22 октября 2016 | 10:09
Асад угрожает

События на Ближнем Востоке развиваются, о чем свидетельствует тон угроз и предупреждений. Так, армия режима, подконтрольного президенту Сирии Башару Асаду, заявила о готовности сбивать самолеты военно-воздушных сил Турции в случае, если они вторгнутся в воздушное пространство страны. Во всяком случае, об этом говорится в распространенном накануне официальном заявлении командования.
Так-то оно так
Кроме того, ближневосточные вояки выразили протест против «голой агрессии, направленной на беззащитных граждан», обвинив турок в бомбардировке деревень на севере Алеппо, включая Хассаджек, Вардия и Хесья, в результате которых якобы погибло свыше 150 мирных жителей, подчеркнув при этом, что проявление подобной неприкрытой агрессии по отношению к мирным гражданам может привести к еще большей эскалации конфликта.
Любопытно однако, что ранее, партия «Демократический союз» (сирийский филиал террористической организации «Курдская рабочая партия») и ее боевое крыло - отряды народной самообороны уверяли, что самолеты турецкой авиации совершили многочисленные налеты на их позиции. Впрочем, Генштаб Анкары и не делал особого секрета из того, что в ночь на 20 октября отряды оппозиционной свободной сирийской армии при турецкой поддержке провели операцию на севере Сирии, где были уничтожены до 200 боевиков, бронетехника и транспортное средство, а также штаб и укрытие террористов. После заявления командования армии Асада может создаться видимость, что зреет очередной конфликт, который может привести к прямому военному столкновению между Сирией и Турцией, где на стороне Дамаска окажутся Москва и Тегеран. Однако на самом деле это не так. У Асада нет никаких сил и средств противостоять турецким ВС. Армия Асада фактически существует лишь на бумаге и вместо нее в Сирии при поддержке российской авиации с повстанцами воюют части Корпуса стражей исламской революции, отряды «Хезболла», шиитское ополчение из Ирана и хазарейские наемники из Афганистана.
При своих интересах
Впрочем, каждая из этих сил преследует в Сирии свои интересы (которые не обязательно совпадают с интересами Асада), в которые вовсе не входит конфликт с турецкой армией, которая, ко всему прочему, обеспечила себе легитимность вторжения в Сирию, действуя совместно с коалиционными силами в борьбе с террористической организацией «Исламское государство» (ИГ). Военные операции, проводимые турецкими ВС в Сирии, следует рассматривать в качестве превентивных мер Турции против терактов, совершаемых боевиками ИГ и КРП на территории Турции.
Поэтому громкое заявление асадовской армии - не более чем сотрясение воздуха. Подтверждением этому может служить то, что нанесенные накануне, уже после зачитанного документа, удары ВВС Турции по 40 объектам террористов ИГ и шести объектам террористов КРП/ПДС остались без ответа.
К тому же стоит обратить внимание еще на одну деталь - генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, выступая на брифинге перед членами Ген­ассамблеи, заявил, что режим Башара Асада должен отказаться от использования авиации в небе над Алеппо при возобновлении общенационального режима прекращения боевых действий. «Экстремистские элементы должны быть изолированы, а судьба ни одной страны не должна зависеть от судьбы одного человека», - подчеркнул он. А это дорогого стоит, поскольку, во-первых, он не сам по себе, а озвучивает позицию Госдепа, а во вторых, тертый политик отлично знает цену заверениям руководителей всех стран, тем более - Ближнего Востока. Кроме того, в Сирии совершаются грубейшие нарушения прав человека, некоторые из них могут быть квалифицированы как военные преступления или преступления против человечности. Так что, судя по всему, это заявление не случайно. Похоже, международное сообщество постепенно склоняется к созданию на севере Сирии бесполетной зоны, о необходимости которой Анкара твердит уже два года.
Мнение эксперта
Каждая из вовлеченных в сирийский кризис стран преследует свои интересы, заявил газете «Каспiй» руководитель Клуба политологов «Южный Кавказ» Ильгар Велизаде:
- В частности Турция, проводя операции на севере Сирии, преследует очевидную цель - создать пояс безопасности, о котором они последние несколько лет говорили постоянно, но эти планы никто не поддерживал - ни США, ни Россия, ни тем более Башар Асад. Видя, что заручиться поддержкой других участников конфликта не удается, Турция решила реализовать эту цель в одностороннем порядке.
Асад в свою очередь преследует совершенно иную цель - сохранить власть, удержать и по возможности расширить контролируемые территории.
Естественно, другие страны, вовлеченные в сирийский конфликт, также преследуют свои цели. Например, страны входящие в возглавляемую США коалицию, хотели бы свержения режима Башара Асада. Что касается борьбы ССА при поддержке ВС Турции с ИГ и КРП, которые также являются врагами Асада на севере страны, отодвигает задачу свержения дамасского режима на второй план, что, собственно, Асаду и нужно. Потому вся эта воинственная риторика Дамаска - дескать, мы против вмешательства Турции, - не более чем слова, а практических действий нет, потому как для этого нет ни сил, ни желания.
При этом каждая из сторон, вовлеченных в «решение сирийского вопроса», выполняет локальные задачи, что отражается не только на развитии этого кризиса, но и на внутри- и внешнеполитической повестке этих стран. В частности, это нашло свое проявление в том, что во время последней нормандской - наряду с украинской - темой обсуждался и кризис в Сирии. Причем сирийская тема обсуждалась более предметно. Речь шла о перемирии, были озвучены послания США со стороны Франции и Германии, была ответная реакция российской стороны. Это говорит о том, что сирийский конфликт уже давно интернационализировался и стал одним из узловых вопросов текущей геополитики.
По этой причине наблюдается попытка трансформировать геополитические процессы посредством сирийского конфликта. При этом сторон, вовлеченных в конфликт, слишком много и они никак не придут к консенсусу. Неудивительно поэтому, что конфликт затягивается.
Ситуация эта может стать перманентной и усугубляющейся тем, что в отличие о прочих подобных конфликтов, он находится в активной (военной) фазе.
С сожалением приходится констатировать, что до окончания активной фазы этого конфликта еще далеко. Он будет длиться до тех пор, пока вовлеченные в него стороны не придут к какому-то временному консенсусу (как в нагорно-карабахском или палестинском конфликтах), который, в свою очередь, может затянуться на долгие годы, а то и десятилетия.
Салех Баят
banner

Советуем почитать