• пятница, 29 Марта, 18:16
  • Baku Баку 14°C

Утописты или утопленники?

19 октября 2016 | 12:04
Утописты или утопленники?

НРАВЫ
Правительство страны-агрессора вновь активизировалось насчет планов по строительству железной дороги из Тегерана, забыв об итогах августовского саммита президентов Азербайджана, России и Ирана.
Этот утопический проект не сходит с повестки обсуждений в самоизолировавшейся стране – в соответствии с тактическими шагами южные соседи тоже время от времени подтверждают собственный интерес к идее, но при этом требуют от Саргсяна хотя бы пальцем об палец ударить в данном направлении. Ситуация патовая на фоне отсутствия денег – у карабахского клана они есть, их не было, нет и не предвидится в бюджете, а это две большие разницы.
Между замыслом и реальностью
Реализация многих не только региональных, но и местных проектов в «многострадальной» стране в течение уже многих лет либо осуществляется за чужой счет, либо остается лишь на уровне приблизительных расчетов. Вот и вероятность железнодорожной затеи, похоже, не оттолкнется от нулевой точки. Хотя постойте, тамошние экономисты придумали одну идею, правда опять за счет сторонних ресурсов – оказывается, теократическому режиму интересна евразийская интеграция, в смысле, непрямое подключение к российскому ЕАЭС.
С этой точки зрения они считают проект действительно очень важным в качестве ответвления от Великого шелкового пути. Они даже подсчитали, что использование мультимодальных грузоперевозок между Арменией и Ираном с задействованием как железнодорожного, так и автомобильного транспорта будет гораздо дешевле и более эффективнее прочих.
Конечно, во всем мире такие проекты приносят конкретные выгоды бизнесу, потому есть альтернатива: можно воспользоваться многими видами транспорта. Строится не только одна железная дорога, но и открывается путь к строительству автомагистралей, но выгодно ли Ирану иметь лишнюю «головную боль» - ему нужно транспортировать грузы в Россию и Европу, а путь из Армении в обоих случаях лежит через Грузию, где постоянны обвалы и оползни, в том числе политические. Ему выгоднее договориться с союзницей по НАТО Турцией, кроме того, завершается строительство железнодорожного участка из Решта в Астару, оттуда по территории Азербайджана в РФ, что и по деньгам, и по стратегии гораздо проще и надежнее.
Со времен Тер-Петросяна
Разговоры о желании создать альтернативный путь шли еще во времена первого президента страны Левона Тер-Петросяна, но в ту пору, равно, как и сейчас, опять же основной проблемой, мешающей воплощению подобного проекта в жизнь, называлось отсутствие необходимых финансов для строительства. Но одним из основных препятствий является не отсутствие финансов или инвесторов, а то, что Армения слишком часто прислушивается и к точке зрения США в вопросе выбора друзей, развития отношений и строительства дальнейших путей, в том числе коммуникативных, и к точке зрения России, и к точке зрения Евросоюза, не умея определиться в стратегическом плане. Есть и главная проблема – она самоизолировалась от регионального сотрудничества, став жертвой собственных территориальных претензий.
Что касается Ирана, у него есть жесткое осознание своих национальных интересов, в которые не входит выставление собственной страны в ту или иную форму зависимости, что наглядно показывает ее отношение к США, Турции и Евросоюзу. Даже с Кремлем Тегеран стремится развивать абсолютно равноправные отношения как по Ближнему Востоку, так и Закавказью и другим вопросам, что уж говорить об Армении. Для него нет особой экономической пользы от строительства железной дороги, так что пусть «многострадальцы» тешат себя иллюзиями о собственной значимости.
Напомним, правительство Армении 7 августа 2014 года одобрило предварительную программу строительства железной дороги Иран — Армения. Стоимость проекта протяженностью в 300 км оценивается в $3,5 млрд, в его инфраструктуру должны быть включены 64 моста общей длиной 19,4 км, 60 тоннелей протяженностью 102,3 км и 27 станций. Ожидалось, что строительство завершится в 2022 году, объем грузоперевозок составит 25 млн тонн в год.
Проект железной дороги был разработан Международной компанией строительства и коммуникаций Китая (CCCC International). Допустим, что интерес к проекту проявляют китайские банки, которые выразили готовность профинансировать 60% программы, а где взять остальные 40%, если у армян денег нет, а Иран сам взял полумиллиардный железнодорожный кредит у официального Баку.
Фуад ПАШАБЕЙЛИ
banner

Советуем почитать